Сегментарный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Сегмент (от лат. segmentum) означает отрезок, часть чего-либо. Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации.

Файлы: 1 файл

К.Р. сегментарный анализ готовая.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

В последние годы корпорации, во избежание роста трансфертных цен, сокращают объемы внутрифирменного оборота и передают часть комплектующих  независимым поставщикам. При этом происходит переход трансфертного  ценообразования к рыночным методам.

Наиболее распространенными среди рыночных являются метод текущих рыночных цен, а также метод определения трансфертных цен на основе рыночного стандарта. При использовании последнего в качестве базы трансфертной цены принимаются текущие или усредненные рыночные цены на внутрифирменные товары. При отсутствии такой информации используются цены аналогов. За базу трансфертных цен принимаются текущие рыночные цены. Усредненные цены применяются в случае, если корпорация не считает нужным нести затраты по сбору текущей ценовой информации.

Использование текущих рыночных цен в качестве ориентира особенно целесообразно  при наличии конкурентного рынка  промежуточных продуктов корпорации, но применение такого подхода требует  соблюдения ряда условий. Например, подразделение-поставщик должно обеспечивать предложение продукта в объемах, необходимых получателю, по текущей рыночной цене. Если этих поставок недостаточно для удовлетворения потребностей получателя, то для наращивания поставок подразделение-поставщик вынуждено приобретать промежуточный продукт на рынке по текущей рыночной цене. Если подразделение-поставщик производит в избытке промежуточный продукт, то излишек может быть продан на внешнем рынке по текущей рыночной цене.

Если поставщик  не сможет долгое время получать доход при текущей рыночной цене, тогда для корпорации выгоднее не производить продукт внутри, а приобрести его на внешнем рынке. Если подразделение-получатель не сможет обеспечивать себе устойчивые доходы при трансфертах по текущей рыночный цене, оно должно прекратить дальнейшую обработку этого товара, а поставщик должен продавать весь товар на внешнем рынке.

Когда существует конкурентный рынок промежуточного продукта, рыночная цена используется для того, чтобы поставщик и  потребитель принимали решения  независимо друг от друга, без жестких указаний со стороны руководства корпорации. На практике более распространена ситуация, когда подразделение-поставщик несет большие расходы при внешних поставках по сравнению с внутренней трансфертной.

Выбор представительной рыночной цены при формировании трансфертных цен затруднен, если рынок монополизирован. Рыночные цены могут неточно отражать издержки поставщика во внутрифирменном обороте. В этом случае механический перенос рыночных цен на трансфертное ценообразование приведет к искусственному завышению издержек поставщика и вызовет повышение цен во внутрифирменном обороте

Таким образом, для успешного использования  текущих рыночных цен в качестве ориентира трансфертного ценообразования  необходимо, чтобы внешний рынок  промежуточного продукта был конкурентным.

Использование метода рыночных цен наиболее эффективно в отношении сырья и готовых  изделий, так как по этим категориям товаров имеется конкурентная ценовая  информация с открытого рынка. По полуфабрикатам, технологиям, услугам ориентация на рыночные цены практически невозможна из-за недостатка или полного отсутствия конкурентной ценовой информации. В этом случае для транснациональных корпораций открывается возможность увода прибылей от налогообложения.

Разновидностью  метода рыночных цен является регрессивный метод. В качестве конкурентной ценовой информации здесь используются фактические цены, по которым корпорация ранее продавала свою готовую продукцию на открытом рынке. Для определения трансфертных цен на промежуточный продукт из фактической рыночной цены производят выплаты, покрывающие издержки и прибыль других отделений. Вычеты производятся по технологической цепочке в обратном порядке.

Метод договорных цен следует также отнести  к группе рыночных методов формирования трансфертных цен. Суть этого метода состоит в приспособлении рыночных цен к особенностям внутрифирменных отношений. При оформлении внутрифирменных сделок обычно придерживаются следующих правил:

– партнерам  по сделке представляется свобода выбора в реализации или приобретении продукции как у своего отделения, так и на стороне;

– допускается  минимальное вмешательство арбитражного комитета корпорации;

– стороны обязуются  информировать друг друга о возможных  альтернативных закупках и продажах.

Использование данного метода сопряжено с рядом негативных моментов и трудностей. При договорном подходе выбор цены в значительной степени зависит от личных качеств партнеров, ведущих переговоры. Кроме того, определение договорных трансфертных цен – это весьма длительная процедура со значительными временными потерями и риском возможных конфликтов между партнерами.

При договорном подходе возникает также проблема сбыта. Например, если в договор включается условие не покупать продукцию у  сторонников поставщиков, то в случае, если рыночная цена ниже переменных затрат своего поставщика, корпорация несет убытки.

Современная практика трансфертного ценообразования  выработала комбинированные методы, большая часть которых основана на сложных формализованных подходах, что сдерживает их широкое использование.

Один из них  – метод технологической цепочки, предложенный американскими экономистами Д. Дирденом и Р. Энтони. Он объединяет преимущества трансфертных цен, базирующихся на рыночных ценах и издержках. Сущность данного метода заключается в том, что подразделение-поставщик передает товары родственному подразделению по рыночной цене, в то время как последнему они обходятся по себестоимости, включающей прямые издержки. Разница покрывается центром за счет корпоративной прибыли. Это позволяет проводить оценку эффективности деятельности подразделений на основе реальных рыночных цен и не завышать уровня цены конечной продукции, что неизбежно происходит при реализации полуфабрикатов одним подразделением корпорации другому по ценам, включающим издержки и прибыль. При использовании этого метода возникают сложности с организацией внутрифирменного учета затрат и сумм возмещения, а также проблемы определения рыночных цен на нестандартные полуфабрикаты.

Другой метод, автором которого считается американский экономист У. Комптон, основан на изменении порядка распределения прибыли при формировании трансфертных цен методом полной стоимости.

Общая прибыль  корпорации в этом случае исчисляется  по формуле:          (1.1)

где Пк – совокупная прибыль корпорации;

Д – доход от продаж конечного продукта корпорации на рынке;

За, Зb – полные затраты отделений а и b.

Распределение корпоративной прибыли осуществляется согласно формулам:

       (1.2)

где Па – прибыль  отделения а;

                 (1.3)

где Пb – прибыль отделения b.

Уровень трансфертных цен на промежуточную продукцию  определяется суммированием издержек и распределенной величины прибыли. Применительно к отделению а  это выглядит следующим образом:                       (1.4)

где Цта –  трансфертная цена на поставляемые отделением а товары и услуги.

В соответствии с методом другого американского  экономиста П. Мэйлендто одновременно используются все три базы трансфертных цен – издержки, рыночные цены и  договор. Для использования данного  метода необходимо соблюдение двух основных условий: обеспечение договоренности между отделениями и установление индекса распределения прибыли. Этот метод называют договорно-индексным. Уровень трансфертной цены по этому методу устанавливается выше полных затрат отделения-поставщика, но ниже рыночной цены. Индекс распределения корпоративной прибыли в этом случае определяется по формуле:

       (1.5)

где Цт – трансфертная цена;

Inк – индекс распределения корпоративной прибыли;

Цр – рыночная цена.

Если индекс распределения прибыли равен, например 2, это означает, что на каждые 2 долл. прибыли отделения-поставщика трансфертная цена должна быть на 1 долл. меньше рыночной цены. Индекс устанавливается один раз в год в результате переговоров между отделениями-партнерами и остается неизменным на определенный срок (до следующих переговоров), что обеспечивает автоматическую корректировку уровня трансфертной цены в зависимости от динамики внутрифирменных затрат и ценовой ситуации на рынке.

В наибольшей степени  формализованным является метод  математического программирования. При использовании данного метода трансфертная цена складывается из переменных затрат на производство и «программируемой» цены, которая является стоимостной оценкой ресурса, показывающей степень его дефицита. Определение «программированных» цен основано на линейных зависимостях. Наиболее высокие трансфертные цены устанавливаются на те товары, которые в состоянии увеличить корпоративную прибыль. Недостатки этого метода связаны со сложностью расчетов и ограниченностью использования, т.к. в реальной жизни не все зависимости носят линейный характер.

Каждый из методов  формирования трансфертных цен имеет  как преимущества, так и недостатки. Универсального, эффективного в любой  ситуации метода трансфертного ценообразования  не существует. Определение трансфертных цен тем или иным методом служит начальным этапом их формирования. В процессе функционирования ТНК, как правило, варьируют уровнем рассчитанных трансфертных цен в зависимости от изменяющихся условий и приоритетных поставленных целей. Для этого они разрабатывают и реализуют стратегии трансфертного ценообразования.

 

3. Задача

Таблица 1 -  Отчет  центра прибыли    

Показатель, тыс.руб.

Подразделения

Итого

 

А

В

С

1 Выручка от  продаж

3330

2220

1110

6660

2 Производственная  себестоимость

2220

1332

666

4218

3 Валовая прибыль    (стр 1 – стр 2)

1110

888

444

2442

4 Прямые операционные  расходы 

444

333

167

943,5

5 Операционная  прибыль подразделений (стр 3 –  стр 4)

666

555

278

1499

6 Операционные  расходы организации 

999

7 Операционная  прибыль организации (стр 5 – стр 6)

499,5

8 Расходы на  выплату процентов

111

9 Прибыль до  налогообложения

388,5

10 Налог на  прибыль

77,7

11 Чистая прибыль

310,8


 

Из таблицы  Отчет центра прибыли видно, что  наибольшая выручка от продаж приходится на подразделение А – 3330 тыс. руб., на втором В – 2220 тыс. руб., на С – 1110 тыс. руб. Валовая прибыль, которая формируется исходя из разницы выручки от продаж и производственной себестоимости, наибольшая приходится на подразделение А – 1110 тыс. руб. и если отнять от нее прямые операционные расходы получится операционная прибыль равная 666 тыс. руб. В подразделении В она равна 555 тыс. руб., а в С -278 тыс. руб., что в сумме дает 1499 тысяч рублей. Отнимаем от полученной суммы операционные расходы, расходы на выплату процентов и налог на прибыль, получаем чистую прибыль, которая равна 310,8 тысяч рублей.

 

Таблица 2  -  Оценка деятельности  подразделений 

Показатель, тыс.руб.

Подразделения

Итого

А

В

С

1 Стоимость  активов подразделения

555

444

333

1332

2 Выручка от  продаж (по данным таблицы 1)

3330

2220

1110

6660

3 Операционная  прибыль подразделений 

(по данным  таблицы 1)

666

555

278

1499

4 Рентабельность  продаж, %

20

25

25

70

5 Оборачиваемость  активов подразделения,  (стр 2 : стр 1)

6

5

3,3

14,3

6 Рентабельность  активов подразделения (стр 3: стр 1)

1,2

1,25

0,8

3,3

7 Минимально  необходимая норма прибыли для  подразделения, %

31,08

26,64

16,7

74,37

8 Минимальный  размер прибыли для подразделения  (стр 1 х стр 7 : 100)

172,49

118,28

55,4

346,2

9 Остаточная прибыль подразделений (стр 3 – стр 8)

493,51

436,72

222

1152

10 Доля остаточной  прибыли подразделения в общей  совокупности 

0,43

0,38

0,19

1

11 Интегральная  оценка деятельности подразделения 

(стр 6 х стр  10)

0,51

0,47

0,16

1,15

Информация о работе Сегментарный анализ