Сегментарный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Сегмент (от лат. segmentum) означает отрезок, часть чего-либо. Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации.

Файлы: 1 файл

К.Р. сегментарный анализ готовая.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Система показателей сегментарной отчетности

Сегмент (от лат. segmentum) означает отрезок, часть чего-либо. Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации.

Порядок ее составления  для внешних пользователей установлен ПБУ 12/2010, согласно которому под сегментом в первую очередь понимается самостоятельное юридическое лицо, являющееся либо дочерним (зависимым) предприятием по отношению к материнскому (основному) обществу, либо входящее в какую-либо ассоциацию, союз, холдинг. Такое предприятие в обязательном порядке должно рассматриваться в качестве операционного или географического сегмента. Это, однако, не означает, что данные сегменты не могут быть разделены на более мелкие.

Отчетность о сегментах  должна содержать следующие показатели:

- объем продаж или  иных поступлений (доходов) от  основной деятельности в разрезе  операций с внешними контрагентами  предприятия и другими сегментами;

- результат деятельности сегмента;

- используемые активы  сегмента (в абсолютном или относительном  выражении по отношению к этому  же показателю предприятия в  целом);

- принципы трансфертного  ценообразования, применяемые во  внутрипроизводственной кооперации  между сегментами предприятия.

Кроме вышеперечисленных  показателей, которые указаны в  п.13 МСФО № 14, на практике как для  внутренних целей предприятия, так  и для его внешней финансовой отчетности используются также показатели амортизации и капитальных вложений в отраслевой сегмент.

Раскроем содержание некоторых показателей отчетности о сегментах.

Доходы сегмента –  это поступления (выручка), непосредственно  увязываемые с сегментом или  соответствующей частью поступлений  предприятия, которую можно распределить на объективной (разумной) основе на конкретный сегмент. Они включают как поступления от операций сегмента с внешними контрагентами предприятия, так и с другими сегментами того же предприятия.

Расходы сегмента – это  расходы, непосредственно увязываемые  с сегментом, или соответствующая часть расходов предприятия, которую можно на объективной (разумной) основе распределить на конкретный сегмент.

Результат деятельности сегмента должен отражать меру рентабельности сегмента и равен разнице между  доходами (поступлениями, выручкой) сегмента и его расходами. Как правило, результат деятельности сегмента исчисляется на основе следующих показателей: прибыли от основной деятельности; налогов на прибыль, случайных (экстраординарных) статей. Проценты, полученные и выплаченные (если основная деятельность предприятия нефинансовая), обычно не учитываются в расчете такого результата.

Активы сегмента –  совокупность материальных и нематериальных активов, непосредственно относящихся  к данному сегменту, а также (если это имеет место) доля совместно используемых несколькими сегментами активов, распределенная на конкретный актив, если для распределения можно использовать обоснованную базу.

Трансфертная цена–  это внутренняя цена передачи продуктов  и услуг одним сегментом другому  сегменту того же предприятия. Может исчисляться: на базе фактических затрат сегмента; "справедливой" рыночной цены; рыночной цены за вычетом определенной скидки.

Последовательность действий по выделению сегмента и подготовке информации по ним, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности, может быть представлена следующим образом.

Последовательность действий по выделению сегмента и подготовке информации по ним, подлежащей раскрытию  в бухгалтерской отчетности:

1. Анализ деятельности  организации по производству  определенного товара (однородных групп товаров) с точки зрения рисков и прибылей, присущих этой деятельности

1.1 Определение операционных  сегментов

1.2 Выделение отчетных  операционных сегментов

2. Анализ деятельности  организации по производству  товаров в определенном географическом регионе с точки зрения рисков и прибылей, присущих этому региону

2.1 Определение географических  сегментов

2.2 Выделение отчетных географических  сегментов

3. Определение первичной и вторичной  информации

4. Формирование и раскрытие первичной информации по сегментам

5. Формирование и раскрытие вторичной  информации по сегментам

Раскрытие информации по отчетным сегментам  осуществляется посредством представления  определенного перечня показателей. При этом информация может быть первичной (более важной для пользователей) или вторичной (менее важной). Выделение первичной и вторичной информации по сегментам производится исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей в деятельности организации. Преобладающие источники и характер рисков и прибылей выявляются на основе организационной и управленческой структуры организации, а также системы внутренней отчетности (ПБУ 12/2010) [1].

В ПБУ 12/2010 раскрываются принципы деления информации на первичную и вторичную. Если риски и прибыли определяются, главным образом, различиями в производимых товарах (работах, услугах), то первичной признается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим. Примером может служить ситуация, когда разброс в уровнях рентабельности продаж (в сравнении с общим уровнем по организации в целом) наблюдается в большей степени по видам продукции, чем по географическим регионам.

Наоборот, если риски и прибыли  определяются, главным образом, различиями в географических регионах, то первичной признается информация по географическим сегментам, а вторичной – по операционным. Если же риски и прибыли определяются в равной мере различиями в производимых товарах (работах, услугах) и различиями в географических регионах, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим.

В случае, когда организационная  и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности не основываются ни на производимых товарах (работах, услугах), ни на географических регионах деятельности, выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится на основе решения руководителя организации.

Показателями первичной информации по отчетным сегментам (операционным или  географическим) являются следующие: общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами; финансовый результат (прибыль или убыток); общая балансовая величина активов; общая величина обязательств; общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы; общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам; совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.

В ПБУ 12/2010 приведены перечни показателей вторичной информации. Для географических сегментов: величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта; балансовая величина активов по местам их расположения; величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов. При этом доля каждого отчетного сегмента должна составлять не менее 10% вышеуказанных показателей всех географических сегментов.

Для операционных сегментов: выручка  от продажи внешним покупателям; балансовая величина активов; величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы. Данные показатели приводятся по каждому операционному сегменту, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации либо величина активов которого составляет не менее 10% величины всех операционных сегментов.

 

 

2.Методы формирования трансфертной цены

Трансфертная  цена (ТЦ) - это цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности. Иначе говоря, трансфертное ценообразование - это процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами одной организации.

Для формирования трансфертных цен ТНК используют различные методы ценообразования. Их делят на три группы:

1. Затратные  методы, когда в качестве основы  формирования трансфертных цен  принимаются издержки:

– метод полных затрат;

– метод маржинальных затрат;

– метод полной стоимости.

2. Рыночные методы, использующие в качестве базы  трансфертных цен уже сложившийся  уровень рыночных цен:

– метод текущих  рыночных цен;

– регрессивный метод;

– метод договорных цен.

3. Комбинированные методы, сочетающие преимущества затратных  и рыночных методов:

– метод технической цепочки;

– метод распределения  прибыли;

– договорно-индексный метод;

– метод математического  программирования.

При использовании метода полных затрат трансфертная цена определяется исходя из полученной расчетным путем суммы переменных и постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции. Этот метод нашел широкое применение в практике трансфертного ценообразования промышленных корпораций из-за следующих достоинств. Во-первых, данный метод относительно прост, так как сведения об издержках всегда находятся в распоряжении руководства подразделений. Во-вторых, метод не противоречит инструкциям по контролю за ценами, требованиям налоговых и таможенных органов. В-третьих, метод полных затрат по сравнению с другими менее трудоемок.

При установлении трансфертных цен по этому методу полностью  игнорируют тот факт, что внутрифирменные  отношения в значительной степени  обособлены от реальных рыночных цен, не учитывают конъюнктуру рынка. Западная практика показывает, что базой трансфертной цены должны служить фактические затраты. Однако трансфертные цены на базе фактических издержек не стимулируют подразделения корпорации к сокращению издержек производства ниже норматива и в результате снижается эффективность их деятельности. Во-вторых, высокие производственные издержки подразделения-поставщика могут отрицательно сказаться на эффективности работы других подразделений корпорации. С другой стороны, использование в качестве базы нормативных издержек может замедлить рост эффективности работы подразделений корпорации.

Определенные трудности  и противоречия возникают при  распределении накладных расходов. Ряд специалистов считают, что при  установлении трансфертных цен накладные  расходы подразделений-поставщиков не должны приниматься во внимание, поскольку происходит двойной счет. В результате трудно определить, выгодно ли самому подразделению корпорации производить данную продукцию или лучше приобретать ее на стороне. Другие полагают, что накладные расходы должны рассчитываться в любом случае.

Однако многие ученые и  специалисты все же считают более  совершенным метод трансфертного  ценообразования на основе маржинальных затрат. Маржинальные (предельные) затраты  – это изменение суммы общих затрат, которое является результатом увеличения производства на единицу продукции. Затраты на производство дополнительной единицы продукции могут различаться в зависимости от их связи с изменением мощностей. Если для покрытия планируемой величины спроса на продукцию подразделения нет необходимости в увеличении мощностей, то предельные затраты являются постоянными. Если подразделение планирует увеличить выход готовой продукции и это ведет к устойчивому росту спроса на внутрифирменные поставки и увеличению мощностей, то для удовлетворения этого спроса потребуется изменение всех элементов издержек производственных подразделений.

Технология трансфертного  ценообразования на основе предельных затрат следующая. В качестве первоначальной трансфертной цены выступают предельные затраты подразделения-поставщика. Прибавляя к этой цене свои предельные затраты, последующее подразделение производственного цикла, выступающее сначала как подразделение-потребитель, получает полные маржинальные затраты.

Необходимость учета дополнительных критериев в условиях взаимозависимости подразделений ТНК, ограничений, связанных с объемом производства, а также различных вариантов маржинальных доходов и расходов усложняет процедуру трансфертного ценообразования на основе предельных затрат. Ряд специалистов придерживается мнения, что трансфертные цены на основе маржинальных затрат могут давать искаженное представление о прибыли подразделений корпорации, так как значительная ее часть концентрируется на заключительных стадиях производственно-сбытового процесса.

Некоторые корпорации, пытаясь  обеспечить достоверную оценку работы подразделений, включают в трансфертную цену накидку на прибыль и возмещение постоянных затрат. Эффективность такого шага в значительной степени зависит  от величины этой накидки. В этом случае трансфертные цены обеспечивают возможность получения подразделениями корпорации дополнительной прибыли, повышающей их экономическую самостоятельность. Величина прибыли, включаемая в трансфертную цену, определяется путем распределения общей прибыли корпорации между подразделениями с высокой степенью субъективности. Это может привести к искажению оценки работы подразделений и снижению эффективности деятельности корпорации в целом.

Практика показывает, что  метод полных затрат с накидкой на прибыль в последнее время используется все чаще. Трансфертная цена, полученная таким методом, по структуре схожа с рыночной ценой, что согласуется с требованиями налоговых и таможенных органов. Накидки на прибыль обычно устанавливаются в едином жестком проценте по всем продуктам внутрифирменного оборота, что вызывает два отрицательных последствия. Во-первых, снижаются стимулы у руководства и персонала подразделений, так как при жесткой накидке на прибыль корпоративная оценка их вклада не зависит от их фактических усилий. Во-вторых, т.к. накидка на прибыль рассчитывается в привязке к затратной базе, подразделения становятся заинтересованными в завышении своих издержек. Это ведет к завышению трансфертных цен и снижению конкурентоспособности корпорации на рынке.

Информация о работе Сегментарный анализ