Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 22:51, контрольная работа

Краткое описание

Быстрые темпы развития рыночной экономики в России приводят к постоянному изменению законодательства, регулирующего рыночные отношения. Вводятся в действие новые стандарты по бухгалтерскому учету, принимаются новые законы по налогообложению организаций, вносятся изменения в такие нормативные документы, как Налоговый Кодекс РФ, Кодекс административных нарушений РФ, Уголовный кодекс РФ, Положения по ведению бухгалтерского учета. В этих условиях роль профессии бухгалтер постоянно растет. Профессиональная деятельность бухгалтера усложняется и становится все более разнообразной, не ограничиваясь ведением бухгалтерского учета.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией 4
2. Составление приказа об учетной политике хозяйствующего субъекта (ведение бухгалтерского учета осуществляется аудиторской организацией , оказывающей подобные услуги) 12
3. Практическая задача. Вариант №5 23
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Барнаул 2013 32542.doc

— 171.50 Кб (Скачать)



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРОВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Факультет учетно-статистичечкий

Кафедра бухгалтерского учета, аудита, статистики

 

 

 

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант № 5

 

По дисциплине «Бухгалтерское дело»

 

ТЕМА: ПРАВОВОЙ СТАТУС БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ И ЕЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

 

 

 

 

 

 

 

Студентка ______________      Самоделкова Тамара Сергеевна

 

Группа 4Бп-1                              Номер личного дела 10УБД43365

 

Преподаватель                            Носкова Ольга Григорьевна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………3

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Быстрые темпы развития рыночной экономики  в России приводят к постоянному  изменению законодательства, регулирующего  рыночные отношения. Вводятся в действие новые стандарты по бухгалтерскому учету, принимаются новые законы по налогообложению организаций, вносятся изменения в такие нормативные документы, как Налоговый Кодекс РФ, Кодекс административных нарушений РФ, Уголовный кодекс РФ, Положения по ведению бухгалтерского учета. В этих условиях роль профессии бухгалтер постоянно растет. Профессиональная деятельность бухгалтера усложняется и становится все более разнообразной, не ограничиваясь ведением бухгалтерского учета. Бухгалтерское дело представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях - ведение учета, составление отчетности, формирование учетной политики организации, контроле, анализе отчетных данных, участие в профессиональных организациях. Развитие экономики и постоянное усложнение деятельности юридических лиц стимулирует развитие бухгалтерского дела. При организационном построении бухгалтерского дела организации принимают во внимание: систему управления, наличие филиалов, представительств и их месторасположение, специализацию по объектам и видам деятельности, рост объема деятельности, уровень комплексной автоматизации управления, порядок взаимодействия бухгалтерской службы с другими службами организации, объем учетной работы, уровень квалификации работников бухгалтерской службы. Под организацией бухгалтерского дела понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием ресурсов организации.

 

  1. Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией

 

 

Организация структурно состоит из множества взаимосвязанных элементов, одни из которых осуществляют коммерческую (текущую, финансовую, инвестиционную) деятельность, а другие – управление ею. Но все они находятся в неразрывной связи и представляют в совокупности систему управления.

Одной из составляющих системы управления хозяйствующим субъектом является подсистема бухгалтерского учета, выделяющая в своей структуре финансовый, управленческий и налоговый  учет с соответствующими информационными потоками, которые характеризуются наличием прямой и обратной связей.

Финансовый учет отражает состояние  имущества, обязательств, капитала и  финансовых результатов деятельности организации в едином денежном выражении, на основе двойной записи с целью формирования отчетности различных видов и установленных форм.

 Налоговый учет группирует  информацию по объектам налогообложения: 

    • стоимости имущества – налог на имущество;
    • поступивших и оплаченных материальных активов;
    • принятых работ, полученных услуг – НДС;
    • выручки – НДС, акциз;
    • прибыли – налог на прибыль;
    • фонда  оплаты труда – отчисления в фонды.

Управленческий учет использует все  доступные способы получения  информации (факс, телефон, личная беседа) в различных измерителях по различным хозяйственным процессам и фактам с целью управления или контроля за результатами, анализом отклонений от норм и смет, созданием базы для корректировки бизнес-плана. Чаще всего его роль выполняют данные аналитического учета, особенно в части управления процессом производства и формирования годового исполнительного органа организации.

Бухгалтерская служба является частью единого механизма управления текущей, финансовой и инвестиционной деятельностью, которая тесно связана с другими  подразделениями организации.

В соответствии с Федеральным законом  «О бухгалтерском учете» все организации, находящиеся на территории РФ, а  также филиалы и представительства  иностранных организаций (если иное не предусмотрено международными договорами РФ) обязаны вести бухгалтерский учет. Для этого в организации должна быть создана бухгалтерская служба. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ [2].

Правовой статус бухгалтерской  службы в организациях регулируется действующим законодательством, нормативными актами по бухгалтерскому учету и  определяется масштабами и организационной  структурой управления организацией [8, с. 142].

