Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:01, контрольная работа
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества и обязательств организации данным бухгалтерского учета.
Основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения в учете финансовых обязательств.
1 В каких случаях проведение инвентаризации обязательно……..............…...3
2 Перечислите этапы проведения инвентаризации…………..……................…4
3 Какие основные документы используются при инвентаризации? Раскройте содержание этих документов……………………………..…...…………………8
4 Какими бухгалтерскими проводками оформляются результаты инвентаризации……………………………………………..……………………13
5 В какие сроки результаты инвентаризации должны найти отражение в учете………………………………………………………….…………………...13
6 Тест……………………………………………………………………………..14
7 Сквозная задача………………………………………………………………..15
Список использованных источников…………………………………………...32
Содержание
1 В каких случаях проведение инвентаризации обязательно……..............…..
2 Перечислите этапы проведения инвентаризации…………..……........
3 Какие основные документы используются при инвентаризации? Раскройте содержание этих документов……………………………..…...………
4 Какими бухгалтерскими проводками оформляются результаты инвентаризации…………………………………………
5 В какие сроки результаты инвентаризации должны найти отражение в учете………………………………………………………….……
6 Тест……………………………………………………………………
7 Сквозная задача………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
1 В каких случаях проведение инвентаризации обязательно
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества и обязательств организации данным бухгалтерского учета.
Основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения в учете финансовых обязательств.
Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Кроме того, инвентаризации подлежат и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу. Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
- когда имущество передается в аренду, выкупается или продается;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества (немедленно по установлении таких фактов);
- если произошло стихийное бедствие, пожар или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями (сразу же по окончании пожара или стихийного бедствия);
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
При коллективной или бригадной материальной ответственности инвентаризацию необходимо проводить в следующих случаях:
- при смене руководителя коллектива или бригадира;
- при выбытии из коллектива или бригады более 50% работников;
- по требованию одного или нескольких членов коллектива или бригады [3].
2 Перечислите этапы проведения инвентаризации
Инвентаризация товаро - материальных ценностей (ТМЦ) - это проверка их фактического наличия в натуральном выражении. Инвентаризация проводится в целях проверки реальных количественных и стоимостных остатков товаров на соответствие с данными бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации выявляют, сопоставляя фактические остатки товаров, указанные в инвентаризационной описи, с остатками по данным бухгалтерского учета на момент проведения инвентаризации.
В ходе инвентаризации проверяется и документально подтверждается наличие ТМЦ, соответствие розничных цен в торговом зале, визуально оценивается товарный вид, упаковка, наличие ценников и этикеток. Инвентаризации могут подвергаться все группы товаров (полная инвентаризация) или выборочные группы товаров (выборочная инвентаризация). Полная инвентаризация производится по указанию руководителя Компании или планово. Выборочная инвентаризация проводится по решению и распоряжению директора магазина. Инициатива по проведению инвентаризации, согласно договору о коллективной материальной ответственности, может исходить от сотрудников трудового коллектива магазина. Материально ответственные сотрудники вносят предложения о порядке урегулирования выявленных недостач, излишков и потерь товаров.
Необходимые условия при проведении инвентаризации:
- выявлены все ошибки при приемке или при оприходовании товара;
- по факту присутствуют минимальные остатки по проверяемым наименованиям;
- во время инвентаризации в торговом зале присутствует минимальное количество покупателей;
-присутствует обученный персонал, работающий в нужную смену;
- желательно присутствие менеджера по группе инвентаризируемого товара;
- в момент инвентаризации компьютерная техника и оборудование исправны;
- инвентаризация проводится во время и сроки при которых материальные затраты Компании минимальны;
- не проводятся работы с базой данных учетной программы;
Процедура проведения инвентаризации состоит из нескольких этапов.
Первый этап - подготовительный.
