Состав, этапы формирования и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является освещение основных элементов бухгалтерской отчетности, например, таких как:
Понятие, виды и назначение бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также требования, предъявляемые к ней;
Состав бухгалтерской отчетности и взаимоувязка отдельных ее показателей;
Этапы формирования бухгалтерского отчета и взаимосвязь его со счетами Главной книги;
Представление бухгалтерской отчетности.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие, виды и назначение бухгалтерской (финансовой) отчетности 5
2. Состав бухгалтерской отчетности 11
3. Этапы формирования бухгалтерского 18
4. Представление бухгалтерской отчетности ……………………………….. 27
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Курс теория.docx

— 73.08 Кб (Скачать)
  • Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

    • Гражданский кодекс Российской федерации;
    • федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг»;
    • указ Президента РФ;
    • Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998г. № 34н (с изменениями на 24 декабря 2010г.));
    • Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999г. № 43н.;
    • Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчётности организации»;
    • Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.96 г. №112 «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности», и пр.

Состав бухгалтерской отчетности

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [5], а также положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 [7] и Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. № 67н бухгалтерская отчетность состоит из таких форм, как [8]:

  • бухгалтерский баланс – форма №1;
  • отчет о прибылях и убытках – форма №2;
  • отчет об изменениях капитала – форма №3;
  • отчет о движении денежных средств – форма №4;
  • приложение к бухгалтерскому балансу - форма №5;
  • отчет о целевом использовании полученных средств – форма №6 (для некоммерческих организаций);
  • пояснительная записка;
  • специализированные внутриотраслевые формы, установленные действующим законодательством;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с Федеральными законами подлежит обязательному аудиту (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 183-ФЗ).

В зависимости от форм собственности  и вида отчетности ее состав меняется. Так, например, наиболее поной бухгалтерской отчетностью, включающей все вышеперечисленные формы, является годовая финансовая отчетность. В состав промежуточной бухгалтерской отчетности входит форма № 1 «Бухгалтерский баланс» и форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Субъектам малого предпринимательства, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанным проводить независимую аудиторскую проверку, предоставлено право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), а также пояснительную записку.

Субъектам малого предпринимательства, не применяющим  упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, но обязанным  проводить независимую аудиторскую  проверку, также предоставлено право  не включать в состав годовой бухгалтерской отчетности формы № 3, 4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные. Следует отметить, что и некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой отчетности эти же формы. В то же время им рекомендуется включать в отчетность форму № 6.

Общественные  организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего  имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую  отчетность не составляют. Указанные  организации в составе годовой  бухгалтерской отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о  движении денежных средств (формы № 3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку  [12, с.27-28].

Итак, рассмотрим значение основных форм бухгалтерской  отчетности.

Главной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс предприятия (Приложение 1). Он состоит из двух элементов. В первой части показываются активы (реальные формы имущества), во второй – пассивы (источники капитала) предприятия. Обе составляющие всегда сбалансированы: итоговая сумма строк по активу равна итоговой сумме строк по пассиву. Называется эта сумма валютой баланса. По каждой строке баланса предприятия заполняются две графы. В первую графу заносится финансовое состояние на начало отчетного года (вступительный баланс), а во вторую графу – на конец года (заключительный баланс).

Баланс  предприятия составляется исключительно  на основе сальдового баланса или  главной книги бухгалтерского учета.

Отчет о прибылях и убытках (Приложение 2) содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения является валовая (балансовая) прибыль или убытки за период.

Для инвесторов и аналитиков отчет  о финансовых результатах во многих отношениях документ более важный, чем баланс предприятия, поскольку  в нем содержится не застывшая, одномоментная, а динамическая информация о том, каких успехов достигло предприятие в течение года и за счет каких укрупненных факторов, каковы масштабы его деятельности. Он дает представление о тенденциях развития предприятия, его финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем [14, с.28].

В отчете об изменениях капитала (Приложение 3) приводится в разрезе его составляющих информация об их величине на начало года, изменении в течение года и величине на конец года. Он состоит из двух разделов: «Изменения капитала» и «Резервы». В первом разделе отражаются данные о наличии и движении его составляющих: уставного (складочного) капитала, добавочного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли, образуемых в соответствии с учредительными документами и принятой учетной политикой. Во втором разделе отражаются данные о наличии и движении резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, а также резервов, образованных в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Данный  отчет дает возможность получить информацию об источниках формирования собственного капитала за отчетный период и причинах его изменения. Его  поэлементный анализ позволяет охарактеризовать способность предприятия к самофинансированию и наращиванию капитала [12, с.29].

