Роль управленческого учета в стратегии развития субъекта хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения курсовой работы является углубление знаний в вопросе изучения управленческого учета, а также роли управленческого учета в стратегии развития субъекта хозяйствования.
Для выполнения поставленной в работе цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить сущность управленческого учета.
2. Изучить взаимосвязь финансового и управленческого учета .

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Роль управленческого учета в стратегии развития субъекта хозяйствования
1.1 Понятие, сущность и функции управленческого учета
1.2 Взаимосвязь финансового и управленческого учета
1.3 Место и роль управленческого учета в управлении предприятием
ГЛАВА 2 Организация управленческого учета в ЗАО «Уральский бройлер»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Проблема внедрения управленческого учета в организации
2.3 Управленческая отчетность организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КусоваяУправленческий.учет.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

   - склад яйца.

2. Ветеринарная служба;

3. Кормоцех;

4. Служба по обеспечению производства:

      - группа  энергетики и водоснабжения;

      - бригада подготовки птичников;

      - транспортная группа;

      - отдел снабжения.

5. Отдел продаж;

6.      Управление:

- дирекция;

- секретариат;

- отдел кадров;

- отдел ДОУ;

- юридический отдел;

- служба безопасности;

- охрана;

- административно-хозяйственный отдел;

- финансовая служба.

Основным видом деятельности ЗАО «Уральский бройлер» является производство инкубационного яйца. Все произведенное инкубационное яйцо поставляется в ЗАО «Оренбургский бройлер», которое также является подразделением  субхолдинга ЗАО «Центрптицепром». Кроме того, ЗАО «Уральский бройлер» самостоятельно реализует яйцо, непригодное для инкубации (некондиционное) и мясо бройлеров, полученное от технологического забоя птицы.

На предприятии работает 138 человек.

 

2.2 Проблема внедрения управленческого учета в организации

 

Эффективная работа современного предприятия невозможна без хорошо налаженной системы управленческого учета и отчетности на всех уровнях управления.

Основным критерием действенности системы управления является эффективное использование финансовых, материальных и людских ресурсов. Управленческий учет представляет для этого необходимый механизм, позволяющий комплексно рассмотреть вопросы планирования, оперативного контроля и учета отдельных видов деятельности.

С  1 января 2007 года в субхолдинге в ЗАО «Центрптицепром» и, соответственно, в   ЗАО «Уральский бойлер»  реализовывался проект по постановке системы управленческого учета. Целью внедрения управленческого учета на предприятии  является своевременное информирование руководства о текущей ситуации, позволяющее вовремя принять те или иные управленческие решения.

Кроме того, управленческий учет позволяет:

- обеспечить руководство предприятия информацией о том, каковы консолидированные результаты деятельности субхолдинга;

- оценить результаты работы по структурным подразделениям, которыми являются отделы, цеха, юридические лица;

- осуществить контроль за издержками путем их учета по видам и центрам затрат;

- собрать статистику о доходах и расходах предприятия в определенном разрезе и выявить общие тенденции;

- произвести планирование и контроль выполнения бюджета как отдельными центрами затрат, так и бизнесом в целом, включая совокупность юридических лиц;

- вести оперативный учет расчетов с отдельными контрагентами, взаиморасчетов между собственными юридическими лицами.

При построении системы управленческого учета были применены следующие методы, с помощью которых осуществляется системная организация и интеграция существующих баз данных:

- документирование - полное отображение финансово-хозяйственной деятельности организации в первичных документах и на машинных носителях, гарантирующее управленческому учету достаточный объем информации. Первичный учет является основным источником информации для управленческого учета;

- инвентаризация - способ выявления фактического состояния объекта. При помощи инвентаризации проверяются отклонения учетных данных. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролирует их использование, устанавливает полноту и достоверность учетной информации;

- группировка и оценка, контрольные счета - способ изучения, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте в разрезе определенных признаков.

- использование данных планирования, нормирования и лимитирования. При этом под планированием понимается непрерывный циклический процесс, который направлен на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка; нормирование представляет собой процесс обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов; лимитирование включает в себя расчет норм расхода ресурсов на единицу готовой продукции, учетные и контрольные операции;

- контроль - завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность организации на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения;

- анализ, в процессе которого выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению ранее установленных заданий, а также отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства.

