ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РФ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Курсовая работа
по дисциплине «Бухгалтерское дело»
на тему «Положение о бухгалтерии: содержание
и значение в организации бухгалтерского
дела»
Вариант № 7
Преподаватель: Федорцова Р.П.
Студент V курса: Савкина Н.В.
Факультет:Учетно-статистический
Специальность:Бухгалтерский учет,
анализ и аудит
08УББ02727, группа №2
Пенза 2012
Содержание
Введение.............................................................................................................3
1.Положение о бухгалтерии: содержание
и значение в организации бухгалтерского
дела....................................................................................................4
2.Приказ об учетной политике.......................................................................13
3.Решение
задачи.............................................................................................26
Заключение......................................................................................................29
Список литературы …....................................................................................30
Введение
Бухгалтерская служба является
наиболее организованной частью информационного
обеспечения управленческих решений.
Это источник документально обоснованной
и системно обеспеченной экономической
информации о фактическом наличии и использовании
имущества и ресурсов организации, хозяйственных
процессах и результатах деятельности,
долговых обязательствах, расчетах и претензиях.
Деятельность
бухгалтерской службы осуществляется
на основании самых разнообразных
документов: организационных, распределительных,
платежных, учетных.
В начальный период создания
организации необходимо создать
документ, который называется «Положение
о бухгалтерии».
Актуальность темы заключается
в том, что даже краткое изложение
содержания Положения о бухгалтерии показывает
важность этого документа, четко расписывающего
порядок работы подразделения. Это документ
сложный, многопрофильный. Чем тщательнее,
детальнее он разработан, тем четче строится
и легче организуется в дальнейшем работа
бухгалтерии.
Цель данной курсовой работы
изучить «Положение о бухгалтерии».
Для реализации поставленной
цели в работе определены следующие
задачи:
- рассмотреть теоретические основы «Положения о бухгалтерии»;
- составить приказ об учетной политики;
- выполнить задачу по оценке, отражению в первичных документах и на счетах бухгалтерского учета информации финансового характера на примере ООО «Звездочка».
1.Положение о бухгалтерии: содержание
и значение в организации бухгалтерского
дела
Ответственность
за организацию учета, соблюдение законодательства при выполнении
хозяйственных операций несут руководители
организации. Осуществляя постановку
бухгалтерского учета, руководитель организации
устанавливает организационную форму
бухгалтерской работы исходя из вида организации
и конкретных условий хозяйствования.
В зависимости от объема
учетной работы руководители организации
могут:
-учредить бухгалтерскую
службу как структурное подразделение,
возглавляемое главным бухгалтером;
-ввести в штат должность
бухгалтера;
-передать на договорных
началах ведение бухгалтерского учета
централизованной бухгалтерии, специальной
организации или бухгалтеру-специалисту;
-вести бухгалтерский
учет лично.
В случае значительного
объема учетной работы и при наличии
трех и более бухгалтеров на предприятии
учреждается структурное подразделение
- бухгалтерская служба.
Бухгалтерская служба является
наиболее организованной частью информационного
обеспечения управленческих решений.
Это источник документально обоснованной
и системно обеспеченной экономической
информации о фактическом наличии и
использовании имущества и ресурсов организации,
хозяйственных процессах и результатах
деятельности, долговых обязательствах,
расчетах и претензиях [2, с. 87].
Задачами бухгалтерской
службы являются:
- организация взаимоотношений с другими субъектами хозяйствования;
- поиск внутренних и внешних источников финансирования, выбрав наиболее оптимальные сочетания;
- своевременное обеспечение финансовыми ресурсами текущей деятельности организации;
- эффективное использование финансовых ресурсов;
- обеспечение своевременности платежей по обязательствам.
Конкретными
формами реализации задач является
разработка учетной политики, элементами
которой являются: финансовая политика,
кредитная политика, политика управления
денежными потоками, амортизационная
политика, дивидендная политика,
политика формирования доходов и расходов
и налоговая политика.
Деятельность бухгалтерской
службы осуществляется на основании
самых разнообразных документов:
организационных, распределительных,
платежных, учетных.
В начальный период создания
организации необходимо создать документ,
который называется «Положение о бухгалтерии».
Составляется этот документ главным бухгалтером
и утверждается руководителем организации.
В «Положении о бухгалтерии» должны быть
отражены [3, с. 64]:
- общие положения;
- структура бухгалтерской службы;
- цели и задачи;
- функции;
- права и обязанности;
- ответственность;
- взаимоотношения (служебные связи).
Раздел "Общие положения" включает:
1.1.
Бухгалтерия руководствуется действующим
законодательством Российской Федерации,
нормативно-правовыми актами и методическими
материалами, распространяющимися на
деятельность бухгалтерии, организационно-распорядительными
документами самой организации и настоящим
положением.
- Деятельность бухгалтерии осуществляется на основе текущего и перспективного планирования. Сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности работников за надлежащее исполнение возложенных на них должностных обязанностей и отдельных поручений главного бухгалтера.
- Работники отдела назначаются на должности и освобождаются от занимаемых должностей приказом руководителя организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
- Квалификационные требования, функциональные обязанности, права, ответственность работников отдела регламентируются должностными инструкциями, утверждаемыми руководителем организации [3, с.
67].
