Понятие кредиторской задолженности и порядок ее списания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:13, реферат

Краткое описание

На современном этапе экономического развития большое внимание уделяется связям бюджетного учреждения, возникающим с поставщиками и подрядчиками. Правильная организация расчетных отношений приводит к совершенствованию экономических связей, улучшению договорной и расчетной дисциплины, так как от выполнения обязательств по поставленным товарам, выполненным работам, оказанным услугам и своевременности осуществления расчетов, зависит дальнейшее будущее договорных отношений между участниками.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.62 Кб (Скачать)

Введение

 

На современном этапе экономического развития большое внимание уделяется связям бюджетного учреждения, возникающим с поставщиками и подрядчиками. Правильная организация расчетных отношений приводит к совершенствованию экономических связей, улучшению договорной и расчетной дисциплины, так как от выполнения обязательств по поставленным товарам, выполненным работам, оказанным услугам и своевременности осуществления расчетов, зависит дальнейшее будущее договорных отношений между участниками. Контроль за состоянием расчетов приводит к сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств, что влияет на финансовое состояние бюджетного учреждения.

В этих условиях важной задачей, стоящей перед бухгалтерской  службой бюджетного учреждения, является формирование такой информации о  расчетах с поставщиками и подрядчиками, которая должна объективно и оперативно отражать сумму дебиторской и  кредиторской задолженности учреждения.

Актуальность  выбранной темы определяется тем, что учет расчетов с поставщиками и подрядчиками составляет существенную и очень важную часть бухгалтерской деятельности, так как не поступление или несвоевременное поступление оплаченных заранее материальных ресурсов нарушает ритмичность хозяйственной деятельности, возникающие, в результате этого, кредиторские задолженности, зачастую нередко приводят к финансовым потерям.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Законодательные документы

 

Основными целями законодательства Российской Федерации  о бухгалтерском учете в бюджетных  организациях являются: обеспечение  единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление  и представление сопоставимой и  достоверной информации об имущественном  положении организаций и их доходах  и расходах, необходимой пользователям  бухгалтерской отчетности. Систему  нормативного регулирования бухгалтерского учета можно представить в  виде совокупности законодательных, нормативных  правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету.

Основное  законодательство, регулирующее бюджетный  учет расчетов с поставщиками и подрядчиками формируется по четырем уровням  правового регулирования.

Первый  уровень устанавливает единые правовые и методологические основы организации  и ведения бухгалтерского учета  в бюджетных организациях – это Федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ. К первому уровню относятся:

  • Бюджетный кодекс РФ (далее БК РФ) является основным нормативным актом, который устанавливает правовые основы бюджетной системы Российской Федерации. Он регулирует правовые отношения, возникающие в процессе планирования, составления и утверждения бюджетов всех уровней, формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов, а так же взаимоотношения между учреждениями, министерствами, ведомствами, распорядителями финансов и прочими субъектами бюджетных отношений;
  • Гражданский кодекс РФ (далее ГК РФ), где установлены формы и правовые основы расчетов, регулируются договорные основы осуществления безналичных расчетов;
  • Налоговый кодекс РФ в части регулирования сумм НДС включаемых поставщиками и подрядчиками в счета фактуры (счета) на оплату;
  • Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ устанавливает единые правовые и методологические основы организации ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, в частности предусмотрена оценка и инвентаризация обязательств предприятия;
  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в этой сфере;
  • постановление Правительства РФ от 08 июля 1997 г. № 835;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 987;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2000 г. № 914.

Второй  уровень – нормативный, его составляют нормативно-правовые акты Минфина России, который в соответствии с Бюджетным кодексом РФ устанавливает единую методологию и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности. Основные из них: приказ Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. № 148н; приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49; приказ Минфина РФ от 13 ноября 2008 г. № 128н; приказ Минфина РФ от 25 декабря 2008 г. № 145н; приказ Минфина РФ от 01 сентября 2008 г. № 87н; приказ Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 123н; приказ Минфина РФ от 20 ноября 2007 г. № 112н; приказ Минфина России от 01 сентября 2008 г. № 88н.

Третий  уровень – методический, его формируют правовые акты, методические указания, инструкции и письма по вопросам бюджетного учета, издаваемые финансовыми органами и другими ведомствами, например: приказ Федерального казначейства РФ от 10 октября 2008 г. № 8н; указание Центрального банка Российской Федерации от 20 июня 2007 г. № 1843-У, в котором определен размер наличных средств, используемый при расчетах между юридическим лицами в рамках одного договора в сумме, не превышающей 100 тысяч рублей; постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а; постановление Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г. № 100; постановление Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20; постановление Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

К четвертому уровню – организационному, относятся правовые документы бюджетных учреждений, регулирующие бухгалтерский учет. К ним относятся:

  • учетная политика бюджетного учреждения, в которой отражены особенности учета в учреждении, утвержден график документооборота, рабочий план счетов;
  • приказ руководителя бюджетного учреждения о порядке проведения инвентаризации и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. понятие кредиторской задолженности и порядок ее списания

 

Практически любая хозяйственная  операция представляет собой факт возникновения, изменения и прекращения обязательств. Согласно ст. 307 ГК РФ обязательством является обязанность одного лица (должника) совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие – передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В данной статье рассмотрен порядок учета и списания дебиторской и кредиторской задолженности, а также отражение данных операций в бухгалтерском учете.