Функции, выполняемые бухгалтерской службой, прямо вытекают из задач бухгалтерского учета, определенных Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Задачами бухгалтерской службы являются:

- организация взаимоотношений  организации с другими субъектами  хозяйствования;

- поиск внутренних и внешних  краткосрочных и долгосрочных  источников финансирования, выбор  наиболее оптимального их сочетания;

- своевременное обеспечение финансовыми  ресурсами текущей деятельности  организации;

- эффективное использование финансовых  ресурсов для достижения стратегических и тактических целей организации;

- сохранение и рациональное  использование основного и оборотного  капитала, собственного и заемного  капитала;

- обеспечение своевременности  платежей по обязательствам организации. 

Конкретными формами решения задач бухгалтерской службы является разработка учетной политики, среди элементов которой:

- финансовая политика;

- кредитная политика;

- политика управления денежными  потоками;

- амортизационная политика;

- дивидендная политика;

- политика формирования доходов и расходов;

- налоговая политика;

- разработка организационно-распорядительных  документов (Положения о бухгалтерии,  должностных инструкций работников  бухгалтерии, штатного расписания);

- составление графика документооборота  организации;

- создание номенклатуры дел  и организация хранения документов;

- формирование кадровой политики  бухгалтерии (порядка аттестации  бухгалтеров, системы подбора  персонала и повышения его  квалификации);

- создание технологии обработки  получаемой информации (применяемая форма учетного процесса).

Исходя из этих задач можно выделить основные функции бухгалтерской  службы организации:

1) ведение бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями  действующего законодательства  РФ и нормативных правовых  актов в целях формирования полной и достоверной информации и деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности;

2) организация документооборота  и обмена данными бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности, в том числе между подразделениями организации, в целях обеспечения информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при совершении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов по учрежденным нормам, нормативам и сметам; для осуществления предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров действующему законодательству, последующего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций и первичных бухгалтерских документов в целях предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;

3) оперативный и систематический анализ данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации [3,с. 152-153].

Ответственность за организацию бухгалтерской  службы в организациях несет руководитель. Руководитель также несет ответственность за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций.

Согласно ст. 6 Федерального закона  «О бухгалтерском учете» руководители организации могут в зависимости  от объема учетной работы [2]:

а)   учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от нее руководителем организации. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично [9, с. 18].

На практике руководитель организации  крайне редко ведет бухгалтерский  учет сам. Во всех случаях организации  бухгалтерской службы руководитель должен создать необходимые условия  для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями, работниками организации, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера или бухгалтера, выполняющего его функции, по вопросам оформления и представления для учета необходимых документов и сведений [8, с. 143].

Должностные инструкции составляются для каждого работника бухгалтерии  в целях разграничения их полномочий, определения прав и обязанностей. Закрепление за работником участков бухгалтерского учета позволяет избежать дублирования или сокрытия отдельных фактов хозяйственной деятельности.

Должностные инструкции составляются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации. После  ознакомления с инструкцией работник ставит отметку «ознакомлен», дату и подпись.

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность специализированных функциональных служб  и производственных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс: движение потоков информации, контроль достоверности и анализ, принятие управленческих решений, в котором участвует весь персонал. Структура необходима для того, чтобы все протекающие в организации процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Бухгалтерская служба – структурная  единица организации, выполняющая  функции сбора, обработки и группировки  информации в форме сводных бухгалтерских  документов, внесения записей на счета  бухгалтерского учета.

Бухгалтерская служба (бухгалтерия) представляет собой наиболее организованную часть  информационного обеспечения управленческих решений. Это единственный источник поставки документально обоснованной и системно обеспеченной экономической  информации о фактическом наличии и использовании имущества и ресурсов организации, хозяйственных процессах и результатах деятельности, долговых обязательствах, расчетах и претензиях.

В современных условиях сложились  три основных типа организации структуры  бухгалтерской службы: линейная (иерархическая), вертикальная (линейно-штабная) и функциональная (комбинированная) [8, с. 144].

При линейной организации структуры  бухгалтерии все работники получают задания и отчитываются непосредственно  перед главным бухгалтером. Такая структура применяется в небольших организациях.

При вертикальной организации аппарата бухгалтерии создаются промежуточные  звенья управления (отделы, секторы, группы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Работники бухгалтерии получают задания от старших бухгалтеров соответствующих звеньев управления и отчитываются непосредственно перед старшими бухгалтерами.

Данная модель структуры бухгалтерии  применяется в средних и крупных  организациях.

При функциональной организации специальные  структурные подразделения бухгалтерии создаются по участкам учетной работы, которые выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений бухгалтерий в пределах установленной компетенции. Такая структура аппарата бухгалтерии применяется в крупных организациях и организациях, в которых созданы центры ответственности на базе организации внутрихозяйственных финансово-экономических отношений.

Информация о работе Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией