Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:13, реферат
На современном этапе экономического развития большое внимание уделяется связям бюджетного учреждения, возникающим с поставщиками и подрядчиками. Правильная организация расчетных отношений приводит к совершенствованию экономических связей, улучшению договорной и расчетной дисциплины, так как от выполнения обязательств по поставленным товарам, выполненным работам, оказанным услугам и своевременности осуществления расчетов, зависит дальнейшее будущее договорных отношений между участниками.
Введение
На современном этапе экономического развития большое внимание уделяется связям бюджетного учреждения, возникающим с поставщиками и подрядчиками. Правильная организация расчетных отношений приводит к совершенствованию экономических связей, улучшению договорной и расчетной дисциплины, так как от выполнения обязательств по поставленным товарам, выполненным работам, оказанным услугам и своевременности осуществления расчетов, зависит дальнейшее будущее договорных отношений между участниками. Контроль за состоянием расчетов приводит к сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств, что влияет на финансовое состояние бюджетного учреждения.
В этих условиях важной задачей, стоящей перед бухгалтерской службой бюджетного учреждения, является формирование такой информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками, которая должна объективно и оперативно отражать сумму дебиторской и кредиторской задолженности учреждения.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что учет расчетов с поставщиками и подрядчиками составляет существенную и очень важную часть бухгалтерской деятельности, так как не поступление или несвоевременное поступление оплаченных заранее материальных ресурсов нарушает ритмичность хозяйственной деятельности, возникающие, в результате этого, кредиторские задолженности, зачастую нередко приводят к финансовым потерям.
Основными
целями законодательства Российской Федерации
о бухгалтерском учете в
Основное законодательство, регулирующее бюджетный учет расчетов с поставщиками и подрядчиками формируется по четырем уровням правового регулирования.
Первый уровень устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях – это Федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ. К первому уровню относятся:
Второй уровень – нормативный, его составляют нормативно-правовые акты Минфина России, который в соответствии с Бюджетным кодексом РФ устанавливает единую методологию и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности. Основные из них: приказ Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. № 148н; приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49; приказ Минфина РФ от 13 ноября 2008 г. № 128н; приказ Минфина РФ от 25 декабря 2008 г. № 145н; приказ Минфина РФ от 01 сентября 2008 г. № 87н; приказ Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 123н; приказ Минфина РФ от 20 ноября 2007 г. № 112н; приказ Минфина России от 01 сентября 2008 г. № 88н.
Третий уровень – методический, его формируют правовые акты, методические указания, инструкции и письма по вопросам бюджетного учета, издаваемые финансовыми органами и другими ведомствами, например: приказ Федерального казначейства РФ от 10 октября 2008 г. № 8н; указание Центрального банка Российской Федерации от 20 июня 2007 г. № 1843-У, в котором определен размер наличных средств, используемый при расчетах между юридическим лицами в рамках одного договора в сумме, не превышающей 100 тысяч рублей; постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а; постановление Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г. № 100; постановление Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20; постановление Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.
К четвертому уровню – организационному, относятся правовые документы бюджетных учреждений, регулирующие бухгалтерский учет. К ним относятся:
Практически любая хозяйственная
операция представляет собой факт возникновения,
изменения и прекращения
Кредиторская задолженность – это когда она является должником по отношению к другим организациям и физическим лицам. Например: задолженность организации перед поставщиками за поставленные материальные ценности в случае ликвидации организаций-поставщиков; невостребованные суммы депонентов; непогашенные виновными лицами суммы недостач и др.
В случаях возникновения
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок, в течение которого организация, право которой было нарушено, может использовать судебную защиту нарушенного права.
Статья 197 ГК РФ выделяет два вида сроков исковой давности: общий и специальный. Общий срок равен трем годам. Для отдельных видов требований могут определяться специальные сроки исковой давности – сокращенные или более продолжительные по сравнению с общим сроком. Так, согласно п. 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности для признания оспариваемой сделки недействительной равен одному году.
Как и любой срок, срок исковой давности имеет свое начало. В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда организация узнала или должна была узнать о нарушении своего права. Если обязательство имеет определенный срок исполнения, то течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Если в договоре указан срок сдачи работ, то срок исковой давности начинается со следующего дня. В этом случае дебиторская задолженность, не погашенная в установленные сроки, признается сомнительным долгом.
Даже после истечения срока исковой давности лицо имеет право на получение стоимости поставленного по договору товара и на возмещение убытков, вызванных неисполнением обязательства, но не может требовать этого через суд в принудительном порядке.
Истечение срока исковой давности подтверждается:
Однако срок исковой давности может
прерываться или
При этом срок исковой давности каждый раз прерывается при совершении указанных действий. Отсюда следует, что, прерывая в течение трех лет срок исковой давности хотя бы одним из вышеуказанных действий, можно продлить ее срок на неопределенный период.
Приостановление течения срока исковой давности означает, что он не исчисляется в том периоде, когда согласно предусмотренным законом обстоятельствам защиту прав осуществить невозможно.
Статья 202 ГК РФ дает перечень таких обстоятельств, указывая на то, что срок исковой давности прерывается, когда:
Причем течение срока исковой давности приостанавливается при условии, если приведенные в указанной статье обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или составляет менее шести месяцев – в течение срока давности. Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления давности, течение ее срока продолжается. Оставшаяся часть срока увеличивается до шести месяцев, а если срок исковой давности составляет шесть или менее месяцев – до срока давности.
Инвентаризации по обязательствам и расчетам уделяется особое значение, так как по итогам ее проведения выявляется обоснованность сумм по обязательствам и расчетам, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации являются одними из составляющих комплекта документов, необходимых при списании задолженности, по которой истек срок исковой давности.
Обеспечение надлежащего контроля
расчетов способствует повышению ответственности
за соблюдение платежной дисциплины,
сокращению дебиторской и кредиторской
задолженности, улучшению взаиморасчетов
по заключенным договорам и
Согласно п. 7 Инструкции № 70н организациям необходимо проводить инвентаризацию имущества, финансовых активов и обязательств в соответствии с нормативно-правовыми актами Минфина России – Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»).
Информация о работе Понятие кредиторской задолженности и порядок ее списания