Отчет о движении денежных средств (Приложение 4) представляется в валюте Российской Федерации. В случае наличия (движения) денежных средств в иностранной валюте сначала составляется расчет в иностранной валюте по каждому ее виду. После этого данные каждого расчета пересчитываются по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской отчетности.

Форма № 4 раскрывает информацию о получении  и расходовании денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. При этом под текущей деятельностью понимается деятельность предприятия, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели, либо производство промышленной продукции, выполнение строительных работ, и т. д. Инвестиционная деятельность предприятия связана с капитальными вложениями организации, а именно, с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п. Финансовая деятельность предприятия связана с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п. [20].

Отчет о  движении денежных средств предназначен для оценки способности организации обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами. При этом его данные дополняют информацию, содержащуюся в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках.

Соответствующие разделы приложения к бухгалтерскому балансу предусмотренные в форме № 5, раскрывают минимально необходимые сведения о движении заемных средств, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, состоянии амортизируемого имущества, источниках финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, содержат расшифровку отдельных прибылей и убытков, элементов затрат на производство, а также другую информацию [12, с.30].

В состав бухгалтерской отчетности за отчетный год входит «Отчет о целевом использовании полученных средств». Данную форму заполняют некоммерческие организации. В ней отражаются такие показатели, как:

  • остаток средств на начало отчетного года;
  • сколько поступило средств – вступительные, членские, добровольные взносы, доходы от предпринимательской деятельности организации, и пр.;
  • сколько использовано средств – расходы на целевые мероприятия (по их видам), расходы на содержание аппарата управления (по их видам), и т. д.;
  • сколько всего использовано средств;
  • остаток средств на конец отчетного года.

Согласно статье 2 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, удовлетворения их духовных и иных нематериальных потребностей и т. д. [5]. Можно выделить два основных источника, за счет которых существует некоммерческая организация. Первый – это целевые средства (регулярные и единовременные поступления, полученные от учредителей, пожертвования и пр.). Второй источник средств, за счет которых «живет» некоммерческая организация, - это доходы от предпринимательской деятельности.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. (в ред. Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ)

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они  не позволяют достоверно отразить имущественное  состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим  обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета  рассматривается как уклонение  от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации  о бухгалтерском учете. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

Рассмотренные выше элементы бухгалтерского отчета взаимосвязаны, поскольку отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Таким образом, пользователь бухгалтерской отчетности (инвестор, собственник бизнеса), имеющий на руках только основные формы бухгалтерской отчетности: «Отчет о прибылях и убытках» и «Бухгалтерский баланс», может сделать следующее сопоставление.

 

Форма N 2       

Форма N 1       

строка  

столбец 

строка  

столбец  

190 (прибыль)

3    

470   

4     

190 (убыток)

3    

475   

4     


 

Если же, например, в распоряжении инвестора находится весь комплект годовой финансовой отчетности, он может провести экспресс-проверку достоверности  большинства показателей «Бухгалтерского  баланса» (ф. N 1) и «Отчета о прибылях и убытках» в сравнении с другими  формами отчетности. Некоторые формы отчетности связаны с формой № 1 «Бухгалтерский баланс». Это еще раз говорит о том, что она является основной и остальные только более подробно раскрывают приведенные в ней показатели.

Вместе с тем приложения к Бухгалтерскому балансу также  могут быть сравнены между собой  и формой № 2 «Отчет о прибылях и  убытках».

 

Форма N 4             
"Отчет о движении денежных средств"

Форма N 5               
"Приложение к бухгалтерскому балансу"

строка     

столбец  

строка     

столбец    

080      

3      

110 + 130    

4       

085      

3      

120 + 140    

4       


 

 

Форма N 2          
"Отчет о прибылях и убытках"

Форма N 5               
"Приложение к бухгалтерскому балансу"

строка   

столбец  

строка     

столбец    

020 + 030 + 040

3    

660       

3       

020 + 030 + 040

4    

660       

4       

Информация о работе Состав, этапы формирования и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности