Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:21, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является углубление знаний в вопросе изучения управленческого учета, а также роли управленческого учета в стратегии развития субъекта хозяйствования.
Для выполнения поставленной в работе цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить сущность управленческого учета.
2. Изучить взаимосвязь финансового и управленческого учета .
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Роль управленческого учета в стратегии развития субъекта хозяйствования
1.1 Понятие, сущность и функции управленческого учета
1.2 Взаимосвязь финансового и управленческого учета
1.3 Место и роль управленческого учета в управлении предприятием
ГЛАВА 2 Организация управленческого учета в ЗАО «Уральский бройлер»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Проблема внедрения управленческого учета в организации
2.3 Управленческая отчетность организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- склад яйца.
2. Ветеринарная служба;
3. Кормоцех;
4. Служба по обеспечению производства:
- группа энергетики и водоснабжения;
- бригада подготовки птичников;
- транспортная группа;
- отдел снабжения.
5. Отдел продаж;
6. Управление:
- дирекция;
- секретариат;
- отдел кадров;
- отдел ДОУ;
- юридический отдел;
- служба безопасности;
- охрана;
- административно-хозяйственный отдел;
- финансовая служба.
Основным видом деятельности ЗАО «Уральский бройлер» является производство инкубационного яйца. Все произведенное инкубационное яйцо поставляется в ЗАО «Оренбургский бройлер», которое также является подразделением субхолдинга ЗАО «Центрптицепром». Кроме того, ЗАО «Уральский бройлер» самостоятельно реализует яйцо, непригодное для инкубации (некондиционное) и мясо бройлеров, полученное от технологического забоя птицы.
На предприятии работает 138 человек.
2.2 Проблема внедрения управленческого учета в организации
Эффективная работа современного предприятия невозможна без хорошо налаженной системы управленческого учета и отчетности на всех уровнях управления.
Основным критерием действенности системы управления является эффективное использование финансовых, материальных и людских ресурсов. Управленческий учет представляет для этого необходимый механизм, позволяющий комплексно рассмотреть вопросы планирования, оперативного контроля и учета отдельных видов деятельности.
С 1 января 2007 года в субхолдинге в ЗАО «Центрптицепром» и, соответственно, в ЗАО «Уральский бойлер» реализовывался проект по постановке системы управленческого учета. Целью внедрения управленческого учета на предприятии является своевременное информирование руководства о текущей ситуации, позволяющее вовремя принять те или иные управленческие решения.
Кроме того, управленческий учет позволяет:
- обеспечить руководство предприятия информацией о том, каковы консолидированные результаты деятельности субхолдинга;
- оценить результаты работы по структурным подразделениям, которыми являются отделы, цеха, юридические лица;
- осуществить контроль за издержками путем их учета по видам и центрам затрат;
- собрать статистику о доходах и расходах предприятия в определенном разрезе и выявить общие тенденции;
- произвести планирование и контроль выполнения бюджета как отдельными центрами затрат, так и бизнесом в целом, включая совокупность юридических лиц;
- вести оперативный учет расчетов с отдельными контрагентами, взаиморасчетов между собственными юридическими лицами.
При построении системы управленческого учета были применены следующие методы, с помощью которых осуществляется системная организация и интеграция существующих баз данных:
- документирование - полное отображение финансово-хозяйственной деятельности организации в первичных документах и на машинных носителях, гарантирующее управленческому учету достаточный объем информации. Первичный учет является основным источником информации для управленческого учета;
- инвентаризация - способ выявления фактического состояния объекта. При помощи инвентаризации проверяются отклонения учетных данных. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролирует их использование, устанавливает полноту и достоверность учетной информации;
- группировка и оценка, контрольные счета - способ изучения, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте в разрезе определенных признаков.
- использование данных планирования, нормирования и лимитирования. При этом под планированием понимается непрерывный циклический процесс, который направлен на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка; нормирование представляет собой процесс обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов; лимитирование включает в себя расчет норм расхода ресурсов на единицу готовой продукции, учетные и контрольные операции;
- контроль - завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность организации на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения;
- анализ, в процессе которого выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению ранее установленных заданий, а также отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства.
