Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 01:18, реферат
Первые письменные источники, свидетельствующие о ведении учетных процессов, относятся к 3 600 г. до н. э. Развитие системы учета имелись в Китае еще в 2 000 г. до н.э. Однако, как наука учет возник только более пятисот лет назад и был описан в первой печатной книге выдающимся итальянским математиком (другом и соратником Леонардо да Винчи), профессором университетов Перуджи, Милана, Флоренции, римской Академии Лукой Пачоли. Его деятельность была многообразна и впечатляюща по своим результатам. В 1486 году Пачоли присваивают звание магистра теологии, а через 6 лет он издает в Венеции книгу «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». В одном из ее разделов, трактате ХI «О счетах и записях», описывались принципиально новые идеи в области организации бухгалтерского учета. Был предложен метод ведения мемориальной книги, разделенной на статьи, в которые заносились записи о хозяйственных операциях. Вторым документом был Журнал, где статьи уже подразделялись по принципам «должен» (перевод слова дебет) и «имеет» (перевод слова кредит).
1. Предмет и метод бухгалтерского учета 3
1.1 Содержание бухгалтерского учета и его нормативная база 3
1.2. Предмет бухгалтерского учета и объекты его наблюдения 7
1.3 Основные методические приемы бухгалтерского учета 16
1.4 Инвентаризация, ее виды 18
Список литературы 20
Материалы – это имущество, непосредственно участвующее в производстве продукции, и составляющее ее основу: сталь, пиломатериалы, краска.
Сырье, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия – это имущество, которое вещественно входит в состав изготовляемого продукта, образуя его основу. Сырьем считается продукция добывающей промышленности и сельского хозяйства. Покупными полуфабрикатами или комплектующими изделиями могут являться материалы, получаемые от других организаций. Однако, полуфабрикаты в отличие от комплектующих изделий требуют дополнительной обработки, а последние не требуют.
Топливо – это имущество в виде горючего вещества, являющегося источником получения энергии, к которому относят мазут, бензин, керосин.
Запасные части - это имущество, предназначенное для осуществления ремонта основных средств, к которым относят запасные части, например, для станков, транспортных средств, конвейеров, линий электропередач, автомобилей.
Незавершенное производство – это имущество в виде незаконченной производством продукции, незавершенных работ, т.е имущество, не прошедшее всех стадий обработки, фаз, переделов, предусмотренных технологическими процессами, а также изделий, не прошедших испытаний и технической приемки.
Средства в сфере обмена включают готовую продукцию, предназначенная для продажи, товары, денежные средства, средства в расчетах.
Готовая продукция – это имущество, являющееся конечным результатом производственного цикла и законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов и предназначенные для продажи.
Товары – это имущество, приобретенное или полученное от организаций и предназначенное для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.
Денежные средства – это имущество в виде наличных и безналичных денежных средств в российской и иностранной валютах, легко реализуемые ценные бумаги, платежные и денежные документы, которые находятся в кассе, на расчетном и валютном счетах в кредитных организациях, как на территории страны, так и за ее пределами.
Средства в расчетах – это имущество, принадлежащее юридическому лицу, но временно находящееся у других юридических или физических лиц данного юридического лица, то есть имущество в виде долга юридическому лицу (нам должны) и которое называется – дебиторская задолженность: это долг покупателей и заказчиков, долг подотчетных лиц, долг учредителей.
К средствам в расчетах относят финансовые вложения в дочерние и зависимые общества; государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций; уставные (складочные) капиталы других организаций; собственные акции, выкупленные у акционеров; займы, предоставленные другим организациям.
В основу классификации источников образования имущества положен признак его собственности. Источники образования имущества подразделяются на собственный и привлеченный.
Собственные источники образования имущества формируются за счет уставного капитала, паевого фонда, уставного фонда, складочного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, целевого финансирования, прибыли.
Уставный капитал - капитал, сформированный юридическими лицами, образованными в форме общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью формируется из стоимости вкладов его участников. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
Паевой фонд – основная часть имущества потребительских обществ, формируемая за счет прибыли, получаемой от предпринимательской деятельности за счет паевых взносов, т.е. первоначального капитала.
Уставный фонд – минимальный размер имущества государственного или муниципального предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов.
Складочный капитал - капитал, сформированный юридическими лицами, образованными в форме полного товарищества или товарищества на вере. Согласно ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Добавочный капитал - часть капитала юридического лица, полученная в результате дооценки основных средств, проводимой в установленном порядке, эмиссионного дохода акционерного общества, полученного сверх номинальной стоимости размещенных акций.
Резервный капитал - часть капитала организации, представляющая собой часть прибыли, полученной по результатам деятельности за отчетный период, зарезервированной для покрытия возможных убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций, то есть нераспределенная часть прибыли.
Целевое финансирование – это средства, поступившие от юридических и физических лиц для выполнения целевых мероприятий и программ.
Прибыль – это превышение суммы доходов юридического лица над расходами. Прибыль может быть получена в результате продажи продукции, сдачи работ и оказания услуг, основных средств, нематериальных и прочих активов, а также в результате сдачи помещений или оборудования в аренду; курсовых разниц от операций с ценными бумагами и валютой.
Привлеченные источники образования имущества формируются за счет ссуды, кредитов банков, займов юридических и физических лиц, прочих обязательств.
Ссуды – это банковский кредит, который предоставлен за определенный процент, зависящий от характера ссуды, ее срочности и коммерческой надежности заемщика. Они бывают краткосрочные, оформленные на срок не выше 12 месяцев, и долгосрочные – свыше 12 месяцев.
Займы – это средства, получаемые от других организаций под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Они также бывают краткосрочными и долгосрочными.
Обязательства по расчетам – это долги другим юридическим и физическим лицам, возникающие в связи с тем, что момент возникновения долга юридического лица не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлеченных средств, так как образуются внутри юридического лица путем начисления, а не поступают со стороны. Данные обязательства называются – кредиторской задолженностью. Также к кредиторской задолженности относят задолженность поставщикам. Поставщиками являются юридические лица, у которых приобретают материальные ценности. В соответствии с действующей системой расчетов за материальные ценности между временем получения ценностей и моментом их оплаты обычно проходит небольшой срок, в течение которого данное юридическое лицо оказывается должником своих поставщиков (должны мы, должно наше юридическое лицо).
Другим объектом бухгалтерского учета, являющегося составной частью его предмета, являются хозяйственные процессы, которые складываются из различных хозяйственных операций, представляющих собой отдельные факты или действия предпринимательской деятельности, вызывающие изменения в количестве, составе, размещении, использовании активов и пассивов. Объединенные по стадиям кругооборота хозяйственные операции образуют хозяйственные процессы заготовления, производства, продажи:
- процесс заготовления состоит из таких хозяйственных операций, как поступление материалов от поставщиков, оплаты транспортных расходов по их доставке;
- процесс производства состоит из хозяйственных фактов и действий по формированию информации о фактической себестоимости производимой продукции, работ, услуг: включение начисленной оплаты труда, списание израсходованных материалов при изготовлении продукции, выполнении работ и оказании услуг, включение части стоимости основных средств, нематериальных активов через амортизацию;
- процесс продажи состоит из таких хозяйственных фактов и действий, как: предъявление счета – фактуры за отгруженную продукцию, поступление денег на расчетный счет от покупателей продукции, определение суммы прибыли или убытка от этой продажи.
Таким образом, в более конкретном толковании предметом бухгалтерского учета является капитал в виде имущественного комплекса, имеющего денежную оценку, и трансформируемый в результате хозяйственных операций по стадиям кругооборота.
1.3. Основные методические приемы бухгалтерского учета
Методологическую основу познания предмета бухгалтерского учета составляют приемы, которые вытекают из содержания этапов учетного процесса, а именно наблюдения, измерения, группировки и обобщения (рис.2.2).
Документация – это способ первичной регистрации хозяйственных операций с помощью документов. Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Следует отметить, что первичная информация на бумажных носителях постепенно вытесняется современными средствами фиксации и передачи данных, которые со временем полностью заменят бумажные носители в первичном наблюдении для бухгалтерского учета. Основные правила и порядок оформления документов определены Федеральным законом о бухгалтерском учете (статья 9 «Первичные учетные документы), Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи», Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации».
Оценка – это способ выражения капитала с целью получения информации о стоимости активов и пассивов в денежном измерении. Денежный измеритель позволяет отразить в учете в рублях несоизмеримые виды имущества, например: здания, оборудование, топливо, незавершенное производство, готовую продукцию, денежные средства. Использование этого приема в Российской федерации регламентировано Законом «О бухгалтерском учете» (статья 11 «Оценка имущества и обязательств») и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.
Рис.2.2. Этапы формирования бухгалтерской информации и слагаемые метода ее познания
Калькуляция – это способ группировки затрат, их обобщения для исчисления себестоимости объектов учета. Калькулирование применяется для стоимостного измерения имущества и процессов на всех стадиях его кругооборота: на первой – определяется себестоимость заготавливаемых предметов труда; на второй – рассчитывается производственная себестоимость продукции (работ, услуг); на третьей – исчисляется фактическая себестоимость проданной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Счета – это способ отражения, систематизации, накапливании текущей информации о состоянии и движении капитала.
Двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Баланс – это способ экономической группировки и обобщение информации об активах и пассивах хозяйствующего субъекта в денежной оценке на определенную дату.
Отчетность – это способ заключительного обобщения учетной информации об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта и результатах его предпринимательской деятельности по установленным формам за определенный период.
1.4 Инвентаризация, ее виды
Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета. Основные правила проведения инвентаризации определены статьей 12 «Инвентаризация имущества и обязательств» Закона РФ «О бухгалтерском учете». Проведение инвентаризации обязательно при передаче имущества в аренду, выкупа, продажи, перед составлением годовой отчетности, смене материально ответственных лиц, хищениях. Инвентаризация в организациях проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств. Объектами инвентаризации является весь имущественный комплекс независимо от местонахождения юридического лица. Количество, дата проведения, объекты инвентаризации устанавливаются руководителем.
Одним из главных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету, является его достоверность; важнейшим условием достоверности является своевременное и точное отражение хозяйственных операций в учетных регистрах. Однако случается, что и при этом условии данные учета не соответствуют действительности. Причинами этому могут быть:
- естественные потери в процессе хранения ценностей (усушка, раструска, распылка). Подобные изменения в состоянии средств не поддаются оформлению документами в текущем порядке;
- неточности и ошибки при приеме и отпуске ценностей в местах хранения (просчеты, промеры);
- ошибки в учёте из-за неправильных арифметических подсчетов и описок в первичных документах, то же может быть и при учётной регистрации.
Выявить это можно только с помощью инвентаризации Как метод бухгалтерского учета инвентаризация – это проверка в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств с одной стороны и выверка данных бухгалтерского учёта и отчетности с другой.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учёте и ответственности в РФ выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке: