Понятие, классификация и оценка основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня в условиях стабилизации экономической ситуации в стране и усиления конкурентной борьбы на рынках предприятия всех форм собственности активно ищут пути повышения эффективности своей производственно-хозяйственной деятельности.

При этом наибольшее внимание уделяется не столько развитию за счет внешних факторов, сколько за счет интенсификации использования внутренних факторов и возможностей организации. Это касается как системы управления предприятием, так и его ресурсной и материально-технической базы.

Одним из важнейших элементов ресурсной базы предприятия являются основные средства предприятия. Особую важность основные средства имеют за счет того, что эксплуатируются организацией длительное время и имеют стоимость столь высокую, что одномоментно перенести ее на себестоимость производимой продукции не представляется возможным. Все это ведет к тому, что руководство либо ориентируется на политику максимальной эксплуатации имеющегося оборудования без его обновления и получения в краткосрочном периоде максимальной прибыли (за счет минимизации текущих затрат). Возможна и другая крайность, когда без достаточного экономического обоснования приобретается новое оборудование, обновляется имеющееся, только потому, что на рынке появляется новое, более производительное. При этом в первом случае не принимается в расчет перспектива развития производственной базы и снижения конкурентоспособности по инновационному признаку, а во втором конкурентоспособность снижается за счет невозможности оптимизировать цену на продукцию (из-за высоких текущих и капитальных затрат).

Оглавление

Ведение…………………………………………………………………………….3
1. Основные средства и их роль в хозяйственной жизни………………………5
1.1 Понятие, классификация, оценка основных средств………………….……5
1.2. Документальное оформление и аналитический учет основных средств..12
1.3. Первичная учетная документация…………………………………………17
2. Практическая часть…………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….68
Список использованных источников………………………………...…………

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 461.00 Кб (Скачать)

     По наличию прав на объекты основные средства подразделяются на:

   - принадлежащие организации на правах собственности (в том числе сданные в аренду);

   - находящиеся у организации в оперативном правлении или в хозяйственном ведении;

   - полученные организацией в аренду.

     Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету в случае их приобретения, сооружения и изготовления, внесения учредителями в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, получению по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения, других поступлений. Независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и видов деятельности применяется единый принцип оценки основных средств.

     В бухгалтерском учете основные средства отражаются по первоначальной, остаточной, восстановительной и ликвидационной стоимости.7

      Первоначальная (балансовая) стоимость складывается в момент поступления объекта в эксплуатацию. Определяется она для основных средств:

   - изготовленных в самой организации, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц – исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке, на информационные, консультационные и посреднические услуги, регистрационные сборы, государственные и таможенные пошлины, а также начисленные проценты по заемным средствам на эти цели;

     - внесенных учредителями в счет вкладов в уставный капитал – по договоренности сторон (договорная стоимость);

   - полученных организацией по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения – по рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету;

   - приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, по стоимости обмениваемого имущества исходя из цены аналогичных товаров в сравнимых обстоятельствах;

   - зачисленных в состав основных средств по оценочной стоимости, ранее полученных организацией-залогодержателем в залог, если залогодержателем залог не возвращен в установленные и пролонгированные сроки;

   - принятых основных средств, признанных излишками по результатам инвентаризации8, - по текущей рыночной стоимости на дату бухгалтерского учета.

     Текущая восстановительная стоимость9 – это сумма денежных средств или их эквивалентов, которая должна быть уплачена по рыночным ценам в случае необходимости замены какого-либо объекта на аналогичный новый объект

     Остаточная стоимость – первоначальная или восстановительная стоимость за вычетом накопленной суммы амортизации.

     Ликвидационная стоимость – сумма полезных отходов (металлолом, запасные части, дрова), полученных после ликвидации и продажи объектов и принятых к учету в условной оценке. 

1.2 Документальное оформление и аналитический учет поступления и выбытия основных средств 

     Основные средства предприятий формируются в результате:

   - капитальных инвестиций (сооружения, изготовления, приобретения);

   - взноса учредителей в уставный капитал предприятия;

   - аренда, лизинг;

     - внутреннее перемещение;

     - в порядке безвозмездной передачи другими хозяйствами.

     Аналитический учет10 капитальных инвестиций ведется соответственно по видам основных средств, другим материальным необоротным активам, нематериальным активам, а также по отдельным объектам капитальных вложений (инвентарным объектам).

     На организацию учета капитальных инвестиций влияет способ выполнения работ: подрядным способом (то есть специализированными организациями на договорных началах) или хозяйственным способом (то есть силами и средствами самого предприятия).

     При подрядном способе выполнения работ учет материальных, трудовых и финансовых затрат на выполняемые работы осуществляет сам подрядчик. Предприятие-заказчик, в данном случае, осуществляет только учет затрат на капитальные инвестиции и ведет расчеты с подрядчиком за выполненные и принятые по актам работы.

