Практическое значение выделения центров ответственности в целях контроля за затратами

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:06, реферат

Краткое описание

Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию организации управленческого учета на предприятии
Для достижения указанной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- определить порядок выделения мест затрат и центров ответственности как способ контроля и управления затратами;
- установить влияние организационной структуры предприятия на выделение центров ответственности;
- исследована организация учета затрат цехов основного производства;
- осуществлен учет затрат вспомогательных цехов и общехозяйственных расходов, сводный учет затрат по центрам ответственности.

Оглавление

Введение
1. Организация учета затрат по центрам ответственности
2. Классификация центров ответственности для целей управленческого контроля
3. Практическое значение выделения центров ответственности в целях контроля за затратами
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

аавв.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Для принятия управленческих решений таких данных недостаточно, поскольку они иллюстрируют первичную (функциональную) структуру затрат предприятия. Для того чтобы получить данные о затратах по центрам ответственности (направлениям бизнеса), необходимо осуществить перегруппировку затрат с использованием установленных процедур их распределения. Вторичными объектами группировки будут виды деятельности и обслуживаемые компанией рынки. Вторичная информация в дальнейшем может быть подвергнута детализации (с применением методов распределения затрат) по конечным объектам учета (конкретным услугам - объектам калькуляции и клиентам). Такое движение информации требует адекватной организации систем аналитического и синтетического управленческого учета.

Так, при разработке системы  аналитического учета центров ответственности  необходимо обеспечить раздельное кодирование мест возникновения затрат и центров ответственности в разрезе функциональных центров и центров ведения бизнеса.

Код аналитического учета  по функциональным центрам ответственности  содержит три элемента: первый указывает на внутреннее потребление работ или услуг; второй - на центр ответственности потребителя услуги; третий - на центр ответственности ее производителя. Далее информация, обобщенная в сводных регистрах оперативного и аналитических регистров бухгалтерского учета, группируется в аналитических и синтетических регистрах сводного (оперативного и бухгалтерского) учета и является основой составления внутрифирменной отчетности.

Как известно, в настоящее  время существуют две методики интеграции управленческого и финансового учета в рамках действующего Плана счетов. Первая модель предложена Министерством финансов РФ в Инструкции по применению плана счетов [4] и состоит в использовании для управленческих целей незанятых кодов счетов с 30 по 39, относящихся к разд. III "Затраты на производство". Вторая принадлежит В.Ф. Палию и В.В. Палию и заключается в использовании счетов 20 - 29 - для управленческого учета, 30 - 39 - для финансового учета.

Проиллюстрируем, каким  образом можно организовать синтетический  учет затрат по центрам ответственности в официальной модели плана счетов (по варианту Министерства финансов РФ), используя методику применения отражающих счетов, разработанную В.Ф. Палием и В.В. Палием. Группа счетов синтетического управленческого учета предполагает разграничение счетов мест возникновения и центров ответственности.

Первичное отражение  затрат происходит по местам их возникновения, управленческий счет которого предполагает четыре уровня учета: первым является балансовый счет синтетического учета (30 - 32), вторым - субсчет, код места возникновения, третьим - счет аналитического учета первого порядка по статьям затрат, четвертым - счет аналитического учета четвертого порядка по экономическим элементам. Аналитика может быть расширена за счет дополнительных уровней учета. На взгляд автора, выделение счетов для мест возникновения затрат в группе счетов аналитического учета не приводит к дублированию информации.

В финансовом учете (группа счетов 20 - 29) информация формируется  в упрощенном разрезе, необходимом  для заполнения форм финансовой отчетности (т.е. по видам деятельности и экономическим элементам).

Управленческий учет затрат по местам их возникновения  предполагает выполнение процедур, связанных  с определением управленческой и  исполнительской эффективности. Таким образом, часть затрат может быть учтена нестандартным для финансового учета образом. Например, в финансовом учете расходы на приобретение прав по использованию компьютерных программ для составления бизнес-планов относятся на сч. 26 "Общехозяйственные расходы". В управленческом - на субсчет узкоспециализированного места затрат "Служба планирования" с последующим распределением этих затрат на пропорциональной основе между заказами по разработке бизнес-планов. Кроме того, раздельное отражение затрат по местам их возникновения в управленческом и финансовом учете обусловлено проблемой двойственности в контроле расходов: часть затрат, учтенных по МВЗ, в управленческом учете распределяется между разными уровнями центров ответственности исходя из принципа подконтрольности затрат. Зачастую для разграничения затрат, учтенных в МВЗ по какой-либо статье (заработная плата, материальные расходы), необходимо применение методов факторного анализа, что позволит оценить вклад каждого центра ответственности в общий размер затрат по статье.

