Счетная палата РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:38, контрольная работа

Краткое описание

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций (в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ).

Оглавление

1. История развития государственного финансового контроля 1
2. Общая информация о Счетной палате Российской Федерации 5
2.1. Статус 5
2.2. Структура и порядок формирования 5
2.3. Задачи 5
3. Контроль за формированием и исполнением федерального бюджета 7
3.1. Предварительный контроль 7
3.2. Оперативный контроль 9
3.3. Последующий контроль 11
4. Контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность 15

Файлы: 1 файл

СПРФ.docx

— 37.08 Кб (Скачать)

Оглавление

1. История развития государственного финансового контроля 1

2. Общая информация о Счетной палате Российской Федерации 5

2.1. Статус 5

2.2. Структура  и порядок формирования 5

2.3. Задачи 5

3. Контроль за формированием и исполнением федерального бюджета 7

3.1. Предварительный контроль 7

3.2. Оперативный  контроль 9

3.3. Последующий  контроль 11

4. Контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность 15

 

 

  1.  История развития государственного финансового контроля

 

Прототипом Счётной палаты Российской Федерации была Камер-коллегия, созданная при Петре I. Учреждена была в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства. До этого времени в казне российских царей был полнейший беспорядок. Идеологом и создателем счётной палаты был Пётр Лукич Аксёнов. Он первый в 1719 году вёл в Камер-коллегии ведомость прихода и расхода денежной казны в государстве и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм, по донесениям, поступавшим в коллегию. Сверх того, Пётр Лукич составил формы ведения отчётности по Камер-коллегии.

С 1811 по 1918 год существовала должность государственного контролёра. В январе 1918 года эта должность была упразднена; вместо неё была создана Центральная контрольная коллегия; вместо губернских контрольных палат — губернские учётно-контрольные коллегии.

В июле 1918 года Центральная контрольная  коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР. В 1920 году комиссариат был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию. В 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена; её функции были переданы уполномоченному Комиссии Советского Контроля СССР (КСК) по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР в областях, районах и городах на местном уровне. В 1940 году был воссоздан Народный Комиссариат Государственного Контроля; функции местных уполномоченных КСК СССР перешли главным контролёрам на местах.

В 1957 году Министерство Государственного Контроля было преобразовано в Комиссию советского контроля Совета Министров РСФСР, в 1961 году она в свою очередь была переименована в Комиссию государственного контроля Совета Министров РСФСР, функции главных контролёров перешли к группам государственного контроля Комиссии государственного контроля Совета Министров РСФСР. В 1962 году Комиссия государственного контроля Совета Министров РСФСР была преобразована в Комитет партийно-государственного контроля Бюро ЦК КПСС и Совета Министров РСФСР; областные, районные и городские группы государственного контроля КГК СМ РСФСР — в областные, районные и городские комитеты партийно-государственного контроля. В 1966 году был преобразован в Комитет народного контроля РСФСР; областные, районные и сельские комитеты партийно-государственного контроля — в областные, районные и сельские комитеты народного контроля соответственно.

В 1991 году была учреждена должность Главного государственного инспектора РСФСР. 10 октября 1991 года законом РСФСР «О бюджетном регулировании и бюджетном процессе в РСФСР» создавалась Контрольно-Счётная Палата РСФСР, однако уже 7 февраля 1992 года она была реорганизована в Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете РСФСР. Счётная Палата Российской Федерации создана на основании Конституции Российской Федерации 1993 года.

 

  1. Общая информация о Счетной палате Российской Федерации

2.1. Статус

Статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

2.2. Структура и порядок формирования

Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной  палаты назначаются Государственной  Думой, Заместитель председателя и  другая половина состава (шесть аудиторов) — Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

2.3. Задачи

Задачами Счетной палаты являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

 

  1. Контроль за формированием и исполнением федерального бюджета

 

Комплекс контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, составляет единую систему контроля Счетной палаты за формированием  и исполнением федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Он существенно дополняется  тематическими проверками, экспертно-аналитическими мероприятиями, проводимыми в соответствии с планом работы Счетной палаты, по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы.

3.1. Предварительный контроль

Предварительный контроль формирования федерального бюджета осуществляется в соответствии со статьей 195 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным  законом «О Счетной палате Российской Федерации» и положениями стандарта  внешнего  финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой, СФК 201 «Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета», и представляет собой комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий  по проверке и анализу обоснованности показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования, и на их основе подготовку заключения Счетной палаты на проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, которое после рассмотрения и утверждения Коллегией Счетной палаты представляется в палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Счетная палата принимает участие в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в Государственной Думе и Совете Федерации.