- Бухгалтерию возглавляет Главный бухгалтер, на должность которого назначается лицо, имеющее высшее профессиональное
(экономическое) образование и стаж бухгалтерско
-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее
5 лет
- В период отсутствия главного бухгалтера его обязанности исполняет назначенный приказом руководителя организации другой работник.
Во втором разделе Положения
записывается:
- Бухгалтерия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими службами и структурными подразделениями организации, а также в пределах своей компетенции со сторонними организациями.
- За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и нарушение трудовой дисциплины работники бухгалтерии несут ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
- Настоящее положение, структура и штатное расписание бухгалтерии утверждаются генеральным директором
Третий раздел
Положения посвящается целям
и задачам бухгалтерии. Его можно
начать с изложения ст. 3 Федерального
закона "О бухгалтерском учете", в котором указаны основные
задачи бухгалтерского учета (или взять
формулировки из Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации). Основные
задачи:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявлении внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
В
разделе "Функции" необходимо подробно
перечислить все работы, выполняемые бухгалтерией:
- Формирование учетной политике в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и исходя из структуры особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости;
- Работа по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы;
- Разработка форм документов внутренней бухгалтерской отчетности;
- Обеспечение порядка проведения инвентаризаций;
- Контроль за проведением хозяйственных операций;
- Обеспечение соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;
- Формирование и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественного положения, доходах и расходах;
- Разработка и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины;
- Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
- Своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
- Своевременное и правильное оформление документов;
- Обеспечение расчетов по заработной плате;
- Правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местные бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений;
- Участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводственных затрат;
- Принятие мер по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства;
- Участие в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, передача в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы;
- Обеспечение строгого соблюдения финансовой дисциплины, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив;
- Составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, другой бухгалтерской и статистической отчетности, предоставление их в установленном порядке в соответствующие органы;
- Рассмотрение и подписание главным бухгалтером документов, служащих основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, также кредитных и расчетных обязательств;
- Рассмотрение и визирование главным бухгалтером договоров и соглашений, заключаемых организацией на получение или отпуск товарно-материальных ценностей и на выполнение работ и услуг, и также приказов и распоряжений об установлении работникам должностных окладов, надбавок к заработной плате, положений о премировании и т. п.
- Права бухгалтерии:
- Требовать от руководителей структурных подразделений организации и отдельных специалистов принятия мер, направленных на повышение эффективности использования средств предприятия, обеспечение сохранности собственности предприятия, обеспечение правильной организации бухгалтерского учета;
- Вносить предложения руководству организации о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия по результатам проверок;
- Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, а также без соответствующего распоряжения руководителя организации;
- Ввести переписку по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, а также другим вопросам, входящим в компетенцию главной бухгалтерии и не требующим согласования с руководителем организации;
- Представительствовать в установленном порядке от имени организации по вопросам, относящимся к компетенции бухгалтерии во взаимоотношениях с налоговыми, финансовыми органами, органами государственных внебюджетных фондов, банками, кредитными учреждениями, иными государственными и муниципальными организациями, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями.
- Ответственность бухгалтерии:
- Ответственность за качество и своевременность выполнения функций бухгалтерии, предусмотренных настоящим Положением, несет главный бухгалтер;
- На главного бухгалтера возлагается персональная ответственность за:
- соблюдение действующего законодательства в процессе руководства бухгалтерией;
- организацию деятельности бухгалтерии по выполнению задач и функций, возложенных на бухгалтерию;
- соблюдение работниками бухгалтерии производственной и трудовой дисциплины;
- организацию в бухгалтерии оперативной и качественной подготовки документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями;
- обеспечение сохранности имущества, находящегося в бухгалтерии и соблюдение правил пожарной безопасности
- составление, утверждение и предоставление достоверной информации о деятельности производства;
- своевременное и качественное исполнение приказов генерального директора
- соответствие действующему законодательству визируемых
(подписываемых) им приказов, инструкций, положений и других документов
- своевременное осуществление корректирующих и предупреждающих действий, распространяющихся на деятельность производства;
6.3. Ответственность других
работников бухгалтерии устанавливается
соответствующими инструкциями.
Завершающими
разделами в Положении о бухгалтерии
будут "Взаимоотношения бухгалтерии
с другими структурными подразделениями".
В
разделе "Взаимоотношения" можно
указать, что бухгалтерия взаимодействует:
- со всеми структурными подразделениями по вопросам бухгалтерского учета;
- с юридической службой — по правовым вопросам, связанным с подготовкой документов;
- с кадровой службой — по вопросам подбора кадров в бухгалтерию, по расчетам заработной платы работников организации
(фирмы).
Желательно
включить пункт об обязательном представлении
кадровой службой в бухгалтерию копий
приказов по личному составу.
Завершается Положение пунктом
о порядке реорганизации бухгалтерии.
Даже
краткое изложение содержания Положения
о бухгалтерии показывает важность этого
документа, четко расписывающего порядок
работы подразделения. Это документ сложный,
многопрофильный. Чем тщательнее, детальнее
он разработан, тем четче строится и легче
организуется в дальнейшем работа бухгалтерии.
Оформляется Положение на общем бланке,
подписывается главным бухгалтером и
утверждается руководителем организации
(фирмы).