Кредиторская задолженность – это когда она является должником по отношению к другим организациям и физическим лицам. Например: задолженность организации перед поставщиками за поставленные материальные ценности в случае ликвидации организаций-поставщиков; невостребованные суммы депонентов; непогашенные виновными лицами суммы недостач и др.

В случаях возникновения задолженности  организациям необходимо отрегулировать возникшие между ними отношения  путем предъявления претензионных  писем. Если это не оказывает влияния  на исполнение обязательств, то к должнику предъявляется иск, для предъявления которого законом установлен срок исковой  давности.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок, в течение которого организация, право которой было нарушено, может использовать судебную защиту нарушенного права.

Статья 197 ГК РФ выделяет два вида сроков исковой давности: общий и специальный. Общий срок равен трем годам. Для  отдельных видов требований могут  определяться специальные сроки  исковой давности – сокращенные или более продолжительные по сравнению с общим сроком. Так, согласно п. 2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности для признания оспариваемой сделки недействительной равен одному году.

Как и любой срок, срок исковой  давности имеет свое начало. В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой  давности начинается со дня, когда организация  узнала или должна была узнать о  нарушении своего права. Если обязательство  имеет определенный срок исполнения, то течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Если в договоре указан срок сдачи  работ, то срок исковой давности начинается со следующего дня. В этом случае дебиторская  задолженность, не погашенная в установленные  сроки, признается сомнительным долгом.

Даже после истечения срока исковой давности лицо имеет право на получение стоимости поставленного по договору товара и на возмещение убытков, вызванных неисполнением обязательства, но не может требовать этого через суд в принудительном порядке.

Истечение срока исковой давности подтверждается:

  • документами на отгрузку материальных ценностей, на выполнение работ, оказание услуг покупателям (заказчикам), не оплатившими их;
  • платежными документами, подтверждающие дату оплаты аванса поставщику (исполнителю), который не выполнил договорные обязанности;
  • актами сверки задолженности;
  • расчетными документами по выплате сотрудникам подотчетных сумм, не реальных ко взысканию вследствие их гибели или кончины, и др.

Однако срок исковой давности может  прерываться или приостанавливаться. Статьей 203 ГК РФ установлено, что срок исковой давности может прерываться, а после перерыва его отсчет возобновляется. Прерывание срока исковой давности означает, что время до перерыва в новый срок не засчитывается. Срок исковой давности начинает исчисляться  заново со дня перерыва. Прерывание срока исковой давности возможно в случаях:

  • предъявления иска в установленном законодательством порядке;
  • совершения должником определенных действий о признании своего долга. Это могут быть – частичная оплата задолженности, обращение к кредитору с просьбой об отсрочке платежа, подписание акта сверки задолженности и т.п.

При этом срок исковой давности каждый раз прерывается при совершении указанных действий. Отсюда следует, что, прерывая в течение трех лет  срок исковой давности хотя бы одним  из вышеуказанных действий, можно  продлить ее срок на неопределенный период.

Приостановление течения срока  исковой давности означает, что он не исчисляется в том периоде, когда согласно предусмотренным  законом обстоятельствам защиту прав осуществить невозможно.

Статья 202 ГК РФ дает перечень таких  обстоятельств, указывая на то, что  срок исковой давности прерывается, когда:

  • предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила);
  • истец или ответчик находятся в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение;
  • на основании закона Правительством РФ установлена отсрочка исполнения обязательств (мораторий);
  • приостановлено действие закона или иного правового акта, регулирующего соответствующее отношение.

Причем течение срока исковой  давности приостанавливается при условии, если приведенные в указанной  статье обстоятельства возникли или  продолжали существовать в последние  шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам  или составляет менее шести месяцев  – в течение срока давности. Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления давности, течение ее срока продолжается. Оставшаяся часть срока увеличивается до шести месяцев, а если срок исковой давности составляет шесть или менее месяцев – до срока давности.

Инвентаризации по обязательствам и расчетам уделяется особое значение, так как по итогам ее проведения выявляется обоснованность сумм по обязательствам и расчетам, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Результаты инвентаризации являются одними из составляющих комплекта документов, необходимых при списании задолженности, по которой истек срок исковой давности.

Обеспечение надлежащего контроля расчетов способствует повышению ответственности  за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, улучшению взаиморасчетов по заключенным договорам и своевременности  поставок товарно-материальных ценностей. Выверка расчетов ведет к уточнению  сроков платежей, недопущению оплаты пеней, неустоек, штрафов и т.д.

Согласно п. 7 Инструкции № 70н организациям необходимо проводить инвентаризацию имущества, финансовых активов и обязательств в соответствии с нормативно-правовыми актами Минфина России – Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»).

Информация о работе Понятие кредиторской задолженности и порядок ее списания