Содержание и строение бухгалтерских счетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:42, реферат

Краткое описание

Для отражения суммы в составе имущества собственного капитала и обязательств используются счета бухгалтерского учета. В каждом счете на основании первичной документации отражаются лишь однородные хозяйственные операции, для которых этот счет предназначен. При этом, такие операции увеличивают или уменьшают учитываемые показатели. Таким образом, счет бухгалтерского учета – это специальный способ текущего отражения, экономической группировки и оперативного контроля за изменениями отдельных однородных объектов бухгалтерского учета.

Файлы: 1 файл

бухгалтерский учет бе бе бе.docx

— 34.11 Кб (Скачать)

1.   Содержание и строение бухгалтерских счетов

Для отражения суммы в  составе имущества собственного капитала и обязательств используются счета бухгалтерского учета. В каждом счете на основании первичной  документации отражаются лишь однородные хозяйственные операции, для которых  этот счет предназначен. При этом, такие операции увеличивают или уменьшают учитываемые показатели.  Таким образом, счет бухгалтерского учета – это специальный способ текущего отражения, экономической группировки и оперативного контроля за изменениями отдельных однородных объектов бухгалтерского учета.

На каждом счете учитывается  один объект или группа однородных экономических объектов. Изменения  объектов, учитываемых на счетах, происходит в двух направлениях: в строну увеличенияи уменьшения.

 

Рассмотрим схему строения бухгалтерского счета.

Наименование счета

Дебет (Дт)

Кредит (Кт)

№ операции

Сумма

№ операции

Сумма

       

 

Дебет и кредит являются терминами для обозначения взаимопротивоположных сторон в делении имущества, собственного капитала и обязательств отражаемых на счетах. Для учета имущества, которое отражается в активе баланса, предназначены активные счета.

 

Строение активного  счета

Дебет

Кредит

Сальдо начальное

Хозяйственные операции

Хозяйственные операции

Оборот(+ увеличение)

Оборот (–уменьшение)

Сальдо конечное

 

Сальдо конечное активного  счета = Сальдо начальное + Оборот по дебету – Оборот по кредиту

 

Для учета собственного капитала и обязательств организации  предназначены пассивные счета.

 

Строение пассивного счета

Дебет

Кредит

Хозяйственные операции

Сальдо начальное

Хозяйственные операции

Оборот (–уменьшение)

Оборот (+ увеличение)

 

Сальдо конечное


 

Сальдо конечное пассивного счета = Сальдо начальное + Оборот по кредиту  – Оборот по дебету

 

С.к. пассивного счета = С.н. + Окт - Одт

 

При открытии счетов запись остатка в активных счетах производится по дебету счета (схема 2), в пассивных – по кредиту счета (схема 3). Для отражения остатка используется сальдо, которое может быть начальным или конечным. Сумма записей увеличения и уменьшения имущества и его источников называется оборотом.

Оборот – это  сумма текущих записей по каждой стороне счета. Оборот по дебету называется дебетовым,по кредиту – кредитовым. В активных счетах оборот по дебету означает увеличение, а по кредиту уменьшения. В пассивных счетах оборот по кредиту означает увеличение, а по дебиту – уменьшение. В теории бухгалтерского учета применяется возможность ведения активно-пассивных счетов.

 

Например: счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Строение активно-пассивного счета

Дебет

Кредит

Сальдо начальное

(Дебиторская задолженность)

Сальдо начальное

(Кредиторская задолженность)

+ Увеличение дебиторской  задолженности

- Уменьшение кредиторской  задолженности

- Уменьшение дебиторской  задолженности 

+ Увеличение кредиторской

задолженности

Оборот

Оборот

Сальдо конечное

Сальдо конечное


 

Активно-пассивные  счета применяются для учета  расчетов.

В них могут одновременно отражаться суммы как дебиторской, так и кредиторской задолженности. Сальдо по этому счету определяется по данным аналитического учета.

Вывод: вся совокупность записей на счетах бухгалтерского учета представляет собой специфическую процедуру, подразделяющуюся на 4 составляющие:

1.   Открытие счетов, то есть присвоение определенному виду имущества или источнику его образования соответствующего его экономического содержания счета бухгалтерского учета с записью сальдо начального.