Далее осуществляется распределение  затрат, сгруппированных по местам возникновения затрат, на центры ответственности. При этом управленческий счет центра ведения бизнеса (ЦВБ) предполагает пять уровней:

- первый - счет синтетического  учета (33);

- второй - субсчет по  кодам рынка;

- третий - аналитический  счет первого порядка по направлениям  бизнеса (продуктам);

- четвертый - аналитический  счет второго порядка, код клиента  по каждому рынку;

- пятый - счет аналитического  учета третьего порядка, затраты по статьям калькуляции.

Управленческий счет функционального центра ответственности (ФЦО) предполагает три уровня:

- первый - балансовый  счет (34);

- второй - субсчет, код  функционального центра ответственности;

- третий - счет аналитического учета, статья затрат.

Обратим внимание на то, что в нашем примере используются несколько видов отражающих счетов. Счет 72 "Отражающий счет расчетов в  управленческом учете" в сущности эквивалентен сч. 62 в финансовом учете. Необходимость в дублировании вызвана в первую очередь спецификой учета доходов и финансовых результатов по центрам ответственности, которая предполагает раздельный учет доходов центров ответственности и предприятия в целом. По этой же причине аналог счета 99 "Прибыли и убытки" финансового учета в управленческом разделе плана счетов представлен двумя счетами (94, 95).

Счет 94 "Прибыль (убыток) центров ответственности в управленческом учете" аккумулирует данные о первичных  финансовых результатах по центрам  ответственности (Приложение 7). Этот счет необходим, если предприятием реализуется модель трансфертного ценообразования с применением внутренних цен передачи товаров, работ, услуг (между подразделениями, имеющими статус центров прибыли). В финансовом учете отражается только реальная прибыль, полученная от операций с внешними контрагентами, вся она аккумулируется на уровне предприятия как субъекта бизнеса. Вклад структурных подразделений в формирование финансового результата предприятия при этом не очевиден.

В управленческом учете  фиксируется условный (промежуточный) финансовый результат подразделений. Прибыль, причитающаяся предприятию как центру ответственности (центру инвестиций), выражается в форме перераспределения части прибыли, заработанной подразделениями, и в нашем примере отражается по дебету сч. 94 "Прибыль (убыток) центров ответственности в управленческом учете" и кредиту сч. 95 "Прибыль (убыток) предприятия в управленческом учете". За счет прибыли предприятия покрываются затраты функциональных (неприбыльных) центров ответственности, непроизводительные потери и убытки, а также финансируются стратегические программы предприятия (например, инвестиционные или инновационные). Суммарный финансовый результат, учтенный по всем центрам ответственности в управленческом учете (сч. 94 и 95), идентичен финансовому результату, отраженному на сч. 99 "Прибыли и убытки" финансового учета. Для исключения внутренних оборотов при составлении отчетности счета управленческого учета, являющиеся в сущности транзитными, в конце отчетного периода должны закрываться. Это достигается обратным списанием на сч. 72 остатков по сч. 37, 94 и 95. Исходя из принципа равенства выручки и суммы затрат и прибыли предприятия по внешним и внутренним операциям, сч. 72, 37, 94, 95 должны закрыться и не иметь сальдо на конец периода. Рассмотренная методика учета по центрам ответственности обладает высокой степенью гибкости: она допускает открытие иных необходимых счетов и другие корреспонденции между ними. Обособленный учет затрат и доходов по счетам центров ответственности различных типов также дает возможность раздельного их отражения по принципу подконтрольности, что позволяет впоследствии произвести достоверную обоснованную оценку управленческой и исполнительской эффективности центров ответственности.

 

Заключение

Управленческий учет как целостная система функционирует в целях обеспечения всех уровней управления организации достоверной фактической и прогнозной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Использование центров финансовой ответственности в общей структуре организации позволяет разграничить основные функции, полномочия, права и обязанности, необходимые для осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Учет, контроль и анализ по центрам ответственности - часть системы управления организацией, при помощи которой осуществляются измерение, оценка, сопоставление достигнутых результатов с плановыми заданиями по каждому производственному подразделению (центру ответственности). Подразделения в данной ситуации являются самостоятельными единицами бюджетного (планового, хозрасчетного) процесса, руководители отвечают за выполнение бюджетных (плановых) показателей. Вследствие делегирования полномочий от центров ответственности низшего уровня к высшим возможно определить отклонения фактических результатов деятельности подразделений и организации в целом по видам продукции (работ, услуг), местам возникновения затрат и ответственным лицам (подразделениям).

Центры ответственности  могут быть выделены и сгруппированы  по объему полномочий и обязанностей - центры затрат, доходов, продаж, прибыли и инвестиций. Данное деление позволяет определить центры финансовой ответственности с наименьшим объемом полномочий в распределении прибыли - это центры затрат и наибольшими полномочиями - центры инвестиций. В качестве центра инвестиций выступает организация в целом, так как именно в рамках организации могут быть приняты управленческие решения, связанные с инвестиционной деятельностью.

