Совершенствование организации учета кредитов банков и заемных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение бухгалтерского учета кредитов и займов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие кредитов и займов, классифицировать кредиты и займы по различным признакам;
2) рассмотреть основные теоретические аспекты бухгалтерского учета кредитов и займов;
3) изучить нормативно – правовое регулирование бухгалтерского учета кредитов и займов;
4) рассмотреть практические аспекты бухгалтерского учета кредитов и займов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Методологические основы организации учета банков и заемных средств...................................................………………..
6
Понятие кредитов и займов, их отличительные особенности………………………………………………………………...

6
Нормативное правовые регулирование бухгалтерского учета кредитов займов, их классификация для составления управленческой отчетности………………………………………………………………….


10
Глава 2. Анализ современного состояния организации учета кредитов банков заемных средств …………………………………
23
2.1. Практическое ведения оргаизации учета кредитов банков и заемных средств…………………………….……........................................
23
2.2. Организация синтетического и аналитического учета кредитов и займов ……………………………………………………………………….
24
Глава 3. Совершенствование организации учета кредитов банков и заемных средств…………………………………………...………………..
3.1. Упрощение организационно- экономических основ кредитования..

30
30
Заключение ………………………………………………………………. 38
Список использованной литературы …………

Файлы: 1 файл

шарипов Жасур 2 (Восстановлен).docx

— 80.94 Кб (Скачать)

     Для обеспечения нормальной деятельности Бизнес-фонда ему были выделены средства из бюджета и 50% всех сумм, поступающих  от приватизации ежегодно.

     Созданный финансовый потенциал фонда позволяет  во многом снять дефицит на рынках капиталов для представителей малого бизнеса.

     Выделение кредитов Бизнес-фондом осуществляется по решению правления фонда на основе кредитного договора через Узтадбиркорбанк при наличии у заемщика страхового полиса, выданного, как праивло, страховым агентством "Мадад".

     Льготное  кредитование осуществляется Бизнес-фондом за счет привлеченных средств из государственных  источников и направляется на финансирование инвестиционных проектов частного предпринимательства  и малого бизнеса приоритетных отраслей экономики. Процентная ставка по льготным кредитам является нефиксированной  и устанавливается Бизнес-фондом по согласованию с Министерством  финансов.

     Важное  значение имеет Указ Президента Республики Узбекистан от 21 марта 2010 года "О  мерах по дельнейшей либерализации  и реформированию банковской системы", изданный с целью дальнейшей либерализации  и реформирования банковской системы, повышения самостоятельности коммерческих банков, а также превращения их в активных участников инвестиционного  процесса, расширения кредитования дехканских и фермерских хозяйств, а также  субъектов малого и среднего бизнеса, усиления защиты интересов вкладчиков банков, формирования между банками  и их клиентами взаимовыгодных товарищеских отношений, расширения сотрудничества с зарубежными банками.

     В соответствии с данным указом был  введен в действие порядок направления  коммерческими банками средств  в размере до 25 процентов от собственной  прибыли в специальный фонд. За счет этих средств стало возможным  осуществление льготного кредитования производственных микрофирм, предприятий малого и среднего бизнеса, дехканских и фермерских хозяйств, высокотехнологичных и инновационных проектов.

     В частности коммерческие банки освобождаются  от уплаты налога на доходы сроком на 5 лет при условии целевого направления  доходов, полученных от предоставления кредитов за счет средств специального Фонда льготного кредитования, на увеличение ресурсов данного фонда.

     По  привлеченным срочным вкладам (депозитам) физических лиц со стороны коммерческих банков выплачиваются проценты в  размере не менее 75 процентов, а по депозитам юридических лиц не менее 50 процентов от действующей ставки рефинансирования. При этом, по привлеченным в свое время средствам, процентные ставки остаются неизменными на все время действия депозитного соглашения.

     Одним из основных направлений экономического развития экономики Узбекистана  является формирование многоукладной  экономики, в котором ведущее  место занимает частная собственность.

     Мировой опыт свидетельствует, что малый  бизнес играя главную роль при  переходе к рыночной экономке, во многом определяет темпы экономического роста, способствует более эффективному распределению  материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

     Малый и частный бизнес наряду с крупной  промышленностью является основой  экономики государства. От результатов  его деятельности, умения чутко реагировать  на спрос, выпускать качественную продукцию  во многом зависит благополучие страны. По мнению некоторых специалистов, он даже составляет основу современной  национальной модели социально-экономического развития.

     Необходимую финансовую помощь поддержку предпринимателям, имеющим новые идеи, направленные на пополнение потребительского рынка  товарами народного потребления  и увеличения рабочих мест, а также  предприятиям, вклад в развитие экономики  республики оказывают банки. В связи  с тем, что малый и средний  бизнес считается одним из высокорискованных видов бизнеса, не все банки охотно идут на кредитование этих субъектов.

     В республике создан четкий механизм поддержки  малого и частного предпринимательства  с использованием средств внебюджетных фондов такие как Бизнес-фонд, Фонд дехканских и фермерских хозяйств и Фонд занятости Министерства труда. Все эти фонды открыли кредитные линии во многих коммерческих банках.

     Анализ  ситуации развития малого и среднего бизнеса показывает, что главные  причины, мешающие расширению производства, осложняющие предпринимательскую  деятельность, - отсутствие начального капитала, трудности с приобретением  материально-технических ресурсов и реализацией продукции, непростые, отнимающие много времени и сил  процессы регистрации субъектов  малого бизнеса и получения кредитов. В этой связи Центральный банк предпринял ряд мер по преодолению  существовавших препятствий. Так, пересмотрен  и упрощен порядок оформления документов, необходимых для получения  кредита, были аннулированы более 40 устаревших, утративших актуальность нормативных  актов ЦБ.

     Чтобы способствовать свободному развитию малого и среднего бизнеса, являющегося  структурной составляющей всякой развитой экономики, необходимо максимально  упростить систему его обеспечения  финансовыми ресурсами. Коммерческим банкам следует формировать круг надежных клиентов из числа частных  предпринимателей, субъектов малого и среднего бизнеса и ввести систему  кредитования в соответствии с их финансовыми результатами.

     На  основе изучения и анализа текущей  ситуации, связанной с развитием  малого и среднего предпринимательства, Правительством, Центральным банком за короткое время был предпринят ряд мер, направленных на улучшение  его обслуживания. К ним можно  отнести указы Президента страны И.А. Каримова:

     от 21 марта 2010 г. N УП-2564 "О мерах по дальнейшей либерализации и реформированию банковской системы";

     от 9 апреля 2008 г. N УП-1987 "О мерах по дальнейшему стимулированию развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса";

     а также ряд постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан:

     от 19 мая 2010 г. N 195 "О дополнительных мерах по стимулированию участия  коммерческих банков в развитии малого и среднего предпринимательства",

     от 4 марта 2010 г. N 75 "О мерах по поддержке  фермеров, частных предпринимателей и других субъектов малого и среднего бизнеса";

     от 23 февраля 2010 г. N 65 "О мерах по сокращению и упорядочению отчетности для предприятий  малого и среднего бизнеса";

     от 27 мая 2008 г. N 232 "О совершенствовании  механизма стимулирования развития малого и среднего предпринимательства";

     от 26 июля 2005 г. N 291 "О вопросах организации  и деятельности фонда поддержки  частного предпринимательства и  малого бизнеса (Бизнес-фонда)". В  настоящее постановление внесены  дополнения постановлениями КМ РУ N 151 от 16.04.2006 г. и N 232 от 27.05.2008 г.;

     от 28 августа 2005 г. N 344 "О Государственной  программе поддержки развития малого бизнеса и частного предпринимательства".

     В этой связи большое значение имеет  “Положение о порядке кредитования индивидуальных предпринимателей, субъектов  малого и среднего бизнеса коммерческими  банками за счет средств кредитных  линий внебюджетных фондов”, разработанного ЦБ РУ совместно с Министерством  финансов республики. Он был принят во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан “О дополнительных мерах по финансированию, материально-техническому обеспечению, таможенным льготам, оказанию банковских и других услуг малым предприятиям, дехканским и фермерским хозяйствам”.

     Данный  нормативный документ открывает  новые возможности для развития малого и среднего бизнеса: классу собственников  будут предоставлены дополнительные льготы при получении кредитов и микрокредитов из внебюджетных фондов.

     Особого внимания заслуживает система выдачи микрокредитов, ориентированная на полное удовлетворение потребности представителей малого и среднего бизнеса в кредитах. Эта система в 2010 году успешно прошла практические испытания в пределах Ташкентской области, а теперь применяется в масштабах всей республики.

     В соответствии с разработанным новым  порядком выдачи кредитов субъектам  малого и среднего бизнеса, чтобы  получить микрокредит для предпринимателей, действующих без образования юридического лица, достаточно предоставить лишь 2 документа - бизнес-план и кредитное обеспечение, а предпринимателям, имеющим статус юридического лица, необходимо добавить третий документ - бухгалтерский баланс хозяйства. В целях недопущения ненужного бюрократизма и ускорения сроков рассмотрения заявок предпринимателей по выделению кредитов были установлены жесткие временные лимиты.

