Рынок ценных бумаг и фондовая биржа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить состояние рынка ценных бумаг в Казахстане.
Задачи:
-определить сущность и виды ценных бумаг;
-рассмотреть анализ состояния рынка ценных бумаг в Казахстане;
-изучить роль банков в развитии рынка ценных бумаг;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ И ФОНДОВАЯ БИРЖА.doc

— 501.00 Кб (Скачать)

Как видно из таблицы 3 количество выпусков ценных бумаг и эмитентов существенно возросло, что говорит о положительной тенденции развития отечественного рынка ценных бумаг. Вместе с тем, фактором, существенно влияющим на финансовую деятельность Биржи, является потеря ею преимущественного положения, которое обеспечивалось законодательством Республики Казахстан, что влечет за собой снижения привлекательности листинга для эмитентов ценных бумаг, заинтересованных в привлечении капитала. Соответственно, у биржи существует риск «провала» доходов в 2007-2008 годах, который может быть компенсирован начиная с 2009 года по мере достижения паевыми инвестиционными фондами - предполагаемыми основными инвесторами на казахстанском фондовом рынке - величины активов, сопоставимой с размером пенсионных активов. Дополнительным фактором, который может оказать отрицательное влияние на доходы биржи, является ее намерение снизить ставки комиссионных и листинговых сборов в целях активизации фондового рынка . Ожидаемый рост доходов биржи будет сопровождаться ростом ее расходов (как минимум, в полтора раза по сравнению с текущим уровнем) в силу реализации мероприятий, вытекающих из настоящей Стратегии, прежде всего:

- увеличение численности персонала биржи (необходимый прирост на срок действия настоящей Стратегии составляет около 40-50 должностных позиций);

- планомерное повышение  общего уровня должностных окладов  работников Биржи из расчета  около 10 процентов в год; 

- осуществление маркетинговых и PR-мероприятий, переводу внутренних документов биржи на английский язык;

- выполнение работ  по переход на расчеты по  нетто-позициям участников биржевых  торгов ценными бумагами.

Тем не менее, биржа опирается  на то, что указанное увеличение ее расходов будет полностью перекрываться ростом ее доходов, даже с учетом вышеприведенных сдерживающих факторов). Помимо затрат на финансирование текущей деятельности биржи ей потребуются источники покрытия капитальных затрат, прежде всего:

- приобретение помещений  в строящемся здании регионального  финансового центра города Алматы - эквивалент 25 млн. долларов США; 

- обновление серверного  оборудования - эквивалент 1-2 млн. долларов  США; 

- возможное приобретение  «стороннего» программного продукта для создания автоматизированной система надзоры за торговой деятельностью членов Биржи в целях недопущения ценового манипулирования - эквивалент 1-3 млн. долларов США;

- капитализация Центрального  депозитария с учетом необходимости  его размещения на условиях, схожих с условиями размещения биржи, - эквивалент 10 млн. долларов США.

Объемы сделок на организованном финансовом рынке (Казахстанская фондовая биржа- KASE) за 11 месяцев 2007 г. возросли значительно  по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. Так, за указанный период 2007 г. объем сделок с иностранной валютой по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. вырос более чем в 2 раза, государственных ценных бумаг в 2 раза и Национальных Ценных Бумаг в 1,5 раза. При этом следует отметить некоторое снижение объемов сделок в октябре-ноябре 2007 года в связи с влиянием кризисных явлений на международных рынках капитала. В структуре сделок по-прежнему преобладают сделки с государственными ценными бумагами и иностранной валютой (по состоянию на 01.12.07 г. - 55,5% и 27%, соответственно). Доля сделок с Национальными Ценными Бумагами уменьшилась за 11 месяцев 2007 г. в сравнении с аналогичным периодом 2006 г. с 20% до 17%. На площадках торговли срочными контрактами, векселями и ценными бумагами МФО за 11 месяцев 2007 г. сделок практически не заключалось. (Таблица 4)

Таблица 4- Параметры развития фондового рынка млн. долларов США

Показатели

Январь-Ноябрь 2006 г.

Январь-Ноябрь 2007 г.

 

Сектор иностранных  валют

34 616,0

81 588,6

Сектор ГЦБ (включая  РЕПО)

82 042,8

164 062,2

Сектор НЦБ (включая  РЕПО)

29 683,6

51 300,4

Сектор срочных контрактов

0,0

0,0

Сектор ЦБ МФО и  иностранных ГЦБ

0,3

0,3

Векселя

0,0

0,1

Всего

146 343

296 952


 

Как видно из данных представленных на таблице 4, за период с 2006 по 2007 годы на казахстанской бирже произошли определенные качественные изменения основных параметров развития рынка. Так, объем сектора иностранных валют с уровня в 34616 млн. долларов увеличился до уровня 81588,6 млн. долларов, в секторе государственных ценных бумаг также наблюдается прирост с 82042,8 млн. долларов до 164062,2 млн. долларов, а секторе негосударственных ценных бумаг та же ситуация, прирост составил 21616,8 млн. долларов и достиг отметки в 51300,4 млн. долларов, в секторах срочных контактов и ЦБ МФО и иностранных ценных бумаг изменений не наблюдается, объем векселей в обращении незначительно увеличился с отметки в 0 млн.долларов и составил 0,1 млн. долларов. Суммарные капитальные затраты биржи на срок действия настоящей Стратегии составят эквивалент около 40 млн. долларов США, которые биржа намерена профинансировать за счет накоплений от текущих доходов (ожидаемая величина - эквивалент 15 млн. долларов США на конец 2010 года) и путем размещения своих акций в целях привлечения дополнительного капитала на сумму эквивалента 25 млн. долларов США.

Таблица 5- Прогнозируемая прибыль программы развития 2007-2010г.

Показатель

2007

2008

2009

2010

 

1

2

3

4

5

6

 

доходы 

744

987

1.290

1.500

1.740

расходы

345

506

996

1.070

1.140

итоговая прибыль 

278

271

160

237

340

ROA, %

26,85

-

-

-

5,83

ROE, %

28,24

-

-

-

5,88


 

Как видно из таблицы 5, в процессе реализации стратегии прогнозируемые доходы и расходы с учетом капитализации должны вырасти более чем в 2 раза, что несомненно положительно скажется на имидже казахстанской фондовой биржи в мировом сообществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг

3.1Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг

  Одной из основных проблем, тормозящих развитие рынка ценных бумаг в Казахстане, является неразвитая законодательная база. Действующее законодательство не полностью раскрывает такие вопросы функционирования рынка ценных бумаг, как обеспечение защиты прав и интересов инвесторов, создание и деятельность управляющих инвестиционными фондами, эмиссия и обращение производных ценных бумаг и др. Основной причиной, негативно повлиявшей на развитие казахстанского рынка ценных бумаг, стал глобальный финансовый кризис развивающихся рынков, в результате которого иностранные инвесторы начали ускоренный вывод из Казахстана своих капиталов. Существовал также ряд субъективных причин, по которым рынок не получил нормального развития. Как мы уже отмечали, процесс развития рынка ценных бумаг носит сложный и зачастую неоднозначный характер. Основополагающим принципом данного процесса должны быть комплексность и системность, что позволит сбалансировано и гармонично эволюционировать всем элементам рынка. Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения и взаимостимулирования. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, а с другой, перемещает их через механизм ценных бумаг на другие рынки, способствуя их развитию. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического процесса, процесса воспроизводства вообще. Поэтому все участники рынка имеют прямую заинтересованность в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь самым главным его участником государством. Казахстанский фондовый рынок пока не перешел к стадии активного роста, что выражается в  низкой эмиссионной активности организаций – эмитентов негосударственных ценных бумаг. Определенный оптимизм вызывает тот факт, что в IV квартале 1999 г. произошло повышение цен и увеличение объемов сделок со всеми наиболее популярными акциями. Можно сделать вывод о подтверждении сделанных ранее Национальной комиссией прогнозов относительно постепенного увеличения объемов сделок с наиболее популярными акциями и цен на них вследствие повышения инвестиционной активности КУПА. Положительный опыт в выпуске принципиально нового инструмента – облигаций местных исполнительных органов – будет  способствовать тому, что в будущем финансовый рынок получит дополнительные инструменты, а казахстанская экономика - дополнительные финансовые ресурсы. Следует напомнить, что все сделки с ценными бумагами  осуществляются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, имеющими разрешение на совершение тех или иных операций, купля-продажа ценных бумаг производится в письменной форме путем подписания сторонами договора. При совершении сделок с ценными бумагами профессионалы рынка ценных бумаг, осуществляя консультационную деятельность при даче рекомендаций по операциям с ними, должны прежде максимально полно установить инвестиционные цели и задачи клиента, сохранять коммерческую тайну обо всех его сделках и не допускать ознакомления с ней третьих лиц. Все операции с ценными бумагами (с фондовыми особенно) подробно регламентируются нормативными актами, но в Казахстане это пока не регулируется. Не способствует популяризации негосударственных ценных бумаг и действующая система налогообложения, предоставляющая государственным ценным бумагам и банковским депозитам заведомо более выгодные условия по сравнению с негосударственными Ценными бумагами. Ожидается, что в нынешнем году процесс развития казахстанского рынка ценных бумаг будет носить эволюционный характер. В этот период, скорее всего, не произойдет усиления стагнационных процессов. Наиболее вероятным сценарием развития событий представляется увеличение объемов сделок с наиболее популярными ценными бумагами. Представляются вероятными следующие изменения в инфраструктуре рынка ценных бумаг: количество небанковских организаций к концу 2000 г. составит не более 10 - 15, на базе KASE и Центрального депозитария будет создана общереспубликанская торгово-расчетная система, позволяющая, во-первых, участвовать в биржевых торгах, находясь в любом регионе Казахстана, во-вторых, осуществлять различные сделки по способам их заключения и исполнения, в-третьих, обеспечивать высокую степень прозрачности фондового рынка. Сокращение количества брокеров-дилеров - небанковских организаций и регистраторов - не окажет негативного влияния на общее состояние рынка ценных бумаг, так как будет компенсировано обеспечением доступа клиентов из любых регионов Казахстана к их услугам через посредников, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг. Для полноценного функционирования рынка ценных бумаг необходимо создание механизма государственного регулирования фондового рынка, сочетающего в себе учет интересов инвесторов и государства, с максимально возможным его невмешательством в практику фондовой торговли. Следует постоянно изучать опыт других стран, чтобы в процессе развития рынка ценных бумаг избежать многих ошибок. Значительный импульс придаст участие иностранных инвесторов, помощь компетентных международных организаций. В Казахстане было бы полезным при Национальной комиссии по ценным бумагам организовать специализированный отдел аналитиков, готовящих аналитическую информацию для открытой печати, что заинтересует и расширит возможности инвесторов для вложения свободных средств в ценные бумаги и послужит своеобразным "толчком" развития рынка ценных бумаг.

