Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:50, лекция
Проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности
Начнем с определения. Инвентаризация — это периодическая проверка наличия имущества и обязательств, их состояния и оценки.
Как правило, она проводится с целью сверки фактического наличия имущества и обязательств с данными бухгалтерского учета. Основными целями проводимой инвентаризации, как правило, являются:
выявление фактического наличия имущества;
выявление материально-производственных запасов, которые частично потеряли свое первоначальное качество;
сопоставление фактически имеющегося имущества с учетными данными (выявление излишков и недостач), а также проверка полноты и правильности отражения в учете стоимости материально-производственных запасов;
Выявленные суммы недостач имущества в сличительных ведомостях указываются в соответствии с той стоимостью, которая указана в первичных учетных документах на его приобретение. Излишки же будут оценены по рыночной стоимости.
По окончании инвентаризации все материалы по ней передаются на рассмотрение инвентаризационной комиссии, которая анализирует результаты и выявляет причины недостач или излишков.
Заседание комиссии оформляется протоколом, в котором:
фиксируются выводы и решения по результатам инвентаризации;
отражаются
результаты проверки состояния складского
хозяйства и обеспечения
На основании
протокола заседания
Окончательное
решение по вопросу урегулирования
выявленных излишков и недостач принимает
руководитель предприятия и оформляет
его в виде приказа (распоряжения)
об утверждении результатов
Материалы работы инвентаризационной комиссии передаются в бухгалтерию, где они должны храниться не менее пяти лет (ст. 17 Закона № 129-ФЗ).
Инвентаризацию лучше проводить в конце года, чтобы в годовой отчетности данные бухгалтерского учета были как можно ближе к фактическим.
После принятия решения об утверждении результатов инвентаризации начинается работа бухгалтера. Данные бухгалтерского учета необходимо привести в соответствие с фактическими. Для этого нужно оприходовать излишки или списать недостачи.
Излишки приходуются по рыночным ценам следующей проводкой:
Дебет 41 (10, 43, 50) Кредит 91-1.
Недостачи списываются по учетным ценам с использованием счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:
Дебет 94 Кредит 41 (10, 43, 50).
Далее счет 94 должен обязательно закрываться. Есть три варианта списания (в зависимости от того, куда будет отнесена недостача):
на затраты (в пределах установленных норм естественной убыли): Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 94;
на виновных лиц: Дебет 73 Кредит 94.
В дальнейшем сумма недостачи будет удержана из выплат в пользу виновного лица;
на финансовые результаты: Дебет 91-2 Кредит 94.
Этот способ применяется, если недостача превышает величину естественной убыли, рассчитанную по нормам, и нельзя определить виновное лицо.