     Во  всех коммерческих банках созданы фонды  льготного кредитования субъектов  малого и среднего бизнеса, благодаря чему банк становится реальным генератором развития предпринимательства, в первую очередь малого и среднего, поскольку удовлетворение потребности в финансовых ресурсах - один из самых важных факторов развития этого сектора экономики.

     На  начало 2011 года коммерческими банками  республики было выделено в фонды  льготного кредитования 7 млрд. сумов, эти средства полностью освоены. Всего в этой сфере выделено 138 млрд. сумов общих кредитов, в том числе микрокредитов - 12 млрд. сумов. Такие примеры, несомненно, свидетельствуют о том, что банковская система республики серьезно приступила к удовлетворению потребностей субъектов предпринимательства.

     В результате предпринимаемых мер  стабильно увеличиваются объемы кредитных ресурсов, выделяемых для  финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. В первой половине 2011 года данный показатель составил 72 млрд. сумов, благодаря чему создано 178 тыс. новых рабочих мест. Сегодня почти треть трудоспособного населения страны работает на предприятиях малого и среднего бизнеса. 

 

     Заключение

 

     Любому  государству свойственно наличие  различных видов законодательства, каждое из которых регулирует различные  области. В частности, в России имеет  место гражданское законодательство, регулирующее широкий круг общественных отношений, налоговое законодательство, определяющее правила и порядок  уплаты налогов, бухгалтерское законодательство, рассматривающее порядок организации  бухгалтерского учета, и другие виды законодательств. Но в законодательных  актах, регулирующих различные области, очень часто имеются некоторые  противоречия, которые затрудняют правильное понимание имеющейся информации. Таким примером является классификация  кредитов и займов. Нельзя сказать, что в различных законодательных  актах имеются серьезные противоречия, но они зачастую приводят к неправильному  пониманию показателей бухгалтерского баланса и затрудняют работу бухгалтерских  и налоговых служб.

     Таким образом, в данной работе рассматривается  проблема классификации кредитов и  займов на основе гражданского, налогового и бухгалтерского законодательства, рекомендуется интегрированная  классификация с целью организации  управленческого учета на хозяйствующих  субъектах и предлагается к использованию  форма управленческого отчета, направленная на усиление контроля за своевременностью погашения обязательств.

     Изучено понятие кредитов и займов. Кредит в широком смысле - это система  экономических отношений, возникающих  при передаче имущества в денежной или натуральной форме от одних  организаций или лиц другим на условиях последующего возврата денежных средств или оплаты стоимости  переданного имущества и, как  правило, с уплатой процентов  за временное пользование переданным имуществом.

     Список  использованной литературы 

  1. Указ Президента РУ И.А. Каримова от 21 марта 2010 г. N УП-2564 "О мерах по дальнейшей либерализации  и реформированию банковской системы";
  2. Указ Президента РУ И.А. Каримова от 19 мая 2010 г. N 195 "О дополнительных мерах по стимулированию участия коммерческих банков в развитии малого и среднего предпринимательства";
  3. Каримов И.А. "Узбекистан на пороге 21 века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса" Ташкент, Узб. - 2007 год.
  4. Каримов И.А. "Узбекистан по пути углубления экономических реформ" Ташкент, Узб. - 2003 год.
  5. Доклад И.А. Каримова на XIY сессии ОлийМажлиса 14 апреля 2009 года. / газета “Народное слово" от 16 апреля 2009 г.
  6. Закон “О Центральном Банке Республики Узбекистан”.
  7. Закон “О банках и банковской деятельности”.
  8. Закон Республики Узбекистан “О бухгалтерском учёте" от 30 августа 2006 года / Сборник новых законов Узбекистана, № 14 - Т.: “Адолат" 2007, 332 с.
  9. Банковское дело. Учебник /Под ред.О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2008, 576 с.
  10. "Банковское дело" Справочное пособие/под ред. Бабичева Ю.А. Москва: Экономика, 2004 год.
  11. "Банковская система Узбекистан в годы независимости" под ред. Муллажанова Ф.М. - Ташкент, Узб., 2006 год.
  12. "Банковское дело": Учебник/под ред. проф. Колесникова В.И. - Москва: Финансы и статистика, 2006 год.
  13. Бержанов С.А. "Основные закономерности формирования банковской системы Республики Узбекистан"; Ж - "Рынок, деньги и кредит" № 1, 2006 год.
  14. Ф. Муллажанов. Направления и итоги реформ в банковской системе Узбекистана /Рынок, деньги и кредит. 2009 сентябрь/ № 9
  15. Рассказова-Николаева С.А.Принципы регулирования бухгалтерского учета // «Бухгалтерский учет». - № 2. – 2006.

Информация о работе Совершенствование организации учета кредитов банков и заемных средств