- подготовка товаров к проведению инвентаризации;
- подготовка документов, необходимых для проведения инвентаризации;
- формирование списка сотрудников для проведения инвентаризации;
- определение сроков проведения и видов инвентаризуемых товаров;
В день, предшествующий инвентаризации, сотрудники магазина приводят в порядок товарные группы подлежащие инвентаризации. Для сканирования терминами сбора данных (ТСД) товары должны иметь этикетки со штрих-кодом. В торговом зале и местах хранения производят расстановку товара по ассортименту. Директор магазина после снятия отчётов отделов о продажах создаёт в учётной программе документы «Инвентаризационная опись» отдельно по каждой группе или сводный. Определяются сотрудники магазина, проводящие инвентаризацию. Директор магазина проверяет по базе данных, все ли приходно-расходные документы, касающиеся проверяемой товарной группы или конкретного товара закрыты.
Второй этап - выявление и проверка фактического наличия товаров, а также составление инвентаризационных описей.
Продавцам ставится задача посчитать количество единиц товара вручную или путем сканирования на ТСД. Сотрудник, работающий с учётной программой принимает информацию о товаре на ТСД или документ «Сверка наличия», заполненный вручную и вводит данные фактического остатка в учетную программу.
Во время инвентаризации все операции по приему и отпуску товаров по инвентаризуемой группе должны быть прекращены. Товары, фактически поступившие после начала инвентаризации, – оприходованы после даты инвентаризации.
Просчитанный товар, не подлежит продаже с момента начала его пересчета до особого разрешения директора магазина.
В ходе инвентаризации в учётной программе составляются документы «Инвентаризационная опись», в которые заносятся сведения о фактическом наличии и реальности остатков товаров. Документы «Инвентаризационная опись» являются первичными учетными документами для бухгалтерского учета. Поэтому задача сотрудников на этом этапе - наиболее полно и точно внести данные, а затем правильно и своевременно оформить материалы инвентаризации. Инвентаризационные описи можно заполнять как от руки, так и с использованием средств компьютерной техники. В любом случае, в них не должно быть помарок и подчисток. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, количества и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку, после которой подписываются все материально ответственные лица отдела. Кроме того, в конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку товаров в их присутствии, об отсутствии претензий и принятии перечисленного в описи товара на ответственное хранение. Если инвентаризация имущества происходит в связи со сменой материально ответственных лиц, работник, принявший имущество, расписывается в получении, а работник, сдавший это имущество, – в его сдаче.
Третий этап - это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета.
Выявляются расхождения в учетной программе с фактическими остатками. Директор магазина совместно с сотрудниками, проводившими инвентаризацию определяются причины расхождений, при необходимости сверяется движение ТМЦ за период с момента предыдущей инвентаризации.
Четвертый этап - оформление результатов инвентаризации.
На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации. Лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности, материально ответственные лица привлекаются к материальной ответственности согласно коллективного договора о материальной ответственности.
Результаты инвентаризации отражают на счетах бухгалтерского учета в том месяце, в котором была закончена инвентаризация, а при проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности - в годовом бухгалтерском отчете. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
- излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;
- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или на увеличение расходов у некоммерческой организации.
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении ТМЦ одного и того же наименования и в тождественных количествах [11, с. 86].
3 Какие основные документы используются при инвентаризации. Раскройте содержание этих документов.
Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете организации применяются.
Типовые унифицированные формы первичной учетной документации, используемые при проведении инвентаризации:
№ формы | Название формы |
Форма № ИНВ-1 | Инвентаризационная опись основных средств |
Форма № ИНВ-1a | Инвентаризационная опись нематериальных активов |
Форма № ИНВ-2 | Инвентаризационный ярлык |
Форма № ИНВ-3 | Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей |
Форма № ИНВ-4 | Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных |
Форма № ИНВ-5 | Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение |
Форма № ИНВ-6 | Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути |
Форма № ИНВ-8 | Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них |
Форма № ИНВ-8a | Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях |
Форма № ИНВ-9 | Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них |
Форма № ИНВ-10 | Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств |
Форма № ИНВ-11 | Акт инвентаризации расходов будущих периодов |
Форма № ИНВ-15 | Акт инвентаризации наличных денежных средств |
Форма № ИНВ-16 | Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности |
Форма № ИНВ-17 | Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
Форма № ИНВ-18 | Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств |
Форма № ИНВ-19 | Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей |
Форма № ИНВ-22 | Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации |
Форма № ИНВ-23 | Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации |
Форма № ИНВ-24 | Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей |
Форма № ИНВ-25 | Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций |