Состав и структура бухгалтерского баланса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Потенциальные инвесторы и кредиторы изучают и оценивают содержание и отношения между отдельными группами и подгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь между собой. Умение читать баланс - знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия.
На основе бухгалтерского баланса определяется ряд важнейших финансовых коэффициентов: рентабельность, соотношение заемных и собственных средств и т. д.
Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой, которая позволяет принимать обоснованные управленческие решения.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность, значение и состав бухгалтерской финансовой
Отчетности 5
1.1. Бухгалтерская финансовая отчетность в России:
понятие и основные требования к ее составлению 5
1.2. Состав бухгалтерской финансовой отчетности и основные
правила ее составления и представления 8
2. Понятие о бухгалтерском балансе, виды баланса, его строение,
содержание (формы) и функции 13
2.1. Формы бухгалтерского баланса 15
2.2. Виды бухгалтерских балансов 19
3. Структура и порядок заполнения бухгалтерского баланса 21
3.1. Актив баланса 22
3.2. Пассив баланса 23
4. Взаимосвязь бухгалтерского баланса с другими
отчетными формами 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Курсовая.Бухгалт.Финан.Отчетность 4курс 2011г.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

    1.2. Состав бухгалтерской  отчетности и основные  правила ее составления  и представления

    Закон «О бухгалтерском учете», ПБУ 4/99, а  также приказ Минфина России от 02 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» исчерпывающем образом установили составные части бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность включает следующие составляющие:

    1. Бухгалтерский баланс – форма № 1;
    2. Отчет о прибылях и убытках – форма № 2;
    3. Пояснения к отчетности, включающие:

      3.1. Отчет об изменениях капитала – форма № 3;

      3.2. Отчет о движении денежных  средств – форма № 4;

      3.3. Приложение к Бухгалтерскому  балансу – форма № 5;

      3.4. Отчет о целевом использовании  полученных средств – форма  № 6;

    4. Пояснительная  записка – текстовая часть бухгалтерского отчета;

    5. Аудиторское  заключение, подтверждающее достоверность  бухгалтерской отчетности, если  она в соответствии с требованиями  законодательства подлежит обязательному  аудиту.

    Субъекты  малого предпринимательства, не обязаны  проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу форма № 5), пояснительную записку.

    Субъекты  малого предпринимательства, обязаны  проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4),  Приложение к бухгалтерскому балансу форма № 5) при отсутствии соответствующих данных.

    Некоммерческие  организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма  № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4),  Приложение к бухгалтерскому балансу форма № 5) при отсутствии соответствующих данных.

    Некоммерческим  организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании  полученных средств (форма № 6).

    В состав промежуточной бухгалтерской  финансовой отчетности включаются:

    1) Бухгалтерский баланс;

    2) Отчет о прибылях и убытках.

    Таким образом, в зависимости от объемов  деятельности возможны три варианта формирования бухгалтерской отчетности:

    1) упрощенный – для субъектов  малого предпринимательства и  некоммерческих (кроме бюджетных) организаций;

    2) стандартный – для коммерческих  организаций, относящихся к группе  средних и крупных организаций.  Бухгалтерская отчетность формируется  исходя из образцов форм, приведенных  в Приложении к Приказу Минфина  России от 02 июля 2010 г. № 66н;

    3) множественный – для коммерческих  организаций, относящихся к группе  крупнейших и крупных организаций,  осуществляющих несколько видов  деятельности. В этом случае количество  форм, составляющих бухгалтерскую  отчетность организации, и вариантов  представления отчетной информации значительно увеличивается. Вместо одной формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» целесообразно представлять показатели отдельных ее разделов в виде самостоятельных бухгалтерской отчетности. В крупных компаниях важную роль приобретает информация по сегментам (операционным и географическим).

    Приведенные в приложении к Приказу Минфина  России № 66н формы бухгалтерской отчетности носят рекомендательный характер. Организации могут самостоятельно разрабатывать собственные на основе образцов этих форм. При этом должны соблюдаться общие требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности и правила ее формирования:

    1. Не должно быть пустых строк.  Организация изначально должна  предусмотреть в формах только  те статьи и строки, которые ей необходимы. Если же будут использоваться формы, разработанные Минфином РФ, то при составлении отчетности должны быть убраны те строки и статьи разделов, по которым нет соответствующих показателей.

    Статьи  бухгалтерской отчетности, по которым  отсутствуют в данном отчетном периоде числовые значения показателей, должны прочеркиваться при заполнении.

    2. Организациям предоставлено право  самостоятельного кодирования строк  при разработке и принятии  отчетных форм, тем самым реализуется  возможность выбора разных подходов к раскрытию финансовой информации в формах бухгалтерской отчетности. Исключением является только бухгалтерский баланс.

    3. В формах бухгалтерской отчетности  организаций должны приводится  данные по каждому числовому  показателю как минимум за  два года – отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами. При этом каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием причин.

    4. Если показатель должен вычитаться  из соответствующих данных при  его исчислении или имеет отрицательное  значение, то в бухгалтерской  отчетности этот показатель отражается  в круглых скобках.

    5. Составление и представление  бухгалтерской отчетности производится  в тысячах рублей без десятичных  знаков, а при существенных оборотах  продаж и объемах обязательств  – в миллионах рублей без  десятичных знаков.

    6. Каждый отчет должен иметь заголовочную часть, в которой указываются:

    • наименование отчета («Бухгалтерский баланс»);
    • отчетный период – во всех формах, кроме бухгалтерского баланса;
    • отчетная дата;
    • наименование организации;
    • ИНН, присвоенный налоговым органом;
    • вид деятельности, признаваемый основным в соответствии с ОКВЭД;
    • ОПФ согласно ОКОППФ;
    • местонахождение (адрес) – на бухгалтерском балансе;
    • дата утверждения, дата отправки/принятия.

    Днем  представления организацией бухгалтерской  отчетности считается день ее фактической  передачи по принадлежности, дата почтового отправления либо дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи.

    7. Бухгалтерская отчетность должна  быть подписана руководителем  и главным бухгалтером организации  (в конце каждой формы). После  подписей проставляется фактическая дата подписания этой отчетности.

    Отчетным  годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.

    Для вновь созданных (либо реорганизованных) первым отчетным годом считается  период со дня их государственной  регистрации по 31 декабря включительно, а для созданных после 1 октября (включая эту дату) – с даты ее государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

    Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней, но не ранее 60 дней по окончании отчетного года, а промежуточная – в течение 30 дней по окончании квартала. 

  1. Понятие о бухгалтерском балансе, виды баланса, его строение, содержание (формы) и функции

     Термин  «баланс» обозначает равенство, характеризуемое двумя чашами весов, находящихся в равновесии. Существует огромное множество видов балансов, в том числе баланс материальный (натуральный), денежный (бухгалтерский), рабочего времени, межотраслевой баланс, баланс платёжный, баланс трудовых ресурсов и т. д.

     Баланс – это метод бухгалтерского финансового учета, позволяющий в денежной оценке и на определенный момент времени отобразить состояние средств организации и источники их формирования.

     Рассмотрим  подробнее бухгалтерский баланс. Бухгалтерский баланс или отчет  о финансовом положении содержит информацию об активах, обязательствах и капитале организации на определенный момент времени. Достижение успеха в управлении предприятием (организацией, учреждением) во многом зависит от достоверности и полноты сведений о средствах, которыми располагает это предприятие, и из каких источников сформированы эти средства. В целях обеспечения сопоставимости такие сведения должны быть представлены в обобщенных денежных показателях по состоянию на определенную дату, но для полноценного изучения состава средств и источников их формирования необходима их экономическая группировка. Балансовое обобщение информации широко применяется в учёте, анализе финансово-хозяйственной деятельности, для обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, ориентации предприятий, организаций в рыночной экономике. Балансовое обобщение информации впервые было применено для составления бухгалтерского баланса, что позволило установить имущественно - финансовое состояние предприятия, его положение в системе управления рыночной экономикой.

     Средства  предприятия участвуют в процессе производства непрерывно. Вещественный состав средств на разных предприятиях неодинаков, поэтому для руководства  предприятием нужно знать, какими средствами оно располагает, из каких источников они получены, для какой цели предназначены. На эти вопросы даёт ответ бухгалтерский баланс.

     Бухгалтерский баланс представляет собой определенный способ группировки на определенную дату в денежной оценке хозяйственных средств по составу и функциональной роли в процессе производственно-хозяйственной деятельности, а источников этих средств – по целевому назначению. Источником составления бухгалтерского баланса является Главная книга. Бухгалтерский баланс можно сравнить с моментальной фотографией финансового состояния предприятия. Он позволяет определить ряд абсолютных и относительных показателей финансовой стабильности и эффективности работы компании с точки зрения отдачи вложенных в нее средств. К их числу прежде всего относится разница между текущими активами и текущими обязательствами, называемая оборотным капиталом. На основе бухгалтерского баланса определяется ряд важнейших финансовых коэффициентов: рентабельность, соотношение заемных и собственных средств и т. д.

     В экономике любого государства баланс выполняет важные функции:

     баланс  знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием организации. Из баланса они узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым организация способна распоряжаться;

     по  балансу определяют, способна ли организация выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ей грозят финансовые трудности;

     по  балансу определяют конечный финансовый результат деятельности организации в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы;

     на  показателях, приведенных  в балансе, строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных средств;

     данные  баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.

Информация о работе Состав и структура бухгалтерского баланса