Проект по постановке системы управленческого учета  был реализован в несколько этапов:

1. Разработка концепции системы управленческого учета;

2. Разработка учетной политики для целей управленческого учета, классификатора затрат, управленческого плана счетов и других документов, описывающих систему учета;

3. Разработка системы управленческой отчетности: форм и регламента документооборота;

4. Автоматизация разработанной системы учета в программном продукте.

Этап 1. Перед непосредственным моделированием системы управленческого учета руководством  субхолдинга были определены основные цели и параметры создаваемой системы, которые нашли отражение в документе "Концепция учета".

В концепции были обозначены потребности ключевых пользователей, сформулированы цели и задачи системы управленческого учета в субхолдинге. На их основе позже были сформированы учетная политика, план счетов и другие основополагающие документы управленческого учета.

Цели и информационные потребности пользователей системы управленческого учета (менеджеров разного уровня - от президента компании до менеджеров среднего звена), например такие, как характер принимаемых решений, требуемая степень детализации/агрегации информации, периодичность представления и состав управленческой отчетности, а также отчетные формы, существенно различаются. Данные различия были учтены при разработке концепции в части управленческой отчетности.

В концепции было также определено, каким образом будет организован процесс учета, сформулированы идеология и методологическая основа создаваемой системы управленческого учета. В ней  отражены следующие вопросы:

- цель и основные направления развития системы учета и отчетности в субхолдинге;

- используемый подход к построению системы учета и отчетности;

- виды управленческой отчетности;

- методология ведения учета;

- план счетов;

- методика консолидации;

- информационная система;

- реализация подхода к организации учета в системе;

- требования к техническим характеристикам учетной системы;

- подготовка и повышение квалификации кадров.

Главным требованием, предъявляемым к создаваемой системе управленческого учета, стало ее соответствие системе бюджетирования.

С точки зрения организации процесса  было принято решение вести управленческий учет в единой информационной базе по всем подразделениям субхолдинга и в этой же базе вести все виды учета: бухгалтерский финансовый, управленческий и налоговый . Важным фактором, обеспечившим единство системы учета, стал первичный учет как источник данных для их последующей систематизации и обобщения в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета. На рисунке представлена взаимосвязь финансового и управленческого учета.

Этап 2. Методологические основы ведения учета, принципы и методы учета хозяйственных операций, правила оценки объектов учета были установлены в документе "Учетная политика для целей управленческого учета». Учетная политика стала единой для всех подразделений субхолдинга, входящих в группу, в противном случае консолидированная управленческая отчетность не могла бы быть составлена без дополнительных пересчетов и корректировок.

Учетная политика включает следующие разделы:

- Основные принципы учетного процесса, принятые в группе;

- Общие положения по составлению управленческой отчетности в группе;

- Консолидация учетных данных и отчетности;

- Правила признания, оценки и учета отдельных объектов;

- Правила распределения косвенных затрат - затраты дочерних компаний, затраты управляющей компании;

- Порядок образования резервов;

- Порядок контроля хозяйственных операций.

В учетной политике управляющей компании  субхолдинга,  в отличие от учетной политики подразделений субхолдинга  присутствуют разделы, связанные с консолидацией учетной информации и отчетности, выделением и распределением затрат управляющей компании. Также описаны и построена система внутреннего контроля, которая позволяет четко придерживаться правил внутригруппового взаимодействия при организации движения информационных потоков.

В учетной политике так же описаны методика консолидации, правила суммирования и элиминирования статей в отчетности, определены направления консолидации и другие существенные моменты.

Консолидация учетной информации  осуществляется методом полной консолидации, т.е. отчетность подразделений предоставляется  так, как будто это единая компания.

В консолидированную управленческую отчетность группы объединяются в полной величине все активы и пассивы, финансовые результаты в части доходов и расходов компаний, входящих в группу. Консолидация отчетности выполняется в два этапа: сначала построчно суммируются показатели управленческой отчетности компаний группы, а затем для исключения двойных оборотов применяются вычеты (корректировки) по обязательствам, имуществу, финансовым результатам, относящимся к деятельности компаний внутри группы.

Консолидация бюджетов и отчетности происходит поэтапно:

1.           Бюджеты и отчетность структурных подразделений;

2.           Консолидированные бюджеты и отчетность ЗАО «Уральский бройлер», ЗАО «Оренбургский бройлер»;

3.           Бюджеты и отчетность управленческой компании холдинга, консолидированные бюджеты и отчетность холдинга.

