Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:10, контрольная работа
В большинстве организаций основные средства составляют достаточно значительную часть активов, а во многих случаев являются именно тем активом, использование которого является основном источником дохода организации и без существования которого дальнейшее получение прибыли в тех же масштабах невозможно.
Наглядным примером является автотранспортное предприятие. Наличие автотранспорта является основным условием существования самого бизнеса. Конечно, можно арендовать машины и пересдавать их, но это уже совсем другой вид деятельности. Поэтому основные средства, особенно те, которые являются основой деятельности организации, подлежат проверке.
1. Ревизия объектов основных средств.
В
большинстве организаций
Наглядным примером является автотранспортное предприятие. Наличие автотранспорта является основным условием существования самого бизнеса. Конечно, можно арендовать машины и пересдавать их, но это уже совсем другой вид деятельности. Поэтому основные средства, особенно те, которые являются основой деятельности организации, подлежат проверке.
В учете основных средств выделяют два основных вида искажений:
величина в отчетности завышена по сравнению с реальной (ошибка в учете или основные средства утрачены — уничтожены, похищены и т.д.);
• величина в отчетности занижена по сравнению с реальной (ошибка в учете или существуют неучтенные основные средства).
Причины сокрытия объектов основных средств и неотражение их в бухгалтерском учете могут быть различными:
• объекты приобретены/построены на средства «теневого оборота», которые не могут быть учтены в официальном бухгалтерском учете;
• расходы на приобретение/постройку объектов списаны за счет источников финансирования. Наиболее распространенным случаем является списание расходов в состав текущих расходов на ремонт, хотя в действительности создается объект основных средств. В некоторых случаях расходы на строительство списываются за счет прибыли организации, например при незаконном строительстве («самострое»), так как получить официальные документы на построенный объект в этом случае крайне сложно;
• объект основных средств оставлен в «наследство» бывшим землевладельцем, распавшейся государственной структурой, съехавшим арендатором, или объект «забыли», или не смогли учесть в плане приватизации и официальные документы о собственности на данный объект получить было крайне сложно;
• объект получен путем передачи с баланса на баланс, и документы еще не поступили в бухгалтерию, хотя акты получения объекта подписаны принимающей стороной.
Наличие неучтенных объектов выявляется также методом инвентаризации. Однако проведение инвентаризации в данном случае затруднено отсутствием сведений об объекте, который необходимо найти, что снижает результативность применения данного метода, особенно, если объект территориально удален от организации.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют данные или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям — указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.; по каналам — протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам — местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам — тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится экспертами.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях. Для этих целей привлекаются эксперты.
Часто путем инвентаризации, проводимой ревизорами, выявляется множество незарегистрированных в учете объектов оргтехники, мебели и иного офисного оборудования. В большинстве случаев отговорки руководителей стандартные: «работники принесли из дома», «купил за свои деньги», «уже было, когда мы въехали в это помещение». В этом случае ревизор должен опросить работников; если возможно, провести встречную проверку организации-продавца; при предъявлении договора безвозмездного пользования имуществом провести встречную проверку собственника данного имущества.
Намеренное занижение стоимости основных средств возможно также при наличии планов их продажи, например высокопоставленным сотрудникам. В этом случае убытки от снижения стоимости отражаются как результаты уценки, а затем основное средство продается с небольшой прибылью, но уже к уцененной стоимости.
Оценка системы внутреннего контроля
1. Обсудите
с представителями проверяемой
организации, как они
2. Обсудите с представителями проверяемой организации, как они оценивают обеспеченность организации основными средствами, есть ли нормативы обеспеченности (оснащения), бюджет капитальных вложений, контроль за его выполнением и анализ исполнения.
3.Обсудите с представителями проверяемой организации, какие меры принимаются для сохранности имущества, присваивается ли при приобретении инвентарный номер.
4. Изучите содержание документов организации, регламентирующих порядок приобретения и принятия основных средств, их списания с баланса и инвентаризации.
5. На
примере нескольких
6. Повторите
(по возможности) процедуру
7. Сделайте
предварительный вывод о
Иллюстрация.
В подавляющем большинстве
В большинстве случаев основным мероприятием по сохранности основных средств является инвентаризация, которая должна проводиться как минимум один раз в три года. Попросите предъявить акты последней инвентаризации, а также черновые записи (как правило, инвентаризационные описи заполняются не сразу, а по данным, сделанным в местах инвентаризации записей). Законодательством не предусмотрено хранение черновых описей, поэтому непредоставление таких черновых описей не является свидетельством каких-либо нарушений. В случае же их предоставления степень доверия к системе внутреннего контроля выше.
Наглядным примером являются инвентаризационные описи объектов недвижимости, оборудования и автотранспорта. Попросите предъявить инвентаризационную опись объектов недвижимости. Как правило, ни недостач, ни излишков в описи не указано. Попросите членов инвентаризационной комиссии, рассказать, как проводилась инвентаризация, сравнивалось ли текущее состояние помещения с предыдущим (не поставили ли новые стеклопакеты или системы вентиляции, новые лифты и т.д.). Если проводилось, то где они брали информацию о предыдущем состоянии помещения, кто передавал им такие документы, у кого в организации они находятся.
Особое
внимание уделите объектам недвижимости,
находящимся за пределами нахождения
основного подразделения
Попросите
предъявить инвентарную опись
Попросите
предъявить инвентарную опись
В результате такого небольшого опроса (который можно провести и по телефону, не вызывая сотрудников с рабочего места), можно сделать некоторые предварительные выводы о состоянии внутреннего контроля на данном участке.
Контроль
соблюдения законодательства.
К случаям незаконного распоряжения основным средством относятся:
• передача основного средства государственной организацией/ учреждением без согласия собственника (вышестоящей организации);
• продажа основного средства коммерческой организации без прохождения процедуры одобрения крупной сделки;
• использование основного средства организации в личных интересах должностного лица.
В
ГК РФ предусмотрено, что имущество
государственных и
Особенности совершения сделок с имуществом, принадлежащим на праве хозяйственного ведения унитарным предприятиям, неразрывно связаны с исследованием вопроса об определении собственника имущества, на базе которого создается предприятие, а также органа, уполномоченного выступать от имени собственника.
Действующим законодательством выделены три публичных собственника: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
В
ст. 18 Федерального закона «О государственных
и муниципальных унитарных
Процедура получения согласия собственника имущества при совершении унитарным предприятием сделок с объектами федеральной собственности регулируется нормативными актами Правительства Российской Федерации и соответствующими распоряжениями Минимущества России.
Подробнее процедуру получения унитарным предприятием согласия собственника имущества на совершение сделок с недвижимостью рассмотрим на примере аренды. Решение о передаче в аренду объекта недвижимого имущества принимается Мингос-имуществом России либо (по отдельным поручениям) его территориальными органами путем:
• согласования условий договора аренды, что удостоверяется подписью соответствующего должностного лица и печатью этого органа;
• подписания договора о передаче объекта недвижимого имущества.
Договоры аренды недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, заключаются этими предприятиями с согласия Мингосимущества России. Договор аренды должен соответствовать обязательным условиям, содержащимся в примерном договоре, а сам договор подлежит обязательному учету в Мин-госимуществе России или его территориальном органе.