Предмет бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет имеет свой предмет и метод. Раскрытие и определение предмета и метода бухгалтерского учета позволяет установить его содержание и отличие от других предметов.
Содержание предмета бухгалтерского учета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов.

Оглавление

Введение
1. Предмет бухгалтерского учета
1.1. Имущество по составу и размещению
1.2. Имущество по источникам образования
1.3. Характеристика хозяйственных операций и их результатов
2. Метод бухгалтерского учета
2.1 Бухгалтерская обработка документов
2.2.Понятие документооборота
2.3.Основные направления совершенствования документооборота
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

бух.учёт.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

    Сп  — себестоимость проданных товаров, продукции, работ и ус-

         луг.

       К заемному капиталу (заемным, привлеченным источникам) относятся долгосрочные и краткосрочные обязательства организации.

       Долгосрочные обязательства — это обязательства организации со сроком погашения более одного года. К ним относятся:

    — расчеты  по долгосрочным кредитам банков, т.е. кредитам банков, полученным на срок погашения (возврата) более одного года;

    — расчеты  по долгосрочным займам других организаций  и физических лиц, т.е. займам, полученным на срок погашения (возврата) более  одного года;

  — прочие долгосрочные обязательства.

       Краткосрочные обязательства — это обязательства организации со сроком погашения до одного года. К ним относятся:

    — расчеты  по краткосрочным кредитам банков, т.е. кредитам  банков, полученным на срок погашения (возврата) не более одного года;

  — расчеты по краткосрочным займам других организаций и физических лиц, т.е. займам, полученным на срок погашения (возврата) не более одного года;

  • текущая кредиторская задолженность — задолженность поставщикам за материальные ценности, подрядчикам за выполненные работы, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, а также задолженность по авансам полученным, по расчетам с персоналом организации, по векселям выданным, по расчетам с бюджетом и государственными внебюджетными фондам.
 
 

1.2    Характеристика хозяйственных процессов и их  результатов.                                           

  Важнейшими     объектами     бухгалтерского     учета     являются      также хозяйственные   процессы    и    их    результаты,     вызывающие    изменение   имущества   и   источников   их     формирования.    Основными    хозяйственными   процессами     организации     являются     снабжение    (заготовление),  производство    и     реализация      продукции      (работ,     услуг).

    В    процессе    заготовления    приобретаются   материальные      ценнос-

-ти,   основные   средства и   др.   для  процесса   производства.  В  процессе производства    расходуются       оборотные        средства,      изнашиваются основные   средства,     начисляется     оплата      труда     работникам,    выпускается  продукция.   В   процессе   реализации    продукции    организация  получает   денежную  выручку   от    покупателей,    заказчиков.    Результатом  процесса  заготовления   и     производства может     быть    экономия   или     перерасход     средств,     а    процесса   реализации  -  доход (прибыль) или убыток.

         Эти  процессы   состоят   из    отдельных    хозяйственных    операций,

содержанием    которых     является     движение     имущества     и    

обязательств, т.е. кругооборот капитала:

                  Следует иметь в виду, что реализуя продукт на рынке (Т' — Д'), организация получает обратно не только авансируемый ранее в средства производства и рабочую силу капитал, но и определенную прибавочную стоимость (прибыль).

  Эти процессы взаимосвязаны, дополняют  друг друга как объекты бухгалтерского учета и создают условия для  накопления капитала и ведения расширенного воспроизводства. 
 
 
 

        РС                                                                                                                                                                                                                                                                             

           /

 Д —  Т ........ П ........... Т' — Д',

                         \

                          СП

  

где Д  — Т — процесс заготовления (приобретения) или деньги                       (Д)— товар (Т);

     РС

     /

    П — процесс производства или соединение двух элементов;

          \      рабочей силы (PC) и  средств производства (СП);

         СП

Т' —  Д' — процесс реализации продукции (Т') и получение вы-

             ручки (Д').

       Оборот средств в хозяйственных процессах бесконечен. Таким образом, в каждом из хозяйственных процессов происходит смена одной формы стоимости имущества на другую. Например, при заготовлении материальных ценностей денежная форма стоимости исходного капитала меняется на товарную (материальную) форму, а при реализации готовой продукции средства организаций меняют товарную (материальную) форму на денежную. У организаций могут быть и другие хозяйственные операции (например, по  капитальному строительству),  которые также являются объектами      бухгалтерского  учета. Однако основное содержание ее работы составляют процессы (стадии)  кругооборота (снабжение, производство, реализация) ее капитала.       
 
 

 2. Методы бухгалтерского учета 

       Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто застывшее. Изменение экономических отношений, развитие научно-технического прогресса предъявляют новые требования к бухгалтерскому учету, а это вызывает изменение его приемов и способов.    

       Например, применение ЭВМ приводит  к совершенствованию способов  наблюдения, контроля и регистрации  хозяйственных операций, съема информации. Содержание метода бухгалтерского учета вытекает из его сущности и особенностей бухгалтерского учета.

            Метод бухгалтерского учета включает  в себя следующие способы и  приемы, которые принято называть  элементами метода бухгалтерского  учета: 

  • документация и инвентаризация,
  • оценка и калькуляция,
  • счета и двойная запись,
  • баланс и отчетность.

       Документация - письменное свидетельство  о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

      Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуре данным учета; как элемент метода бухгалтерского учета — средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, неотраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация является дополнением документации.

           Документация и инвентаризация  являются приемами первичного  наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

         Оценка - способ, с помощью которого  хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки.

         Для руководства хозяйственными  процессами требуется знать все  затраты, связанные с их осуществлением. При этом исчисляется не только величина каждого вида затрат, но и общая их сумма, относящаяся к определенному объекту, т.е. исчисляется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.

          Для постоянного контроля за  хозяйственными процессами предприятия, за состоянием средств и источников их образования необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно по отдельным стадиям, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств. В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов производится путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.

           Экономическая группировка объектов  бухгалтерского учета, позволяющая получать о них показатели, необходимые для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью, обеспечивается также системой счетов. Необходимость в счетах объясняется тем, что сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета.

          Счета в бухгалтерском учете  позволяют производить группировку  и получать обобщенные характеристики объектов учета.

Отражение хозяйственных операций в системе  счетов осуществляется при помощи двойной  записи, сущность которой заключается  во взаимосвязанном отражении различных  явлений, вызываемых хозяйственными операциями.       

         Например, на счетах бухгалтерского учета процесс поступления на предприятие купленных материалов увязывается с расходованием денежных средств, уплаченных продавцу этих материалов. Такой способ записей раскрывает их экономическое содержание, позволяет более глубоко изучать хозяйственную деятельность предприятий.

          Контроль за всей совокупностью  объектов в бухгалтерском учете  производится путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования. Такое сопоставление носит название балансового обобщения. Балансовое обобщение характеризуется равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования. Равенство это сохраняется постоянно. Балансовое обобщение позволяет осуществлять строгий контроль за наличием и использованием средств любого хозяйствующего субъекта.

            Результаты хозяйственной деятельности, а также конкретизация отдельных  показателей баланса содержатся  в отчетности. Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени. К отчетности, как элементу метода бухгалтерского учета, предъявляется целый ряд требований:

  • достоверность
  • целостность;
  • сопоставимость;
  • последовательность;
  • отчетный период;
  • оформление.

      В данной курсовой работе мы  подробнее рассмотрим метод документации и первичный учет. 

 Документы должны составляться четко, разборчиво с помощью  ручной записи, с применением пишущей машинки или вычислительной техники.     Каждый документ должен быть заполнен  выбранным способом от начала и до конца. Для документов, как  правило, используются типовые формы, изготавливаете; виде бланков, образцы которых утверждены Госкомстатом РФ.

Что предпринять, если допущена ошибка в первичном документе?

       Можно применить способ отрицательной,  или сторнировочной, записи. При этом ошибочная запись повторяется красными чернилами или стандартным цветом (синий, черный) с заключением ее в прямоугольную рамку. Красный цвет или прямоугольная рамка аннулируют ошибочную запись, после чего делается правильная запись;

Можно зачеркнуть неправильно написанную сумму одной чертой. Над ней  сделать правильную запись с указанием  даты исправления и подписью бухгалтера- При необходимости составляется справка, раскрывающая исправление и причину ошибки. Такой способ исправления называется корректурным.

          В кассовых и банковских документах  никаких исправлений, подчисток,  помарок быть не должно. Для  правильного составления документа необходимо:

заполнять документ на бланке (при его отсутствии — на чистом листе бумаги) ручкой, на пишущей машинке или с применением ПЭВМ; 

  • строго соблюдать установленную форму и реквизиты документа;
  • точно излагать содержание документа;
  • четко и разборчиво писать текст и цифры;
  • незаполненные пробелы в бланке документа прочеркивать;
  • сумму в денежных документах указывать цифрами и прописью;
  • снабжать документ необходимыми разборчивыми подписями с указанием должностей лиц, подписавших документ.

Информация о работе Предмет бухгалтерского учета