 

В таблице № 2 приведены показатели, подлежащие исключению из консолидированной управленческой отчетности группы.

Таблица №2

Показатели, подлежащие исключению из консолидированной отчетности

 

Показатели, которые исключаются из  консолидированного баланса субхолдинга

Показатели, которые исключаются из  консолидированного отчета о прибылях и убытках субхолдинга

Финансовые вложения управляющей компании в уставные капиталы дочерних компаний и соответственно уставные  капиталы  дочерних  компаний  в части, принадлежащей управляющей компании             

Выручка от реализации продукции  (товаров, работ, услуг) между управляющей  компанией  и  дочерними предприятиями группы и затраты, приходящиеся на эту реализацию

Показатели,  отражающие  дебиторскую и кредиторскую задолженность между управляющей компанией и подразделениями субхолдинга

Дивиденды, выплачиваемые дочерними компаниями управляющей компании а  также управляющей компании своим дочерним компаниям

Прибыль от операций между  управляющей компанией и подразделениями субхолдинга включенная  в  балансовую  стоимость имущества  (основных  средств,  производственных запасов и др.) управляющей компании, т.е.  сумма,  уменьшающая  балансовую стоимость имущества,  на создание или приобрете на приобретение которого была использована прибыль

Любые  иные  доходы  и расходы, возникающие в результате операций между управляющей компанией и дочерними компаниями,  а  также  между  подразделениями субхолдинга

Дивиденды,  выплачиваемые  дочерними  компаниями

 

 

 

В целях совершенствования процесса учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в субхолдинге был создан единый Классификатор затрат управленческого учета, обязательный для применения всеми подразделениями субхолдинга. Согласно этому Классификатору все затраты подразделяются на постоянные и переменные, прямые и косвенные, причем каждому виду затрат был присвоен свой код, который использовался в системе учета и бюджетирования.

Система бюджетирования предполагалась к внедрению после постановки управленческого учета, поэтому кодировка затрат позволила проводить анализ отклонений фактических показателей от плановых путем привязки к каждой бюджетной строке оборотов по соответствующим счетам управленческого плана счетов с учетом аналитических признаков.

В управленческом плане счетов  нашли отражение все счета, используемые подразделениями субхолдинга. Все названия счетов и правила контировок были унифицированы, к каждому счету были введены дополнительные аналитические признаки, необходимые для ведения учета в группе компаний. К подобным аналитическим признакам  можно отнести: проект, ЦФО, юридическое лицо, регион и др.

Для удобства организации учета внутригрупповых операций и их последующего исключения из консолидированной отчетности в плане счетов управленческого учета  был предусмотрен аналитический разрез "Операция". Данный признак мог принимать значение "внутригрупповая" или "внешняя". В соответствии с его значением в системе был настроен механизм автоматической консолидации.

Для корректного применения единого плана счетов управленческого учета всеми компаниями ГК, унификации основных хозяйственных операций, а также для дальнейшей автоматизации ввода ручных проводок в систему управленческого учета был создан Журнал типовых хозяйственных операций.

Этап 3. Управленческая отчетность группы компаний призвана обеспечивать менеджеров разных уровней управления необходимой для принятия бизнес-решений информацией, которая должна быть представлена в удобном для анализа виде, сопоставимой по всем компаниям группы, своевременной и не требовать дополнительных затрат на ее обработку.

Как известно, комплексный подход к построению системы управления  предполагает, что система - это совокупность стратегического, тактического и оперативного уровней управления. Управленческую отчетность также можно классифицировать по уровням управления. Отчетность одного уровня отличается от отчетности другого уровня степенью детализации. Чем выше уровень управления, тем более агрегированная отчетность используется. К стратегическому уровню относится итоговая отчетность о результатах деятельности, например отчетность о ключевых показателях деятельности  субхолдинга и каждого подразделения субхолдинга. К тактическому уровню можно отнести отчетность о финансовом положении, результатах деятельности (более детализированных, чем для стратегического уровня) и изменении финансового положения. Это, например, стандартная финансовая управленческая отчетность:

Информация о работе Роль управленческого учета в стратегии развития субъекта хозяйствования