В ходе предварительного контроля осуществляется:

  • определение соответствия действующему законодательству проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу;
  • определение обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, документах и материалах, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу;
  • оценка проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период как инструмента социально-экономической политики государства, его соответствия положениям ежегодного и Бюджетного посланий Президента Российской Федерации и иным программным документам, соответствия условиям среднесрочного планирования, ориентированного на конечный результат.

Пример из СМИ1: «На параметры бюджета могут оказать существенное влияние снижение темпов роста экономики и падение цен на нефть, предупреждает Счетная палата РФ. Она уже утвердила заключение на проект федерального закона о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Глава Счетной палата Сергей Степашин ознакомит с ним депутатов Госдумы лично сначала на заседании профильного комитета, а затем во время первого чтения законопроекта.

С точки зрения аудиторов, опасности кроются в ограниченности внутренних финансовых ресурсов и в  возможном снижении конкурентоспособности  отечественной продукции в условиях вступления страны в ВТО.

Важнейшими задачами трехлетнего  проекта аудиторы называют поиск  резервов по части доходов, а также  повышение эффективности и оптимизацию  бюджетных расходов - тем более  в условиях возрастающих обязательств государства. Озадачены аудиторы и  проблемами межбюджетных отношений, госгарантий, роста платежей по госдолгу, рискам внутренних заимствований»

3.2. Оперативный контроль

Оперативный контроль за ходом  исполнения федерального бюджета осуществляется в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и положениями  стандарта внешнего финансового  контроля, осуществляемого Счетной  палатой, СФК 202 «Оперативный контроль исполнения федеральных законов  о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов».

Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета контролирует полноту и своевременность поступлений  доходов в федеральный бюджет, фактическое расходование бюджетных  ассигнований в сравнении с утвержденными  показателями федерального закона о  федеральном бюджете, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.

В целях обеспечения своевременного сбора и обработки информации, необходимой для составления  Счетной палатой оперативного отчета о ходе исполнения федерального бюджета, в Российской Федерации вводится обязательная для всех федеральных  органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций финансовая отчетность. Решение о конкретных сроках введения и формах данной отчетности принимается Правительством Российской Федерации по представлению Счетной  палаты Российской Федерации.

Данные контроля за ходом  исполнения федерального бюджета и  бюджетов государственных внебюджетных фондов используются при планировании контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий.

Ежеквартально нарастающим  итогом подготавливаются отчеты о ходе исполнения федерального бюджета в  текущем финансовом году по форме, утвержденной Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации. Оперативные  отчеты за I квартал, первое полугодие, девять месяцев и за год после  их утверждения Коллегией Счетной  палаты Российской Федерации представляются палатам Федерального Собрания Российской Федерации.

Оперативный отчет подготавливается на основании результатов оперативного контроля за ходом исполнения федерального бюджета в текущем году, проверок, проведенных Счетной палатой  Российской Федерации, расходных расписаний и первичных платежных документов на осуществление операций со средствами федерального бюджета, а также данных отчетности Минфина России, Федерального казначейства, главных администраторов  средств федерального бюджета и  иных участников бюджетного процесса, на которых законодательством Российской Федерации возложены бюджетные  полномочия.

Оперативный отчет содержит подробные сведения о поступлении  доходов в федеральный бюджет, о расходовании бюджетных средств, об источниках финансирования дефицита (профицита) бюджета, а также информацию о реализации приоритетных национальных проектов, о движении средств Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния, о бюджетных ассигнованиях  из Инвестиционного фонда Российской Федерации, о бюджетных ассигнованиях  на формирование имущества государственных  корпораций, о расходах федерального бюджета на подготовку и проведение Олимпиады - 2014 и т.д. Кроме того, к  отчету прилагается аналитическая  записка с графиками, диаграммами, схемами, рисунками, наглядно отражающими  не только ход исполнения бюджета, но и макроэкономическую ситуацию на каждую отчетную дату.

В рамках оперативного контроля осуществляется подготовка заключений Счетной палаты Российской Федерации  на законопроекты о внесении изменений  в федеральный закон о федеральном  бюджете на текущий финансовый год  и плановый период, а также в  иные акты бюджетного законодательства.

Пример из СМИ2: «По словам источника, в Счетной палате собрана уникальная база данных, содержащая информацию о всех сторонах бюджетного процесса, включая такие важные аспекты, как государственный долг, Стабфонд. Причем информация в Счетную палату поступает ежемесячно. На основе введенной отчетности при проведении оперативного контроля, поясняет собеседник "РГ", можно мгновенно "ловить проблемы", сообщать о них высшему руководству страны, депутатам. И принимать меры сразу, а не в конце года, "когда поезд давно ушел". При этом в Счетной палате стараются "не плодить параллельные документы": как только та или иная форма отчетности вводится каким-либо другим ведомством, из "списка" палаты ее убирают»

Информация о работе Счетная палата РФ