Особенности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации хозяйствующего субъекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Реорганизация предприятия - это весьма сложный процесс. Для ее успешного проведения требуется знание не только норм гражданского законодательства, но и вопросов налогообложения и бухгалтерского учета. Нарушение порядка юридического оформления реорганизации может привести к признанию реорганизации недействительной (несостоявшейся), а неправильное отражение процесса реорганизации в бухгалтерском учете может повлечь за собой серьезные ошибки в исчислении налогов и, соответственно, финансовые потери для организации, поэтому, перед тем как начать реорганизацию, необходимо провести правовой, налоговый и бухгалтерский анализ путей и механизмов ее проведения.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 152.50 Кб (Скачать)



ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» на тему:

 

«Особенности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации хозяйствующего субъекта»

 

 

 

                                                                      

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Реорганизация предприятия - это весьма сложный процесс. Для  ее успешного проведения требуется  знание не только норм гражданского законодательства, но и вопросов налогообложения и  бухгалтерского учета.

Нарушение порядка юридического оформления реорганизации может привести к признанию реорганизации недействительной (несостоявшейся), а неправильное отражение процесса реорганизации в бухгалтерском учете может повлечь за собой серьезные ошибки в исчислении налогов и, соответственно, финансовые потери для организации, поэтому, перед тем как начать реорганизацию, необходимо провести правовой, налоговый и бухгалтерский анализ путей и механизмов ее проведения.

Причины, которые  служат основанием для проведения реорганизации  юридического лица, в каждом конкретном случае различны. Например, объединение предприятий проводится для повышения конкурентоспособности.

В настоящее  время, в условиях экономического кризиса, эта тема наиболее актуальна. Каждый руководитель старается всеми возможными способами разрешить трудное финансовое положение. Тем самым, сейчас происходят реорганизации фирм, размельчение организаций, с целью того, чтобы от каких либо налогов, либо изменить условия их выплаты.

Разделение  юридического лица может стать антикризисной мерой, с помощью которой имущественное положение экономически слабого субъекта будет исправлено.

Решение о реорганизации  может быть продиктовано конфликтом между участниками юридического лица.

В некоторых  случаях реорганизация юридического лица - это требование закона.

Существует  множество и иных причин проведения реорганизации.

Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ) предусмотрено пять форм реорганизации: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование.

Перечисленные формы реорганизации имеют свои особенности, которые изложены далее. Указанные виды реорганизации оказывают существенное влияние на технику составления бухгалтерского учета в реорганизуемых организациях, так и на содержание бухгалтерской отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть I. Теоретическая часть

1. Характеристика реорганизации

 

Реорганизация — один из способов образования новых и  прекращения деятельности действующих  юридических лиц. Решение о реорганизации  принимают учредители либо уполномоченные органы юридического лица (ст. 57 ГК РФ). Реорганизация может проходить в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Порядок отражения в  бухгалтерской отчетности информации о реорганизации юридического лица, образованного в соответствии с  законодательством Российской Федерации, установлен в Методических указаниях по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций. Документ утвержден приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н.

Первый вид реорганизации  предполагает изменение процессов управления организацией, в то время как второй – смену организованно-правовой формы, состава собственников (участников, акционеров) организации, ее имущества и обязательств, собственного капитала. Изменение организационно-правовой формы является следствием реорганизации юридического лица в форме преобразования. Изменение состава собственников (участников, акционеров) организации, ее имущества и обязательств, собственного капитала является следствием реорганизации в форме присоединения, слияния, разделения, выделения.

Все формы реорганизации (кроме выделения) связаны с прекращением деятельности юридического лица (юридических  лиц). Согласно п.1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение  без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Таким образом, отличие реорганизации от ликвидации заключается в том, что при реорганизации права и обязанностей переходят к новому юридическому лицу (юридическим лицам), а ликвидация не предусматривает правопреемство. Сходство между реорганизацией и ликвидацией проявляется в необходимости в необходимости уведомления кредиторов о начале процедуры реорганизации (ликвидации), а также погашения кредиторской задолженности. Однако величина обязательств, которые могут быть предъявлены юридическому лицу (юридическим лицам) при реорганизации, не ограничена действующим законодательством (ГК РФ), в отличие от существующего порядка при ликвидации. В последнем случае величина погашаемой кредиторской задолженности не должна превышать размер имущества должника (денежных средств, полученных от продажи имущества должника). 

Отразить в отчетности сведения о реорганизации фирмы  бухгалтер сможет после того, как  получит все необходимые для  этого документы. Это:

— учредительные документы вновь образованных организаций, а также их свидетельства о государственной регистрации;

— решение о реорганизации (договор о слиянии или присоединении);

— передаточный акт или  разделительный баланс.

В решении (договоре) указывается  конкретная форма реорганизации. Этот документ составляется в произвольной форме. В нем отражаются:

1) сроки проведения  инвентаризации имущества и обязательств;

2) способ оценки передаваемого  (принимаемого) в порядке правопреемства  имущества и обязательств;

3) лицо, которое отвечает по обязательствам реорганизуемой фирмы, возникающим в результате ее текущей деятельности после утверждения передаточного акта (разделительного баланса);

4) размер и порядок  формирования уставного капитала  возникших организаций и реорганизуемой  фирмы;

5) особенности распределения  чистой прибыли реорганизуемых  фирм.

В передаточном акте (разделительном балансе) устанавливается порядок  правопреемства по всем обязательствам реорганизованного юридического лица, в том числе по обязательствам, оспариваемым сторонами (ст. 59 ГК РФ). Типовые формы передаточного акта и разделительного баланса законодательно не утверждены. Поэтому они могут быть составлены в произвольной форме.

В передаточный акт и  разделительный баланс можно включить такие приложения (п. 4 Методических указаний):

— бухгалтерскую отчетность реорганизуемой фирмы;

— акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой фирмы;

—первичные документы по передаваемому имуществу;

— расшифровки кредиторской и дебиторской задолженностей.

Учредители сами определяют способ оценки имущества, передаваемого (принимаемого) при реорганизации фирмы. Об этом сказано в пункте 7 Методических указаний. Например, основные средства и нематериальные активы можно оценивать как по остаточной, так и по текущей рыночной стоимости, а материалы и товары — по рыночной стоимости либо по фактической себестоимости. В любом случае стоимость имущества, отраженная в передаточном акте (разделительном балансе), должна совпадать с аналогичными показателями инвентарных описей.

 

2. Реорганизация в форме слияния

 

Слиянием признается создание нового юридического лица с  передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических  лиц и прекращением деятельности последних (ст. 58 ГК РФ).

Согласно пункту 15 Методических указаний при реорганизации в форме слияния на день, предшествующий внесению в Реестр записи о возникшей организации, все реорганизуемые предприятия, прекращающие свою деятельность, составляют заключительную бухгалтерскую отчетность с закрытием счетов учета прибылей и убытков.

Возникшая фирма во вступительной  бухгалтерской отчетности на дату государственной  регистрации отражает показатели согласно данным передаточного акта и построчного  объединения (суммирования) числовых показателей  заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных предприятий. При наличии непокрытых убытков прошлых лет у одной (нескольких) из объединяемых фирм эти убытки вычитаются из суммарного показателя нераспределенной прибыли других фирм.

При этом суммирование числовых показателей отчетов о прибылях и убытках предприятий, реорганизуемых в форме слияния, во вступительной бухгалтерской отчетности возникшей в результате слияния организации не производится.

Если при реорганизации  в форме слияния обязательство  прекращается из-за того, что должник и кредитор — это одно и то же лицо, во вступительный бухгалтерский баланс возникшей организации не включаются:

— числовые показатели, отражающие взаимную дебиторскую (кредиторскую) задолженность между реорганизуемыми фирмами;

— финансовые вложения одних реорганизуемых фирм в уставные капиталы других;

— иные активы и обязательства, характеризующие взаимные расчеты реорганизуемых фирм.

В соответствии с пунктом 17 Методических указаний числовые показатели отчетов о прибылях и убытках  фирм, реорганизуемых в форме слияния, во вступительной бухгалтерской отчетности возникшей организации не суммируются.

В соответствии с пунктом 19 Методических указаний, в случае, если договором о слиянии предусмотрено  увеличение или уменьшение уставного капитала возникшей организации по сравнению с суммой уставных капиталов реорганизуемых предприятий, в том числе за счет собственных источников участвующих в реорганизации в форме слияния юридических лиц (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т.д.), то во вступительной бухгалтерской отчетности возникшей организации отражается величина уставного капитала, зафиксированная в договоре о слиянии.

При этом разница подлежит урегулированию во вступительном бухгалтерском  балансе правопреемника в разделе "Капитал и резервы" числовым показателем "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

В случае если величина уставного  капитала, предусмотренная договором  о слиянии, не совпадает со стоимостью чистых активов возникшей организации, то соответствующие разницы отражаются по числовым показателям "Добавочный капитал" и "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" раздела "Капитал и резервы" вступительного бухгалтерского баланса.

 

3. Реорганизация в форме присоединения

 

Присоединением считается  прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех прав и обязанностей другому, ранее созданному юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (ст. 58 ГК РФ).

Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при такой форме реорганизации  установлены в разделе V Методических указаний.

Заключительная бухгалтерская  отчетность составляется только присоединяющейся организацией на день, предшествующий внесению в Государственный реестр записи о прекращении ее деятельности. При этом счет учета прибылей и убытков закрывается и сумма чистой прибыли присоединяющейся организации распределяется по договору о присоединении, подписанному учредителями.

Организация, к которой  присоединяются, счет учета прибылей и убытков в бухгалтерской  отчетности не закрывает (текущий отчетный год для нее не прерывается) и заключительную бухгалтерскую отчетность на дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемой организации не формирует.

Бухгалтерская отчетность правопреемника составляется на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций. Показатели такой отчетности формируются на основании данных передаточного акта путем построчного объединения числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности присоединяющихся организаций и числовых показателей бухгалтерской отчетности правопреемника (п. 23 Методических указаний).

В бухгалтерской отчетности правопреемника (на дату внесения в  ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций) отражается величина уставного капитала, зафиксированная в договоре о присоединении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Пунктом 25 Методических указаний устанавливается, что в  случае, если договором о присоединении  предусмотрено увеличение или уменьшение уставного капитала правопреемника по сравнению с суммой уставных капиталов реорганизуемых предприятий, в том числе за счет собственных источников участвующих в реорганизации в форме присоединения юридических лиц (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т.д.), то в бухгалтерской отчетности правопреемника на дату внесения в Реестр записи о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций отражается величина уставного капитала, зафиксированная в договоре о присоединении.

Информация о работе Особенности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации хозяйствующего субъекта