     Основные средства поступают на предприятие в порядке капитальных вложений, за исключением случаев передачи эксплуатируемых объектов основных средств в счет уставного капитала акционерного предприятия или товарищества с ограниченной ответственностью и безвозмездно от физических и юридических лиц.

     Под капитальными вложениями понимаются вложения денежных средств предприятием в новое строительство и приобретение, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение мощностей уже действующих объектов основных средств. На этапе образования предприятие может получать основные средства от учредителя в качестве вклада в уставной капитал. Первоначальной стоимостью основных средств внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации. В пределах данной суммы учредитель (участник) может внести свой вклад основными средствами. При передаче основных средств приводят их перечень, указывают их первоначальную стоимость, износ и цену соглашения, по которым их вносят в счет уставного капитала. Одновременно должна быть передана вся техническая документация на эти объекты основных средств.

     Для документального оформления операций поступления и выбытия основных средств используются следующие унифицированные формы:

   - Акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1).

     Применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:

   - приобретения за плату у других  организаций;

   - строительства хозяйственным и  подрядным способом;

   - получения от других организаций  и лиц в безвозмездное пользовании;

   - внесения учредителями (участниками) в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал;

   - получения в хозяйственное ведение  или оперативное управление;

   - взятия в аренду с последующим  выкупом;

   - получения по акту дарения;

   - передачи в совместную деятельность  и доверительное управление; 

    - передачи в обмен на другое  имущество и другими способами  не противоречащими действующему  законодательству.

      Документ применяется для учета ввода объектов в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен оформляться в особом порядке, для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации. При оформлении приемки основных средств акт (накладная) составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект основных средств членами приемочной комиссии, назначаемой распоряжением (приказом) руководителя организации. Для однотипных объектов, имеющих одинаковую стоимость и принятых к учету в одном календарном месяце, допускается составление общего акта. Акт (накладная) после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным. При оформлении внутреннего перемещения основных средств акт (накладная) выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения организации-сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй — структурному подразделению организации-сдатчика. Выбытие основных средств в результате продажи или передачи сторонним организациям оформляется актом (накладной). на основании данных которого в бухгалтерии организации делается соответствующая запись в инвентарной карточке учета основных средств (форма №ОС - 6).

   - Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3)

     Применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации.

     Акт, подписанный работником структурного подразделения организации, уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производившей ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию организации. Акт подписывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.

     Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у организации, второй передают организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

   - Акт на списание основных средств (форма № ОС-4).

      Применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных средств). Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации или уполномоченным лицом. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома.

   - Акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4 а).

      Применяется для оформления списания автотранспортных средств. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, утверждается руководителем или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр с документом, подтверждающим снятие с учета в ГАИ, передается в бухгалтерию, второй — остается у лица, ответственного за сохранность автотранспортных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

   - Инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6).

      Применяется для учета всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу объектов. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств. Форма заполняется в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта, его перемещения, дооборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию.

   - Акт о приемке оборудования (форма № ОС-14).

     Применяется для оформления поступившего на склад оборудования к установке. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией. Первый экземпляр вместе с сопроводительными документами перелается в бухгалтерию для отражения в учете, второй остается у заведующего складом.

   - Акт приемки-передачи оборудования в монтаж (форма № ОС-15)

     Применяется для оформления передачи оборудования монтажной организации. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается уполномоченными представителями организации заказчика и монтажной организации. Первый экземпляр передается монтажной организации, второй - в бухгалтерию для отражения. 
 
 
 
 

1.3 Первичная учетная документация 

     Начальной стадией регистрации хозяйственных операций в организации является первичный учет. Объектами первичного учета являются все те операции, которые тем или иным образом оказывают воздействие на изменение средств организации и источники их формирования - расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями, приобретение и заготовление материалов и др. В соответствии с общими принципами бухгалтерского учета каждая хозяйственная операция должна быть зафиксирована непосредственно в момент ее совершения, а если это невозможно осуществить, то непосредственно после ее окончания.11 Фиксация существа хозяйственной операции осуществляется посредством составления документа. Документ - письменное свидетельство, доказательство какого-либо действия.12 Первичный документ - бухгалтерский документ, составленный в момент совершения хозяйственной операции, подтверждающий факт ее совершения, раскрывающий ее содержание и юридически закрепляющий факт ее совершения.

     Процесс создания документов, достоверность и своевременность их передачи для отражения в бухгалтерском учете организации должны проводиться в соответствии с утвержденным графиком документооборота. В   Российской Федерации применяются типовые межведомственные формы первичной учетной документации.

     Типовые бланки учетных документов содержат реквизиты, представляющие собой показатели для заполнения данными конкретной свершившейся хозяйственной операции.  Первичные документы, в том числе на бумажных и машиночитаемых носителях информации, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

Информация о работе Понятие, классификация и оценка основных средств