Предмет и метод бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 01:36, курсовая работа

Краткое описание

Содержание бухгалтерского учета и его нормативная база. Предмет бухгалтерского учета и его объекты.
Метод бухгалтерского учета и его слагаемые.

Файлы: 1 файл

бух.учет.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Бухгалтерский счет в своей простейшей форме  выглядит как буква Т и, поэтому  называется Т-счет, одна сторона которого используется для записей увеличения, а другая - для записей уменьшения.  

На языке бухгалтерского учета левая сторона бухгалтерских  счетов называется дебет, а правая сторона  счетов - кредит. 

Открыть счет - это  значит записать в таблицу счета сумму, характеризующую начальное состояние объекта - начальное сальдо. 

Остатки средств  по дебету называются дебетовыми сальдо. Остатки средств по кредиту называются кредитовыми сальдо. 

Итог сумм операций, записанных по дебету счета, называется дебетовым оборотом; итог сумм операций, записанных по кредиту счета, называется кредитовым оборотом. 

Значение записей  по дебету и кредиту счета зависит  от того, что учитывается на данном счете, какой объект. Счета, на которых  учитываются активы предприятия, а также расходы, которые в конечном итоге увеличивают активы, являются счетами активными. Остатки на этих счетах будут дебетовые, а увеличение на этих счетах будет отражаться по дебету (например, по счету 301 “Касса”). Счета на которых учитываются доходы, обязательства и капитал являются счетами пассивными. Остатки на этих счетах будут кредитовые, а увеличение на этих счетах будет отражаться по кредиту (например, по счету 601 “Краткосрочные кредиты банка”). Уменьшения же на счетах имеют противоположный смысл и будут отражаться на противоположной стороне счетов, т.е. уменьшение на активных счетах - по кредиту, а уменьшение на пассивных счетах - по дебету. Преимущества бухгалтерского счета над другими способами группировки заключается в том, что в любой момент времени по счету можно легко определить остаток средств и их количественное состояние. 

Для этого необходимо: 

1. Определить  обороты за определенный период  времени отдельно по дебету  и кредиту счета (по увеличению  и по уменьшению); 

2. Сложить начальный остаток с оборотом, отражающим увеличение средств, и вычесть из полученной суммы оборот, отражающий уменьшение средств. 

То есть,  

Кон. с-до = Нач. с-до + Об. по увел. - Об. по умен. 

Формула определения  конечного сальдо для активного  и пассивного счета будет иметь вид: 

Кон. с-до акт.сч. = Нач. с-до деб. + Об. деб. - Об. кред. 

Кон. с-до пас. сч. = Нач. с-до кред. + Об. кред. - Об. деб.  

В бухгалтерском  учете каждая операция всегда отражается как минимум двумя изменениями  в основном равенстве бухгалтерского учета. В зависимости от характера операции и ее влияния на фундаментальную учетную модель последствия операции регистрируются в системе бухгалтерского учета посредством записи операции на счетах, так называемым способом двойной записи по дебету одного счета и кредиту другого. 

Решение задачи систематического контроля точности отражения  операций в процессе регистрации  в бухгалтерском учете обеспечивают равенства или два баланса, которые  можно представить так: 

Равенства 

Основания  

Активы = Обязательства + Капитал 

Алгебраическая  взаимосвязь в фундаментальной  учетной модели  

Дебет = Кредит 

Алгебраическая  взаимосвязь между увеличением  и уменьшением счетов  
 
 

Первое равенство  представляет в алгебраической форме  экономическое состояние предприятия. Второе равенство соблюдается потому, что последствия каждой операции регистрируются в учете посредством записи операции по дебету одного счета и кредиту другого в одной и той же сумме. 

Таким образом, необходимо анализировать каждую операцию для определения ее двойного экономического воздействия на предприятие и способ, по которому это двойное воздействие отражается на счетах. 

Для этого по каждой операции необходимо: 

раскрыть ее характер и проанализировать операцию с точки зрения ее влияния на учетную модель  

(А = О + К  ); 

определить наименование и номера счетов, которые затронула  эта операция; 

определить, активные эти счета или пассивные; 

какие изменения  вызывает эта операция на затронутых счетах и что происходит с учитываемыми объектами. 

Такая запись хозяйственной  операции в дебет одного счета  и в кредит другого в одной  и той же сумме называется корреспонденцией счетов или бухгалтерской проводкой. 

Корреспонденция счетов бывает простая и сложная. 

Исторически все  счета бухгалтерского учета классифицируются по двум признакам: по назначению и структуре и по экономическому содержанию. Классификация по назначению и структуре характеризует, для чего предназначены счета и как они строятся. Классификация счетов по экономическому содержанию характеризует, что учитывается на счете, какой бухгалтерский объект. 

В настоящее  время очень важна вторая классификация  счетов - по экономическому содержанию, поскольку на ее основе строится План счетов бухгалтерского учета - систематизированный  перечень счетов. Для организации ведения бухгалтерского учета на предприятиях Украины в соответствии с международными стандартами 30 ноября 1999 г. Минфин утвердил новый “План счетов бухгалтерского учета” и “Инструкцию о применении плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций”, которые должны быть введены на всех предприятиях кроме банков и бюджетных организаций в 2000 году по мере готовности предприятий. 

Главной целью  Плана счетов является обеспечение информацией, необходимой для контроля за деятельностью предприятия, принятия управленческих решений и составления финансовой отчетности. Структура нового Плана счетов согласована со структурой Баланса и Отчета и финансовых результатах, установленной соответствующими национальными П(С)БУ. 

План счетов можно рассматривать как совокупность бухгалтерских модулей, которые  могут интегрироваться и функционировать  самостоятельно: балансовый, затраты - доходы - результаты, забалансовый. Каждый модуль состоит из отдельных классов счетов. 

Структурно план счетов имеет два раздела: 

I. Балансовые  счета. 

П.Забалансовые счета. 

Остатки счетов классов 1-3 будут отражаться в разделах актива, а остатки счетов классов 4-6 - в разделах пассива баланса. По данным счетов классов 7-9 без дополнительных выборок может быть составлен Отчет о финансовых результатах.  

Схема 5 
 
 

Структура плана  счетов 

В Плане счетов по десятичной системе приведены  коды (номера) и наименования синтетических  счетов (счетов первого порядка) и  субсчетов (счетов второго порядка). Первой цифрой кода определен класс счетов, второй - номер синтетического счета, третьей - номер субсчета. Контирование документов первичного учета, ведение регистров бухгалтерского учета осуществляется с применением, по меньшей мере, кода, класса и кода синтетического счета. 

Субсчета используются предприятиями исходя из потребностей управления, контроля, анализа и  отчетности и могут ними дополняться  введением новых субсчетов (счетов второго, третьего порядка) с сохранением  кодов субсчетов. 

Порядок ведения  аналитического учета устанавливается  предприятием самостоятельно исходя из потребностей управления и контроля. 

Счета классов 0-7 являются обязательными для всех предприятий. 

Счета класса 9 “Расходы деятельности” ведутся всеми предприятиями, кроме субъектов малого предпринимательства и организаций, деятельность которых не направлена на ведение коммерческой деятельности, с открытием по собственному желанию счетов класса 8 “Расходы по элементам”. 

Малые предприятия  могут вести бухгалтерский учет расходов с использованием только счетов класса 8. 

Для обобщения  данных текущего учета на счетах, для  проверки точности записей и соблюдения равенства алгебраической связи  между увеличением и уменьшением  счетов составляется пробный баланс, или, так называемые оборотные ведомости. 

Оборотные ведомости, это таблицы, в которых производится обобщение данных синтетических  и аналитических счетов. Обобщение  производится обычно ежемесячно по состоянию  на последнее число отчетного  месяца.  

Виды оборотных ведомостей: 

оборотная ведомость  по синтетическим счетам; 

оборотная ведомость  по аналитическим счетам товарно-материальных ценностей; 

оборотная ведомость  по аналитическим счетам расчетов; 

сальдовая ведомость; 

шахматная оборотная  ведомость. 

Для того, чтобы  получить необходимую информацию о  финансово-хозяйственной деятельности предприятия, необходимо данные, содержащиеся в первичных документах о произведенных  хозяйственных операциях, зафиксировать  и сгруппировать в учетных  регистрах. 

Учетные регистры - это таблицы, предназначенные для вторичного отражения хозяйственных операций, а также для систематизации, накопления и обобщения учетной информации. 

Требования к  учетным регистрам остаются те же, что и к первичным документам: объективность и достоверность данных, своевременность составления, четкость записей, в особенности цифр, использование вычислительной техники для их заполнения и др. 

Форма ведения  бухгалтерского учета - это совокупность регистров синтетического и аналитического учета, их взаимосвязь, последовательность, а также способы технических средств их ведения и записи с целью обобщения и получения отчетности. 

На предприятиях длительное время использовалась мемориально-ордерная форма учета, при которой составлялись книжные и карточковые учетные регистры. В настоящее время эту форму учета используют преимущественно на небольших предприятиях. В мемориальных ордерах хозяйственные операции отражаются с каждого первичного документа, а в тексте указывается краткое содержание операции. Это порождает большое количество мемориалов-ордеров, в которых дублируются данные первичных документов. 

Наибольшее распространение  получила журнально-ордерная форма  учета, представляющая собой систему  информационно связанных между  собой журналов-ордеров, в которых отражаются хозяйственные операции по кредиту одного счета и по дебету взаимосвязанных с ним счетов. 

Журнал-ордер - это  многографная, многолинейная таблица, в которой осуществляется регистрация, систематизация, накопление и обобщение  учетной информации. Журналы-ордера открываются на однородные объекты учета. В них, так же как и в счете, отражается сальдо на начало месяца, обороты за месяц в разрезе корреспондирующих счетов и сальдо на конец месяца. 

В конце месяца итоговые данные кредитовых оборотов из журналов-ордеров переносят в Главную книгу, в которой подсчитывают обороты по дебету каждого счета. Главная книга - это книга бухгалтерского учета предприятия, в которой на каждый счет бухгалтерского учета отводится одна страница и ежемесячно производят записи о движении и наличии средств по каждому счету. 

Упрощенная форма  учета используется на малых предприятиях, работающих в непроизводственной сфере, а также на малых производственных предприятиях, имеющих незначительное количество хозяйственных операций. 

Новый подход к  бухгалтерскому учету при комплексной  его механизации в условиях использования  ЭВМ выявил новые формы бухгалтерского учета -таблично-автоматизированные, которые  основаны на применении ЭВМ, что позволяет  автоматизировать обработку информации. Основным элементом при этой форме является разработка и использование единой номенклатуры кодирования, систем ввода и вывода информации, что позволяет получить в электронном виде и сформировать журналы-ордера и другие учетные регистры. Эта форма очень удобная и эффективная, и поэтому приобретает все большее распространение. Однако эта форма дорогая в обслуживании, требует постоянной корректировки учетных программ, так как часто меняется нормативно-правовая основа и нормативные документы по бухгалтерскому учету. 

Информация о работе Предмет и метод бухгалтерского учета