Принципы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:36, доклад

Краткое описание

Основные правила ведения бухгалтерского учета в России складывались на протяжении многих лет. Эти правила находили отражение в Положении о бухгалтерском учете и отчетности, которое периодически дополнялось и уточнялось начиная с 30-х годов прошлого столетия.

Файлы: 1 файл

принципы бухучёта требования.docx

— 31.53 Кб (Скачать)

  Пункт 60 раздела 2 Государственного стандарта  РФ ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 27 февраля 1998 г. № 28, дает понятие графика документооборота как движения документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.

  Ответственным за осуществление работ по составлению  графика документооборота является главный бухгалтер организации. График может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями  с указанием их взаимосвязи и  сроков выполнения работ. При этом график должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать  оптимальное количество подразделений  и исполнителей для прохождения  каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

  Следует иметь в виду, что в соответствии с требованиями п. 21 Положения по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности в Российской Федерации при хранении регистров  бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

  Согласно  действующему Положению о документах и документообороте в бухгалтерском  учете определен порядок текущего хранения документов. Так, бланки строгой  отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных  помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность.

  Порядок хранения первичных и выходных документов на машиночитаемых носителях определен  в соответствующих нормативных  документах, регламентирующих ведение  бухгалтерского учета в условиях его автоматизации.

  Обработанные  вручную первичные документы  текущего месяца, относящиеся к определенному  учетному регистру, комплектуются в  хронологическом порядке и должны быть переплетены.

  Отдельные виды документов (наряды на работу, сменные  рапорты) могут храниться непереплетенными, но подшитыми в папках во избежание их утери или злоупотреблений.

  Выдача  первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и архива организации  работникам других структурных подразделений, как правило, не допускается, а в  отдельных случаях может производиться  только по распоряжению главного бухгалтера.

  В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организация  обязана хранить первичные учетные  документы, регистры бухгалтерского учета  и бухгалтерскую отчетность в  течение сроков, устанавливаемых  в соответствии с правилами организации  государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

  Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы по учетной политике, процедуры  кодирования, программы машинной обработки  данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее  пяти лет после года, в котором  они использовались для составления  бухгалтерской отчетности в последний  раз. Ответственность за организацию  хранения учетных документов, регистров  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности несет руководитель организации.

  Срок  хранения документов определяет постоянно  действующая экспертная комиссия совместно  с делопроизводственной службой. Она  же определяет и порядок уничтожения  документов. В состав комиссии входят наиболее квалифицированные специалисты  основных структурных подразделений, а также представители архивного  учреждения. Организации, документы  которых приему в государственные  архивы не подлежат, уничтожают их без  согласования с архивными организациями. Составляются описи документов для  постоянного хранения и уничтожения. Уничтожение оформляется актом.

  Непосредственно сроки хранения бухгалтерских документов определены в Перечне типовых  документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и  других учреждений, организаций и  предприятий, с указанием сроков хранения, утвержденном Главным архивным управлением при Совмине СССР 15 августа 1988 г. (с учетом изменений, внесенных Центральной экспертно-проверочной  комиссией при Росархиве и Центральной экспертной комиссией Госналогслужбы России от 27 июня 1996 г. и 6 октября 2000 г.), а также в Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденном Росархивом 6 октября 2000 г. (в ред.27.10.2003 г.); в Положении о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденном Постановлением ФКЦБ России от 16 июля 2003 г. № 03-33/пс. Эти сроки распространяются на все организации независимо от того, поступают ли документы на хранение в государственные и муниципальные архивы или нет.

  Срок  хранения документов исчисляется с 1 января года, следующего за годом окончания  материалов делопроизводства.

  5.       Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности используются регистры бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации.

  Формы регистров бухгалтерского учета  разрабатываются и рекомендуются  Министерством финансов РФ, органами, которым федеральными законами предоставлено  право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов  бухгалтерского учета.

  Содержание  регистров бухгалтерского учета  и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в  случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, — государственной  тайной.

  6.       Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации - по стоимости его изготовления (фактическим затратам, связанным с производством объекта имущества).

  В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты  на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому  кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим  и иным организациям, таможенные пошлины  и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

  Формирование  текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

  Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные  с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества.

  Применение  других методов оценки, в том числе  путем резервирования, допускается  в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, а также нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым  федеральными законами предоставлено  право регулирования бухгалтерского учета.

  Записи  в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям  в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной  валюты по курсу Центрального банка  Российской Федерации, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в  валюте расчетов и платежей.

  7. Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности организации  обязаны проводить инвентаризацию  имущества и обязательств, в ходе  которой проверяются и документально  подтверждаются их наличие, состояние  и оценка.

  Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества  и обязательств, проверяемых при  каждой из них, и т.д.) определяется руководителем  организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

  В соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного  Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, проведение инвентаризации обязательно:

  •  при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

  •  перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

  •  при смене материально ответственных лиц;

  •  при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

  •  в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

  •  при реорганизации или ликвидации организации;

  •  в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

  Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина  РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Согласно п. 22 Методических указаний для проведения инвентаризации в организации создается постоянно  действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для  одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ  и наличии в организации ревизионной  комиссии допускается проведение инвентаризаций возлагать на нее.

  Персональный  состав постоянно действующих и  рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации  на основании приказа (постановления, распоряжения). В состав инвентаризационной комиссии включаются представители  администрации организации, работники  бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и  т.д.). Кроме того, в состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов  инвентаризации недействительными.

  Основными целями инвентаризации являются:

  •  выявление фактического наличия имущества;

  •  сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

  •  проверка полноты отражения в учете обязательств.

  Перед тем как начать проверку остатков имущества, инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные  документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, а председатель инвентаризационной комиссии обязан их завизировать с  указанием даты. Кроме того, материально  ответственные лица организации  должны дать расписки в том, что к  началу инвентаризации они сдали  в бухгалтерию или передали комиссии все расходные и приходные  документы на имущество, а также, что все ценности, поступившие  на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, которым были выданы подотчетные  суммы для покупки имущества  или доверенности на его получение.

Информация о работе Принципы бухгалтерского учета