Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:15, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Содержание:
Введение................................................................................................................3
ГЛАВА I. Структура и принципы налоговой системы......................................5 1.1.Структура налоговой системы.......................................................................5
1.2. Принципы налоговой системы.....................................................................
1.3. Функции налогов
ГЛАВА II. Налоговая система Российской Федерации.
2.1. Стабилизирование налоговой системы Российской Федерации.
2.2. Реформирование налоговой системы Российской Федерации.
2.3. Итоги реформирования налоговой системы.
Заключение.
Библиографический список
Сбор отличается от налога тем, что уплачивается за совершение в пользу плательщика определенных юридически значимых действий.
НК РФ определяет общие принципы и понятия налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов, состав налоговых правонарушений, процедуры рассмотрения дел по ним и порядок взыскания сумм штрафов, пеней и недоимок.
Действующий НК провозглашает следующие принципы налогового законодательства:
Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения исходя из принципов справедливости.
Налоги не могут иметь дискриминационный характер.
Налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство России, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение товаров, работ, услуг или денежных средств в пределах территории РФ.
Законодательные акты о налогах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов толкуются в пользу налогоплательщика.
Таким образом, на основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в постсоветский период в России начала создаваться новая налоговая система, отвечающая потребностям рыночной экономики и призванная стабилизировать тяжелую экономическую ситуацию в стране.
§2. Виды налогов
Налоги классифицируются по следующим основаниям:
1. По характеру налогового изъятия:
а) Прямые налоги - налоги, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения.
б) Косвенные налоги - это налоги, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций. Например (НДС, таможенные пошлины). Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
2. По уровням управления:
а) Федеральные налоги - устанавливаются федеральными органами государственной власти и обязательно закрепляются в Налоговом Кодексе Российской Федерации и взимаются на всей территории РФ и с тех лиц, на которых распространяется конкретный федеральный налог.
б) Региональные налоги - устанавливаются представительным органом субъекта федерации. Однако установление таких налогов не должно противоречить федеральному законодательству. Они взимаются с налогоплательщиков на всей территории субъекта федерации (область, край, республика и т. д.).
в) Местные налоги - устанавливаются органами представительной власти муниципального образования. Они также не должны противоречить федеральному законодательству. Федеральное законодательство предоставляет органам местного самоуправления устанавливать, изменять и отменять местные налоги и сборы поселения.
3. По субъектам налогообложения:
а) Налоги на доходы юридических лиц.
б) Налоги на доходы физических лиц.
4.В зависимости от того, какую долю платит налогоплательщик с высоким доходом.
а) Пропорциональный налог - налог считается пропорциональным, если сумма налога представляет собой постоянную долю дохода. Пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).
б) Прогрессивный налог - налог считается прогрессивным, если с увеличением дохода налогоплательщика доля налога в общем, доходе возрастает.
в) Регрессивный налог - налог считается регрессивным, если бремя налога относительно тяжелее для семей с низкими доходами, чем для богатых семей. Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов.
5. По целевому назначению:
а) Общие налоги - Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.
б) Специальные (целевые) налоги - Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, транспортный налог и т.д.).
В Российской Федерации, в соответствии со ст. 13 НК РФ, используются следующие виды налогов:
1.Налог на прибыль. Это один из самых главных источников федерального, регионального и местного бюджетов. Налог является прямым, его сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. Плательщиками являются все предприятия и организации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России.
2.Налог на добавленную стоимость. С 1992 г. в России одним из двух основных федеральных налогов стал налог на добавленную стоимость (НДС). Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
3.Акцизы. Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары предприятия, организации и физические лица. Акцизы устанавливаются не в сумме на единицу изделия, как в большинстве стран, а методом процентных надбавок к розничной цене товаров. Подакцизными являются алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные украшения из золота, серебра, нефть, газ и некоторые виды минерального сырья.
4.Подоходный налог. Он относится к числу крупных источников дохода бюджета с физических лиц. В большинстве зарубежных стран налог на личные доходы граждан служит главным источником доходной части бюджета.
По законодательству объектом обложения является совокупный годовой доход физического лица, из которого производятся вычеты налоговых льгот, в том числе и связанные с семейным положением. Налог носит прогрессивный характер. Подоходный налог является основным налогом, который уплачивают физические лица.Подоходный налог вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а многими еще пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года.Ставки подоходного налога периодически подвергаются корректировке.
5.Единый социальный налог. Этот налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования РФ.
Целью единого социального налога является мобилизация средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
6. Государственная пошлина. Сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных законодательством РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
7. Водный налог. Взимается с физических лиц и организаций, осуществляющих специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.
8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Взимается с организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, получающих в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ.
§3. Функции налогов
Взимание налогов является одним из важнейших экономических методов государственного управления. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, уровень налоговых поступлений оказывает влияние на привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.
Налоги необходимы для осуществления государственных функций - создание различных социальных фондов, проведение государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства.
Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их государство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже и потреблению отдельных товаров.С помощью налогов можно поощрять либо наоборот сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении и т. д.
Развитие налоговых систем исторически определили основные его функции:
1.Регулирующая.
2.Стимулирующая.
3.Распределительная.
4.Фискальная.
Регулирующая функция налогов - состоит в том, что развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами. Путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п.
Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Изменяя налоговые ставки, льготы, штрафы, условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
Стимулирующая функция налогов - состоит в том, что с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства и ряда других освобождается от налогообложения.
Распределительная функция налогов - состоит в том, что посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
Распределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других развитых странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Фискальная функция - состоит в изъятии части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (например, учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (например, фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.).
Однако нельзя утверждать, что все функции налогов действуют сами по себе. Все они переплетаются и осуществляются одновременно.
В России в настоящее время налоговой системе присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию. Однако это не означает, что оставшиеся функции менее важны. С укреплением налоговой системы они будут одинаково значимы.
ГЛАВА II.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
§1.Стабилизирование налоговой системы РФ.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия сторон, участвующих в налоговых правоотношениях, а также имуществом.
Стабильность налоговой системы подразумевает неизменность основополагающих налоговых институтов и правил уплаты налогов в течение длительного периода времени. Руководствуясь этим принципом в настоящее время следует отказаться от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений, вводимых без обоснованного экономического расчета, не ориентированных на долгосрочную и среднесрочную перспективы развития.