2.   Записи на счетах, то есть идентификация объекта, подлежащего учету с определением в зависимости от этого соответствующих сторон корреспондирующих счетов для осуществления записи хозяйственных операций.

3.   Подсчет оборотов на счетах, то есть определение суммы записей по соответствующим операциям на счетах.

4.   Определение сальдо конечного – формализация и подсчет показателей с целью определения точного состояния имущества и источников по его формированию.

2.   Сущность двойной записи

 

Каждая хозяйственная  операция вызывает изменения одновременно двух объектов. Объекты хозяйственных  средств и их источников учитываются  на бухгалтерских счетах. Взаимосвязь  между счетами, обусловленная хозяйственной  операцией, называется корреспонденцией счетов, а сами счета – корреспондирующими. Указание счетов, которые взаимодействуют в хозяйственной операции, называется бухгалтерской проводкой или бухгалтерской записью. Чтобы правильно составить бухгалтерскую проводку необходимо четко представлять экономическую сущность хозяйственной операции и определить корреспонденцию счета. Запись на счетах производится по правилу двойственного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета (правило двойной записи). Двойная запись – это способ фиксирования хозяйственной операции, с помощью которых два экономических явления отражаются на двух счетах в одинаковой сумме. Причем обязательно на дебете одного и кредите другого счета. Рассмотрим взаимодействия и функционирования активного счета 51 «Расчетный счет» и счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» на примере осуществления хозяйственных операций.

Операция  первая:

Предприятие получило в кредит сумму 4000,0 рублей. В результате на расчетный счет предприятия  поступили денежные средства в сумме 4000,0 рублей. Увеличение средств отражается по дебету счета 51. Но также у организации появились обязательства по краткосрочным кредитам на счете 66, в сумме 4000,0 рублей. Увеличение обязательств отражается по кредиту счета 66.

Операция  вторая:

Предприятие с расчетного счета частично погасило краткосрочный  кредит в сумме 2000,0 рублей. В результате на расчетном счете уменьшилась  сумма денежных средств на 2000,0 рублей. Уменьшение средств отражается по кредиту  счета 51 «Расчетный счет». Одновременно произошло уменьшение краткосрочных  обязательств предприятия на сумму 2000,0 рублей. Уменьшение обязательств, то есть их погашение отражается по дебету счета 66.

Данный пример представлен  на схемах 5 и 6.

 

Активный счет 51 «Расчетный счет»

Дебет

Кредит

 

Сальдо начальное 1000

2)

2000

1)

4000

 

Оборот 4000

 

Оборот 2000

 

Сальдо конечное  3000

   

 

Пассивный счет 66 «Краткосрочные кредиты»

Дебет

Кредит

2)

2000

1)

Сальдо начальное 5000

4000

 

Оборот 2000

 

Оборот 4000

     

Сальдо конечное  7000


 

Можно четко выделить 3 критерия, присущих двойной записи:

1)   Сумма хозяйственной операции отражается на счетах дважды

2)   Бухгалтерская запись отражается по дебету одного счета и по кредиту другого счета

3)   Запись на обоих взаимосвязанных счетах отражается в одной и той же сумме.

Бухгалтерские записи в виде корреспондирующих счетов, т.е. бухгалтерской проводки делятся  на: простые и сложные. Простые – в которых один счет дебетуется, а другой кредитуется. Сложные – отражение сумм по дебиту нескольких счетов, а по кредиту одного счета или наоборот.

 

3. Хронологическая  и систематическая запись

 

Корреспонденции счетов составляются в момент совершения хозяйственной  операции в хронологическом порядке.

Хронологическая запись осуществляется в специальных регистрах, которые называются журналами регистрации  хозяйственных операций, который  приведен в таблице 3

 

Таблица 3. Журнал регистрации  хозяйственных операций

Содержание операции

Сумма

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

Оприходованные материалы  на склад расчет с поставщиками не произведен

30 000

счет 10 «Материалы»

счет 60 «Расчеты

с поставщиками и подрядчиками»

2

Поставленные материалы  частично оплачены с расчетного счета

15 000

счет 60 «Расчеты

с поставщиками и подрядчиками»

счет 51 «Расчетный счет»

3

Итого:

45 000


 

На основании корреспондирующих счетов, записанных в журнале производятся записи на счетах бухгалтерского учета, чем достигается систематизация операций в соответствии с их экономическим содержанием.

Таким образом, систематизация записей на счетах бухгалтерского учета  совершается по определенной системе, которой характерна определенная последовательность действий. Значение записи заключается  в том, что она позволяет контролировать полноту записи на счетах бухгалтерского учета. При систематизации записи контролируется правильность экономического содержания записей, но не проверяется её полнота. Хронологическая запись позволяет  восполнить данный пробел. Для этого  проводится сверка итогов журнала регистрации хозяйственных операций с итогами оборотов по дебету и кредиту всех счетов, на которых были совершены бухгалтерские записи.

Вывод: Регистрация  хозяйственных операций в бухгалтерском  учете фиксируется и отражается первый раз в системе хронологических  записей (журналами регистрации  хозяйственных операций), второй раз  в системе счетов в виде бухгалтерских  проводок по счетам.

 

4. Синтетические  и аналитические счета. Субсчета

 

В зависимости от степени  детализации информация делится  на сводную, характеризующую группы объектов учета (общее количество материалов, общая кредиторская задолженность, общая сумма кредитов и т.п.), и  индивидуальную, характеризующую отдельные  объекты учета (номенклатурные номера определенного материала, конкретные должники и т.п.). В соответствии с таким делением информации различают синтетический и аналитический учет, который ведется на соответствующих счетах. Синтетические и аналитические счета. Между двумя видами счетов существует тесная взаимосвязь. К одному синтетическому счету может открываться несколько аналитических счетов.

Синтетические счета (греч. syntetikos – сводный, обогащенный, объединенный) содержат информацию о хозяйственных средствах, источниках их образования и хозяйственных процессах по экономически однородным группам объектов только в денежном измерителе. Аналитические счета (греч. analytikos – разложение, расчленение, разбор) содержат более детальную информацию, раскрывающую содержание синтетических счетов.

Рассмотрим  пример:  на счете 10 «Материалы» ведется учет всех материалов организации, поэтому к нему открывается большое количество аналитических счетов по видам материалов.

В организации используются два вида материалов: материал А и материал Б. На начало учетного периода материала А – 900 штук, цена за 1 штуку – 5 рублей, материала Б – 400 штук, цена за 1 штуку – 10 рублей. За учетный период произошли следующие хозяйственные операции по движению материалов:

1)   поступили материалы: А – 600 штук, Б – 500 штук;

2)   израсходовано на производство продукции в первую половину учетного периода: материал А – 500 штук, материал Б – 300 штук;

3)   израсходовано на производство продукции за вторую половину учетного периода: материал А – 700 штук, материал Б – 250 штук

Строение аналитических  счетов отличается от строения синтетических. Аналитический счет имеет больше колонок по дебету и кредиту, так  как он отражает больший объем  информации, чем синтетический счет.

 

Таблица 1. Материал А (цена 5 рублей за 1 штуку)

Дебет

Кредит

№ операции

Количество,

Сумма

№ операции

Количество,

Сумма

 

шт.

   

шт.

 

Сальдо начальное

900

4500

     

1)

600

3000

2)

500

2500

     

3)

700

3500

Оборот

600

3000

Оборот

1200

6000

Сальдо конечное

300

1500

     

 

Таблица 2. Материал Б (цена 10 рублей за 1 штуку)

Дебет

Кредит

№ операции

Количество,

Сумма

№ операции

Количество,

Сумма

 

шт.

   

шт.

 

Сальдо начальное

400

4000

     

1)

500

5000

2)

300

3000

     

3)

250

2500

Оборот

500

5000

Оборот

550

5500

Сальдо конечное

350

3500

     

 

Общее начальное наличие  материалов является суммой начальных  остатков всех видов материалов. Начальный  остаток материала А, как видно из аналитического счета «Материал А», составляет 4500 рублей, материала Б – 4000 рублей.

Информация о работе Содержание и строение бухгалтерских счетов