Проект по постановке системы управленческого учета был реализован в несколько этапов:
1. Разработка концепции системы управленческого учета;
2. Разработка учетной политики для целей управленческого учета, классификатора затрат, управленческого плана счетов и других документов, описывающих систему учета;
3. Разработка системы управленческой отчетности: форм и регламента документооборота;
4. Автоматизация разработанной системы учета в программном продукте.
Этап 1. Перед непосредственным моделированием системы управленческого учета руководством субхолдинга были определены основные цели и параметры создаваемой системы, которые нашли отражение в документе "Концепция учета".
В концепции были обозначены потребности ключевых пользователей, сформулированы цели и задачи системы управленческого учета в субхолдинге. На их основе позже были сформированы учетная политика, план счетов и другие основополагающие документы управленческого учета.
Цели и информационные потребности пользователей системы управленческого учета (менеджеров разного уровня - от президента компании до менеджеров среднего звена), например такие, как характер принимаемых решений, требуемая степень детализации/агрегации информации, периодичность представления и состав управленческой отчетности, а также отчетные формы, существенно различаются. Данные различия были учтены при разработке концепции в части управленческой отчетности.
В концепции было также определено, каким образом будет организован процесс учета, сформулированы идеология и методологическая основа создаваемой системы управленческого учета. В ней отражены следующие вопросы:
- цель и основные направления развития системы учета и отчетности в субхолдинге;
- используемый подход к построению системы учета и отчетности;
- виды управленческой отчетности;
- методология ведения учета;
- план счетов;
- методика консолидации;
- информационная система;
- реализация подхода к организации учета в системе;
- требования к техническим характеристикам учетной системы;
- подготовка и повышение квалификации кадров.
Главным требованием, предъявляемым к создаваемой системе управленческого учета, стало ее соответствие системе бюджетирования.
С точки зрения организации процесса было принято решение вести управленческий учет в единой информационной базе по всем подразделениям субхолдинга и в этой же базе вести все виды учета: бухгалтерский финансовый, управленческий и налоговый . Важным фактором, обеспечившим единство системы учета, стал первичный учет как источник данных для их последующей систематизации и обобщения в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета. На рисунке представлена взаимосвязь финансового и управленческого учета.
Этап 2. Методологические основы ведения учета, принципы и методы учета хозяйственных операций, правила оценки объектов учета были установлены в документе "Учетная политика для целей управленческого учета». Учетная политика стала единой для всех подразделений субхолдинга, входящих в группу, в противном случае консолидированная управленческая отчетность не могла бы быть составлена без дополнительных пересчетов и корректировок.
Учетная политика включает следующие разделы:
- Основные принципы учетного процесса, принятые в группе;
- Общие положения по составлению управленческой отчетности в группе;
- Консолидация учетных данных и отчетности;
- Правила признания, оценки и учета отдельных объектов;
- Правила распределения косвенных затрат - затраты дочерних компаний, затраты управляющей компании;
- Порядок образования резервов;
- Порядок контроля хозяйственных операций.
В учетной политике управляющей компании субхолдинга, в отличие от учетной политики подразделений субхолдинга присутствуют разделы, связанные с консолидацией учетной информации и отчетности, выделением и распределением затрат управляющей компании. Также описаны и построена система внутреннего контроля, которая позволяет четко придерживаться правил внутригруппового взаимодействия при организации движения информационных потоков.
В учетной политике так же описаны методика консолидации, правила суммирования и элиминирования статей в отчетности, определены направления консолидации и другие существенные моменты.
Консолидация учетной информации осуществляется методом полной консолидации, т.е. отчетность подразделений предоставляется так, как будто это единая компания.
В консолидированную управленческую отчетность группы объединяются в полной величине все активы и пассивы, финансовые результаты в части доходов и расходов компаний, входящих в группу. Консолидация отчетности выполняется в два этапа: сначала построчно суммируются показатели управленческой отчетности компаний группы, а затем для исключения двойных оборотов применяются вычеты (корректировки) по обязательствам, имуществу, финансовым результатам, относящимся к деятельности компаний внутри группы.
Консолидация бюджетов и отчетности происходит поэтапно:
1. Бюджеты и отчетность структурных подразделений;
2. Консолидированные бюджеты и отчетность ЗАО «Уральский бройлер», ЗАО «Оренбургский бройлер»;
3. Бюджеты и отчетность управленческой компании холдинга, консолидированные бюджеты и отчетность холдинга.
В таблице № 2 приведены показатели, подлежащие исключению из консолидированной управленческой отчетности группы.
Таблица №2
Показатели, подлежащие исключению из консолидированной отчетности
Показатели, которые исключаются из консолидированного баланса субхолдинга | Показатели, которые исключаются из консолидированного отчета о прибылях и убытках субхолдинга |
Финансовые вложения управляющей компании в уставные капиталы дочерних компаний и соответственно уставные капиталы дочерних компаний в части, принадлежащей управляющей компании | Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между управляющей компанией и дочерними предприятиями группы и затраты, приходящиеся на эту реализацию |
Показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между управляющей компанией и подразделениями субхолдинга | Дивиденды, выплачиваемые дочерними компаниями управляющей компании а также управляющей компании своим дочерним компаниям |
Прибыль от операций между управляющей компанией и подразделениями субхолдинга включенная в балансовую стоимость имущества (основных средств, производственных запасов и др.) управляющей компании, т.е. сумма, уменьшающая балансовую стоимость имущества, на создание или приобрете на приобретение которого была использована прибыль | Любые иные доходы и расходы, возникающие в результате операций между управляющей компанией и дочерними компаниями, а также между подразделениями субхолдинга |
Дивиденды, выплачиваемые дочерними компаниями |
|
В целях совершенствования процесса учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в субхолдинге был создан единый Классификатор затрат управленческого учета, обязательный для применения всеми подразделениями субхолдинга. Согласно этому Классификатору все затраты подразделяются на постоянные и переменные, прямые и косвенные, причем каждому виду затрат был присвоен свой код, который использовался в системе учета и бюджетирования.
Система бюджетирования предполагалась к внедрению после постановки управленческого учета, поэтому кодировка затрат позволила проводить анализ отклонений фактических показателей от плановых путем привязки к каждой бюджетной строке оборотов по соответствующим счетам управленческого плана счетов с учетом аналитических признаков.
В управленческом плане счетов нашли отражение все счета, используемые подразделениями субхолдинга. Все названия счетов и правила контировок были унифицированы, к каждому счету были введены дополнительные аналитические признаки, необходимые для ведения учета в группе компаний. К подобным аналитическим признакам можно отнести: проект, ЦФО, юридическое лицо, регион и др.
Для удобства организации учета внутригрупповых операций и их последующего исключения из консолидированной отчетности в плане счетов управленческого учета был предусмотрен аналитический разрез "Операция". Данный признак мог принимать значение "внутригрупповая" или "внешняя". В соответствии с его значением в системе был настроен механизм автоматической консолидации.
Для корректного применения единого плана счетов управленческого учета всеми компаниями ГК, унификации основных хозяйственных операций, а также для дальнейшей автоматизации ввода ручных проводок в систему управленческого учета был создан Журнал типовых хозяйственных операций.
Этап 3. Управленческая отчетность группы компаний призвана обеспечивать менеджеров разных уровней управления необходимой для принятия бизнес-решений информацией, которая должна быть представлена в удобном для анализа виде, сопоставимой по всем компаниям группы, своевременной и не требовать дополнительных затрат на ее обработку.
Как известно, комплексный подход к построению системы управления предполагает, что система - это совокупность стратегического, тактического и оперативного уровней управления. Управленческую отчетность также можно классифицировать по уровням управления. Отчетность одного уровня отличается от отчетности другого уровня степенью детализации. Чем выше уровень управления, тем более агрегированная отчетность используется. К стратегическому уровню относится итоговая отчетность о результатах деятельности, например отчетность о ключевых показателях деятельности субхолдинга и каждого подразделения субхолдинга. К тактическому уровню можно отнести отчетность о финансовом положении, результатах деятельности (более детализированных, чем для стратегического уровня) и изменении финансового положения. Это, например, стандартная финансовая управленческая отчетность:
Информация о работе Роль управленческого учета в стратегии развития субъекта хозяйствования