Планируется:

1)   обеспечить развитие  внутренних институциональных инвесторов и таким

образом решить проблему привлечения сбережений населения в экономику

Казахстана;

2)   повысить инвестиционную привлекательность казахстанских

негосударственных ценных бумаг;

3)  сбалансировать  спрос и предложение на ценные  бумаги,

создав, с одной стороны, широкий выбор инструментов, а с другой, устойчивую инвесторскую базу;

4)  завершить приватизацию государственных пакетов акций "голубых фишек".

Еще раз подчеркнем, что  для привлечения на фондовый рынок  максимально широкого спектра инвесторов государство в большей степени будет ориентироваться на возможности внутренних инвесторов. Основная ставка может быть сделана на различные формы коллективного инвестирования. Государство также должно поддерживать иностранных портфельных инвесторов, ориентированных на долгосрочное присутствие на казахстанском рынке ценных бумаг. Необходимо защитить внутренний финансовый рынок с помощью контроля притока иностранных инвестиций в те или иные секторы экономики, а также их перераспределение, исходя из приоритетов государства. Отечественный рынок ценных бумаг должен предоставить гражданам республики возможность беспрепятственного участия в процессе становления рынка и использования ценных бумаг как альтернативного варианта инвестирования свободных финансовых ресурсов. Именно эти возможности позволят реализовать предлагаемую Национальной комиссией Республики Казахстан по ценным бумагам модель развития рынка ценных бумаг. В целом, при выполнении всех запланированных мероприятий в Казахстане удастся создать все необходимые условия для развития рынка ценных бумаг в качестве регулятора всех рыночных отношений и механизма мобилизации свободных финансовых ресурсов в различные отрасли и секторы экономики.

3.2  Перспективы дальнейшего  развития фондовой биржи Республике Казахстан

Казахстанские фондовые биржи по своему развитию еще очень  сильно отстают от крупнейших фондовых бирж развитых стран. В 1999 году наблюдалось существенное увеличение биржевого оборота. «Среди сделок с ценными бумагами преобладают сделки с ГКО (30% от общего количества проданных бумаг)» В настоящее время стоит вопрос об укрупнении казахстанских бирж, создании такой системы, в которой все операций, происходящие через биржу, были бы без рисковые для клиентов. Ведь дальнейшие перспективы казахстанского рынка ценных бумаг во многом зависят от степени развития фондовых бирж в нашей стране. А для этого необходимо устранить ряд первоочередных проблем. Республика Казахстан на данный момент находится в положении страны с невысоким инвестиционным уровнем. Поэтому главной задачей страны является достижение роста экономики, а это позволит увеличить объемы вложений в ценные бумаги. Необходимо расширить инфраструктуру фондового рынка: возродить фондовые биржи и создать внебиржевые организационные системы. Успех деятельности на фондовой бирже во многом зависит от оперативности получения финансовой информации. А в настоящее время на биржах Республике Казахстан информация об эмитентах и их ценных бумагах раскрывается недостаточно полно. Особенности национального фондового рынка в решающей мере зависит от его мощности как своеобразного генератора информации. «Согласно классического определения Юджина Фомы «эффективный фондовый рынок» - это рынок перспективный в переработке информации. Информационная эффективность казахстанского фондового рынка на три порядка ниже американского. В будущем необходимо повысить уровень организации фондовых бирж, создать прекрасно действующую систему защиты инвесторов от мошенничества, усовершенствовать государственное регулирование фондовой биржи, расширить связи с фондовыми биржами развитых стран.

Только при решении  этих проблем казахстанский фондовый рынок может стать тем, чем он является во всем цивилизованном мире, - инструментом для перелива капитала из финансовой сферы в промышленную. Анализ мировых тенденций развития рынка ценных бумаг страдал бы излишней абстракцией, если не попытаться оценить мировой опыт с точки зрения его использования в Республике Казахстан. В настоящее время рынок ценных бумаг переживает неблагоприятный период. Это было вызвано целым комплексом как объективных, так и субъективных факторов. В Республике Казахстан продолжают функционировать многие биржи и организаторы торгов, будущее которых в настоящее время является весьма туманным. В отличие от рынка ценных бумаг, который в том или ином виде будет в Республике Казахстан сохранен, судьба организаторов торгов может сказаться более драматичной. Если существующие институты не смогут выжить до периода оживления рынка, или им не будет сказана поддержка (причем под поддержкой мы понимаем не только и не столько собственно их финансирование), то в будущем казахстанский рынок ценных бумаг может перейти под контроль иностранных бирж и организаторов торгов. Тем более что уже сегодня ими предпринимаются весьма активные шаги в этом направлении «(так, в Вене создана биржа, которая будет специализироваться на организации рынков акций восточноевропейских эмитентов, включая Казахстан; уже сейчас депозитарные расписки на акции казахстанских эмитентов торгуются в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине)».

Рассматривая проблему развития казахстанского фондового  рынка, следует выделить ее составные части - политику самих бирж и политику государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг.

Политика бирж. В Республике Казахстан развитие фондовых бирж с  точки зрения их рынков и технологической  цепи происходило в двух направлениях - создание, во-первых, собственно фондовых бирж, во-вторых, универсальных институтов, формирующих рынки различных финансовых инструментов и валюты, обеспечивающих также участников полным набором услуг - от организации торгов до осуществления клиринга и обеспечения расчетов, как по ценным бумагам, так и по денежным средствам. Примером первого направления является ЗАО «Центральный депозитарий ценных бумаг», второго - Акционерное общество «Казахстанская фондовая биржа». Сохраняются различия в организационно-правовой форме организаторов торгов. В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан и принципами государственного регулирования наложены жесткие ограничения на организационно-правовую форму отдельных видов профессиональных участников рынка ценных бумаг. Что касается технологического аспекта, то в данной области в Республике Казахстан отмечается редкое единство - все биржи и торговые системы используют электронные торговые системы, а не механизм зального голосового аукциона. В плане регионального охвата все ведущие площадки Республике Казахстан благодаря электронным технологиям организации торгов не ограничиваются только своими регионами и пытаются более или менее успешно привлекать региональных участников. Таким образом, можно отметить, что на деятельность казахстанских бирж влияют мировые достижения и тенденции. Это вселяет надежду, что именно рынок, то есть сами профессиональные участники, в перспективе выберет наиболее эффективные площадки, оказывающие более качественные у слуги с меньшими издержками. Политика государственных органов регулирования казахстанского рынка ценных бумаг. В этой области налицо отставание Республике Казахстан от мировых тенденций, а порой просто консервация отдельных моделей организации рынка, возраст которых насчитывает уже десятки лет. В качестве отдельных примеров можно привести особую приверженность казахстанских регуляторов к некоммерческим партнерствам (так, фондовая биржа, клиринговый центр, некоторые виды депозитариев могут быть созданы только в рамках данной организационно-правовой формы). Сохранены ограничения на совмещение ряда видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Нередко мнение профессиональных участников откровенно игнорируется регуляторами рынка ценных бумаг. Надежда на оптимистический прогноз казахстанского рынка ценных бумаг и на сохранение и последующее развитие национальных институтов рынка ценных бумаг позволяет сделать вывод, что анализ мирового опыта в этой области не бесполезен для всех специалистов.

Информация о работе Рынок ценных бумаг и фондовая биржа