Порядок проведения инвентаризации товарно- материальных ценностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:48, контрольная работа

Краткое описание

Для оценки реального финансового состояния организации необходимо иметь достоверные данные о всем имуществе, находящемся в ее распоряжении: наличии, количестве, состоянии, в котором это имущество находится, и правильности его стоимости. Это реальное состояние необходимо сравнить с данными бухгалтерского учета. Такой процесс проверки имущества и обязательств называется инвентаризацией.
Инвентаризация – это контрольная функция учета, позволяющая выявить случаи необоснованного уменьшения капитала компании, вложенного в различные виды имущества (активов).

Оглавление

1.Введение………………………………………………………..................3
2.Порядок проведения инвентаризации товарно- материальных цен-
ностей……………………………………………………………………..4
3.Задача №6………………………………………………………………..12
4.Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

контроль и ревизия.docx

— 31.73 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ  ПРАВИТЕЛЬСТВЕ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Финуниверситет)

Омский филиал Финуниверситета


 

Факультет     Учетно-статистический

Кафедра     Бухгалтерского учета и аудита

по дисциплине    контроль и ревизия

 

Контрольная  работа

Тема: Порядок проведения инвентаризации товарно- материальных ценностей

Студент (Ф.И.О.)      Шумакова М.М.

№ личного дела     08УББ02485

курс       5 курс               группа   503

специальность     БУ А и А

форма обучения     дневная (заочная)

Руководитель     Перетятко О.П.

 

 

Омск – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Введение………………………………………………………..................3

2.Порядок проведения инвентаризации  товарно- материальных цен-

   ностей……………………………………………………………………..4

3.Задача №6………………………………………………………………..12

4.Список литературы…………………………………………………….14

Введение

 

Для оценки реального финансового  состояния организации необходимо иметь достоверные данные о всем имуществе, находящемся в ее распоряжении: наличии, количестве, состоянии, в котором  это имущество находится, и правильности его стоимости. Это реальное состояние  необходимо сравнить с данными бухгалтерского учета. Такой процесс проверки имущества  и обязательств называется инвентаризацией.

Инвентаризация – это  контрольная функция учета, позволяющая  выявить случаи необоснованного  уменьшения капитала компании, вложенного в различные виды имущества (активов).

Инвентаризация – это  механизм, позволяющий убедиться  в достоверности учета. Учет и  отчетность могут быть правильными  на бумаге, но их достоверность можно  выявить только путем инвентаризации.

Законодательство предоставляет  организациям широкие возможности  для использования инвентаризации в качестве действенного механизма  регулирования и контроля порядка  ведения бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организации в целях  подготовки достоверной информации о ее финансовом положении в бухгалтерской  отчетности.

Каждая организация обязана  провести инвентаризацию своего имущества  до начала составления годовой отчетности – эта обязанность установлена  ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Порядок  проведения инвентаризации имущества  и обязательств организации необходимо прописать в учетной политике – это необходимо сделать в  начале года, руководствуясь п. 3 ст. 6 Закона №129-ФЗ.

1. Порядок проведения инвентаризации товарно- материальных ценностей

 

Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий по документальному  подтверждению наличия, состояния  и оценки имущества и обязательств организации с целью обеспечения  достоверности данных учета и  отчетности.

Обязанность организаций  проводить инвентаризацию имущества  и обязательств, необходимую для  обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности, установлена:

- статьей 12 Федерального  закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" (далее – Закон N 129-ФЗ);

- пунктом 26 Положения по  ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утвержденного  Приказом Минфина Российской  Федерации от 29.07.1998 г. N 34н (далее  – Положение N 34н).

Согласно названным документам порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

В п. 2 ст. 12 Закона №ФЗ-129 представлены случаи, когда инвентаризация обязательна:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов  определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 13.06.1995 г. N 49 (далее – Методические указания N 49).

В соответствии с данными  указаниями инвентаризации подлежит все  имущество организации независимо от его местонахождения и все  виды финансовых обязательств, в том  числе не принадлежащие организации  на праве собственности, но числящиеся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах.

При этом под имуществом организации  понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и  прочие финансовые активы, а под  финансовыми обязательствами –  кредиторская задолженность, кредиты  банков, займы и резервы1.

Проводится инвентаризация по местонахождению имущества и  по материально-ответственным лицам.

Инвентаризация драгоценных  металлов и драгоценных камней осуществляется в соответствии с Инструкцией  о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных  камней, продукции из них и ведения  отчетности при их производстве и  обращении, утвержденной Приказом Минфина  Российской Федерации от 29.08.2001 г. N 68н.

Согласно пункту 2.2. Методических указаний N 49 для проведения инвентаризации в организации создается постоянно  действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ  для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ  и наличии в организации ревизионной  комиссии проведение инвентаризаций допускается  возлагать на нее.

Персональный состав постоянно  действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители  администрации организации, работники  бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и  т.д.).

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Участие материально ответственных  лиц при проведении инвентаризации обязательно. Если в организации  отсутствует материально ответственное  лицо, то им является руководитель организации.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания  результатов инвентаризации недействительными.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия  имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными  бухгалтерского учета; проверка полноты  отражения в учете обязательств.2

 

 

Этапы инвентаризации материальных ценностей

 

Процедура проведения инвентаризации состоит из нескольких этапов. Формы  по учету результатов инвентаризации утверждены постановлением Госкомстата  России от 18.08.98 г. №88 (в ред. от 27.03.2000 г.).

Первый этап – подготовительный:

  • подготовка имущества (например, товарно-материальных ценностей) к проведению инвентаризации;
  • подготовка документов, необходимых для проведения инвентаризации; издание приказа (постановления, распоряжения) о проведении инвентаризации по форме №ИНВ-22;
  • формирование списка сотрудников для проведения инвентаризации;
  • определение сроков проведения и видов инвентаризируемого имущества;
  • распечатка инвентаризационных описей товарно-материальных ценностей (форма №ИНВ-3) отдельно на каждое материально ответственное лицо3.

Перед тем как начать проверку остатков имущества, инвентаризационная комиссия должна получить последние  на момент инвентаризации приходные  и расходные документы или  отчеты о движении материальных ценностей  и денежных средств, а председатель инвентаризационной комиссии обязан их завизировать с указанием «до  инвентаризации на «_______» (дата)». Кроме  того, материально ответственные  лица организации должны дать расписки в том, что к началу инвентаризации они сдали в бухгалтерию или  передали комиссии все расходные  и приходные документы на имущество, а также в том, что все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны  в расход. Аналогичные расписки дают и лица, которым были выданы подотчетные суммы для покупки имущества или доверенности на его получение.

Приказ (постановление, распоряжение) (форма №ИНВ-22) является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ (постановление, распоряжение) подписывается руководителем организации  и вручается председателю инвентаризационной комиссии. Приказ регистрируется в  Журнале учета контроля за выполнением  приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма  №ИНВ-23).

Рекомендуем не приступать к  выполнению второго этапа инвентаризации, пока не будет правильно оформлен первый этап.

В инвентаризации процедура  очень важна, так как нередко  в результате инвентаризации могут  быть выявлены реальные недостачи, что  повлечет за собой санкции для  материально ответственных лиц. Необходимо, чтобы эти лица уже  заранее были готовы к тому, что  их работу проверяют, чтобы, например, весь товар находился на вверенном  им складе, был оприходован и проверен, т.е. они обязаны расписаться на заглавном листе инвентарной  описи №ИНВ-3 и быть ознакомлены  с приказом по форме №ИНВ-22.

Перед инвентаризацией следует  проверить также наличие договоров  о личной или коллективной материальной ответственности, сроки действия этих договоров.

Второй этап – собственно инвентаризация (т.е. выявление и  проверка фактического наличия товаров, а также заполнение соответствующих  граф в инвентаризационных описях). Фактическое наличие имущества  при инвентаризации комиссия определяет путем его обязательного физического  пересчета, взвешивания и перемеривания.

Сведения о фактическом  наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи, которые  составляются в двух экземплярах. На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные материалы и готовые изделия составляются соответствующие акты.

При автоматизированной обработке  данных по учету результатов инвентаризации форма №ИНВ-3 выдается комиссии на бумажных или машинных носителях информации с заполненными графами с 1-й по 9-ю. В описи ответственные лица комиссии заполняют графу 10 о фактическом  наличии товарно-материальных ценностей  в количественном выражении. Графа 9 «Номер паспорта» заполняется на материальные ценности, содержащие драгоценные  металлы и камни.

При выявлении материальных ценностей, не отраженных в учете, комиссия должна включить их в инвентаризационную опись.

В описях не допускается оставлять  незаполненные строки, на последних  страницах незаполненные строки прочеркиваются. Описи подписывают  все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные  лица. В конце описи материально  ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией  имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий  и принятии перечисленного в описи  имущества на ответственное хранение.

Третий этап – это сопоставление  данных инвентаризационных описей с  данными бухгалтерского учета. На данном этапе выявляются расхождения в  учете с фактическими остатками. Руководитель организации совместно  с сотрудниками, проводившими инвентаризацию, определяет причины расхождений, при  необходимости сверяется движение товарно-материальных ценностей за период с момента предыдущей инвентаризации. Сличительные ведомости (формы №ИНВ-18, ИНВ-19) применяются для отражения  результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и  прочих материальных ценностей, по которым  выявлены отклонения от данных учета.

В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения  между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

На ценности, не принадлежащие  организации, но числящиеся в бухгалтерском  учете (находящиеся на ответственном  хранении или арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные  сличительные ведомости.

Сличительная ведомость  составляется в двух экземплярах  бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается материально  ответственному (ым) лицу (ам).

При заполнении сличительной ведомости для отражения результатов  инвентаризации нематериальных активов (форма №ИНВ-18) графы 3, 8, 10 не заполняются.

Для выявления результатов  инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих  периодов, наличия денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности соответственно применяются формы №ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15 и ИНВ-16, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей.

Информация о работе Порядок проведения инвентаризации товарно- материальных ценностей