Основой методологии  управления через центры ответственности  является представление о том, что функционирование организации опирается на принцип балансирования (сопоставления) доходов и расходов, места возникновения которых могут быть четко определены с соответствующим закреплением ответственности руководителей за величину доходов и расходов. При этом есть возможность определить долю затрат и доходов каждого подразделения в общих доходах и затратах организации и, таким образом, определить себестоимость продукции (работ, услуг) и результаты деятельности конкретных подразделений.

Используя одну и ту же финансовую технологию, возможно осуществлять управление с помощью центров ответственности и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) с помощью центров затрат.

В зависимости от характера  деятельности подразделений могут  выделяться несколько видов ответственности:

- ответственность за  расходы (затраты);

- ответственность за  доходы (валовой доход);

- ответственность за  прибыль;

- ответственность за  инвестиции.

В соответствии с тем, за какие результаты закрепляется основная ответственность, выделяются следующие виды центров управленческого учета:

- центры затрат - производственные  подразделения, руководители которых  отвечают за величину расходов;

- центры доходов - производственные  подразделения, руководители которых  отвечают за размер доходов;

- центры прибыли - это  обособленные структурные подразделения,  производственные подразделения,  руководители которых несут ответственность  за финансовые результаты;

- центры инвестиций - это обособленные структурные  подразделения или предприятие  в целом, руководители которых несут ответственность за финансовые результаты и использование прибыли.

В заключение следует  отметить, что по центрам ответственности  нужно учитывать в первую очередь  затраты и результаты, непосредственно  зависящие от предоставленных руководителям соответствующего ранга полномочий. Это одна из наиболее сложных в методологическом отношении проблем управленческого учета. Для некоторых сфер деятельности, например по центрам ответственности, связанным со снабжением и сбытом, она решается сравнительно легко, поскольку можно воспользоваться данными бухгалтерского учета об объемах закупок и продаж и связанных с ними расходах. По другим сферам деятельности, например конструированию, технологическому сопровождению производства продукции, освоению новых изделий, работ, услуг, их рекламе и т.п., понадобится организовать учет затрат и полученных результатов по функциональному признаку. Это для нас новый вид учета, но на западных фирмах он активно пропагандируется и внедряется. Система такого учета обеспечивает выход на общие результаты, итоги затрат и объемы деятельности по предприятию в целом.

Список  использованной литературы

1. Адамов Н.А., Еремин  И.И.Учет по центрам финансовой  ответственности // Финансовая газета. - 2010.

2. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник для вузов / М.В.Вахрушина - М.: Финстатинформ, 2009

3. Вахрушина М.А. Что  такое управленческий учет? // Современный  бухучет. - 2010. - № 9. 4. Вахрушина М.А.  Проблемы внедрения управленческого  учета в организациях // Бухгалтер и закон. - 2010.

5. Валебникова Н.В., Василевич  И.П. Современные тенденции управленческого  учета // Бухгалтерский учет. - 2010.

6. Гришина О.В. Управленческий  учет: затраты по обычным видам  деятельности //Аудиторские ведомости. – 2010.

7. Гусева Е.Э. Развитие управленческого учета в современных условиях хозяйствования //Современный бухучет.- 20108. Егорова И.С. Внутренняя отчетность как инструмент контроля центров ответственности // Финансовый вестник. - 2010. - № 10.

9. Ермакова Н.А. Учет  затрат и результатов при методе развитого «директ-костинга» // Современный бухучет.- 2011.

10. Еспергенова Л.Р.  Учет затрат по центрам ответственности  // // Финансовый вестник. - 2010.

11. Керимов В.Э. Бухгалтерский  учет на производственных предприятиях. - М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2009.

12. Панчина В.А. Развитие  методологии управленческого учета  // Бухгалтерский учет. - 2010 - № 12.

13. Панчина В.А. Перспективы  и тенденции развития управленческого  учета в России // Все для бухгалтера. - 2010.

14. Пизенгольц М.З. О содержании управленческого учета // Бухгалтерский учет. - 2010.

15. Самусенко С.А. Новые  тенденции учета по центрам  ответственности // Экономический  анализ : теория и практика. - 2010.

16. Самусенко С.А. Центры  ответственности как средство контроля затрат // Бухгалтерский учет. - 2010. - № 11.

17. Соловьев Б.А., Алькевич  Л.А., Андросов В.И. Управленческий  учет. - М.: Экономика, 2009.

18. Сысоев Н.И. Отражение затрат  в управленческом учете // Бухгалтерский  учет. - 2010.




Информация о работе Практическое значение выделения центров ответственности в целях контроля за затратами