Особенности методов финансового и управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Управленческий учет, называемый иногда производственным или учетом затрат, представляет собой процесс подготовки информации, необходимой менеджерам для планирования и контроля текущей производственно-коммерческой деятельности. Правила управленческого учета устанавливает само предприятие, учитывающее специфику деятельности, особенности решения тех или иных управленческих задач.
Для всестороннего и полного понимания сущности управленческого учета нельзя обойти вниманием вопрос о взаимодействии и соотношении финансового и управленческого учетов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….3

Особенности методов управленческого учета………………………………………………………………………………….5

Методы финансового учета……………………………………………………………………….………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Курсов раб по бухучет 2011г.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Сыктывкарский лесной институт-филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С. М. Кирова»

 

 

Факультет экономики и управления

 

Кафедра Бухгалтерского учета, анализа, аудита

 и налогообложения

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: «Теория бухгалтерского учета»

на тему «Особенности методов финансового и управленческого учета»

 

  Выполнила:___________________ Негробова Юлия Викторовна

Студент факультета заочного обучения,

контрактная форма обучения,

2 курс, № группы 2180

Специальность: Бухгалтерский учет, анализ

и аудит

№ зач. книжки 091092

 

  Проверила:______________________ Л.В.Сластихина к.э.н., доц. 

 

Сыктывкар 2011г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………….3

 

Особенности методов  управленческого учета………………………………………………………………………………….5

 

 Методы финансового учета……………………………………………………………………….………………28

            

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….30

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………….32

 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….33

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации.

Чтобы правильно реагировать на динамичные внешние условия развития экономических процессов, на смену режима функционирования организации, на изменения номенклатуры и объема производства продукции, необходима четкая система построения бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учета. Уровень их функционирования в значительной степени определяет успешное развитие предприятия, как на российском рынке, так и во внешнеэкономической деятельности.

Финансовый учет представляет собой процесс подготовки учетной информации, пользователями которой могут быть любые юридические и физические лица, в том числе и внешние по отношению к предприятию: менеджеры, инвесторы, кредиторы, финансовые органы и др. Его ведение строго регламентировано и обязательно для каждого предприятия, осуществляющего хозяйственную деятельность, в то время как решение вопроса о создании и функционировании системы управленческого учета зависит от администрации конкретного предприятия.

Управленческий учет, называемый иногда производственным или учетом затрат, представляет собой процесс подготовки информации, необходимой менеджерам для планирования и контроля текущей производственно-коммерческой деятельности. Правила управленческого учета устанавливает само предприятие, учитывающее специфику деятельности, особенности решения тех или иных управленческих задач.

Для всестороннего и полного понимания сущности управленческого учета нельзя обойти вниманием вопрос о взаимодействии и соотношении финансового и управленческого учетов.

Финансовый учет формирует информацию, необходимую для составления финансовой отчетности: данные о доходах и расходах предприятия в поэлементном разрезе, о размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых инвестиций, состоянии источников финансирования и т.д.

Управленческий объединяет в единую систему планирование, учет и анализ затрат по видам, местам формирования и объектам калькулирования, нормативный учет на базе полной и сокращенной себестоимости, методы ее калькулирования, планирование, учет и анализ инвестиций.

И управленческий, и финансовый учет как две важнейшие информационные системы должны предусматривать методику аналитической оценки полученной информации с точки зрения возможностей использования для управленческих целей.

Вопросы организации финансового и управленческого учетов на отечественных предприятиях приобретают особую актуальность в настоящее время в связи с переходом на международные стандарты учета и отчетности. От четкости представления сущности этих подсистем, их целей, функций и задач во многом зависит успех экономической работы любого предприятия.

Между управленческим и финансовым учетом много общего, поскольку оба они используют информацию учетной системы предприятия. Однако, несмотря на наличие объединяющих признаков, эти два вида учета существенно отличаются один от другого.

Все вышеизложенное определяет актуальность темы данного исследования.

 

Особенности методов управленческого учета:                          

К методам управленческого учета относят:

-  элементы метода бухгалтерского финансового учёта (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение и отчётность);

-  индексный метод (применяемый в статистике);

-  приёмы экономического анализа;

-  математические методы.

 

 Счета, системы двойного  учёта, бухгалтерская отчётность, аудит  бухгалтерской отчётности.

1.Счета бухгалтерского учёта

(Приложение 8 – Новый  план счетов Российского учёта, Образец Западного плана счетов).

Бухгалтерский счёт (БС)– важный элемент информационной системы бухгалтерского учёта, предназначенный для группировки и хранения данных о хозяйственных операциях.

БС открываются на каждый вид актива, капитала и обязательств, доходы и расходы. Счёт имеет название, соответствующее объекту наблюдения, кодовое обозначение. В российском учёте названия счетов и их коды определяются Планом счетов, разработанным Минфином России.

2.Классификация счетов бухгалтерского учёта.

2.1. По способу выведения  сальдо

Счёт состоит из двух информационных зон, имеющих различные направления: увеличение (+) и уменьшение (-), в зависимости от изменений объекта наблюдения.

Сальдо – это остаток на счёте. Состояние объекта на начало отчётного периода – начальное сальдо; конец отчётного периода – конечное сальдо. Левая сторона счёта – Дебет; правая – Кредит (схема изображения т-образная). В соответствии с уравнением баланса сумма записей на Дебет должна быть равна сумме записей на Кредит, т.е. Дебет = Кредит.

Основная задача – определить местонахождение на счёте начального сальдо (в Дт или в Кт). А далее, если показатели, увеличивают значение начального показателя, то их величину записывают с той же стороны, что и начальное сальдо, если уменьшают – с противоположной стороны.

Расположение начального сальдо для счетов зависит от расположения их объектов учёта в бухгалтерском балансе.

Основное балансовое уравнение:

Активы = Капитал собственника + Обязательства

Пассивы

Т.е. баланс – это равенство.

Активы в международной практике – ресурсы, контролируемые предприятием, являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод.

Активы – это направления размещения денежных средств (куда предприятие вкладывает).

Обязательства – также результат прошлых событий и источник уменьшения экономических выгод предприятия (долги, погашение которых неизбежно).

Капитал – активы за минусом обязательств.

Обязательства + Капитал = Пассивы.

Пассивы - источники формирования (откуда предприятие берёт денежные средства).

Согласно данным определениям, счета различаются: на счета актива (дебетовые) и счета пассива (кредитовые).

Если рассматривать форму баланса (Приложение 9 – Форма 1), то активы располагаются слева, а пассивы – справа, следовательно, начальное сальдо и увеличение на счетах активов – слева (по дебету), начальное сальдо и уменьшение на счетах пассивов – справа (по кредиту).

Ещё раз:

1)                 Чтобы увеличить сальдо счёта, надо сделать запись на той же стороне (левой или правой) на которой этот счёт помещён в балансе;

2)                 Чтобы уменьшить сальдо счёта, надо сделать запись на стороне противоположной той, на которой этот счёт помещён в балансе.

Пример: Учёт УК (УК внесён денежными средствами – 10 000 руб.)

1. (Сч.80) «УК»                   2.(Сч.75) «Расчёты  с учредителями»                                     3.(Сч.51) «Расчётный   счёт»

Дт                           Кт                        Дт                       Кт                                     Дт                            Кт

10 000                    10 000  10 000                10 000 

Дт 75 – Кт 80 = 10 000                                    Актив                                Пассив

Дт 51 – Кт 75 = 10 000                                    10 000                                10 000

Итоговый показатель по всем записям на каждой стороне называется оборотом по счёту (ДО и КО).

Перечень БС, открываемых в течение отчётного периода, называется Главной книгой.

Кроме счетов с Дт и Кт (одним) сальдо применяются счета, у которых возможно два сальдо по Дт и по Кт одновременно. Называются активно-пассивные или дебетово-кредитовые. На них учитываются два объекта: один относится к активам, другой – к пассивам /Сч.75 «Расчёты с учредителями», СДт – задолженность учредителей перед предприятием по взносам в УК; СКт – задолженность предприятия перед учредителями по выплате дохода (дивидендов).

2.2. Уровню обобщения  информации.

Синтетические и аналитические счета.

Синтетические – отражают обобщённые характеристики объектов БУ (данные о капитале, обязательствах и активах), содержат только стоимостную оценку.

Аналитические счета – отражают детализированные характеристики, как стоимостная, так и не денежная оценка.

(Пример: Сч.70 с аналитикой  за месяц – Иванов, Петров, Сидоров)

Синтетические счета – счета 1-го порядка;

Субсчета – счета 2-го ….n-го порядка;

Объект аналитического учёта (Пример:      Сч.75.1-субсчёт «Расчёты по вкладам в УК»                                                                         

 Сч.75.2.- субсчёт «Расчёты  по выплате доходов»                                                                         

 Аналитический учёт  по каждому учредителю;

Сч. 10 «Материалы» - n-е к-во субсчетов).

Обязательная взаимосвязь – итоги оборотов и сальдо аналитических счетов равны итогу оборотов и сальдо синтетического счёта, к которому они открыты (см. пример с з/пл.)

Каждый синтетический счёт вместе с принадлежащими ему аналитическими счетами образуют самостоятельную информационную систему. Количество синтетических счетов ограничено Планом счетов, а количество субсчетов и счетов аналитического учёта предприятие устанавливает самостоятельно, закрепляя свой рабочий план счетов в учётной политике.

2.3. Экономическому содержанию  и влиянию на баланс.

Балансовые и забалансовые счета.

Балансовые счета – которые непосредственно отражаются в балансе или те, которые участвуют в формировании бухгалтерского баланса, открываются в течение отчётного периода, а в конце закрываются (Сч.90.1,90.2).

Забалансовые счета учитывают ресурсы, события, которые не оказывают влияния на показатели бухгалтерского баланса (арендованные ОС, ТМЦ, принятые на ответственное хранение…). По ним невозможна двойная запись.

Необходимо заметить, что в соответствии с планом счетов. 10 резервных счетов раздела «затраты на производство» могут быть выделены в самостоятельный раздел и использоваться для кодировки управленческого бухгалтерского учёта.

Счета бухгалтерского учёта также подразделяются на

-  имущественные;

-  расчётные;

-  фондовые;

-  операционные;

-  финансово-результатные.

2.4. Счета Западного учёта.

Отсутствие стандартного Плана счетов основано на принципе «полезности» информации. Предприятие открывает столько счетов учёта, сколько требуется для подготовки финансовой отчётности. Нумерация счетов также исходит из расположения статей отчётности. Сначала нумеруются балансовые счета, затем счета отчёта о прибылях и убытках, например:

-  1…. Активы;

-  2.…Обязательства

-  3….Капитал;

-  4….Доходы;

-  5….Расходы.

Пример формирование номера для аналитического учёта:

[счёт/субсчёт] - [вид деятельности] - [отдел]…..

План счетов и Инструкцию по его применению разрабатывает главный бухгалтер предприятие.

3.Двойная запись.

В основе принципа двойной записи лежит экономическая теория, согласно которой ничего не возникает из ничего, материя переходит из одного состояние в другое.

Счета, на которых учитываются объекты бухгалтерского наблюдения, вступают между собой во взаимосвязь – в корреспонденцию.

Корреспонденция счетов и величина изменения конкретного хозяйственного факта называются бухгалтерской проводкой.

Пример: 1). см. с УК;                

2). Дт 50 «Касса» - Кт 62.2 «Расчёты  с покупателями, авансы полученные»                 

- 5 000 «Фирма Х внесла  аванс денежными средствами за  товары в кассу»                

  Дт 71 «Расч. с п/отчёт.лицами» - Кт 50 «Касса»                

 - 5 000 «Выдано под отчёт на х/нужды Петрову»                

3). Поступили материалы  на сумму 120 руб.. в т.ч. НДС (20%)- 20 руб.

Дт 19 «НДС по приобретённым ценностям» - Кт 60 «Расч. с пост., подр.»                 

- 20 «НДС по поступившим  материалам»                

 Дт 10 «Материалы» - Кт 60 «Расч. с пост., подр.»                

- 100 «Оприходованы материалы».

Разноска по счетам Западного учёта осуществляется также по принципу двойной записи, но в основе лежит принцип балансового уравнения, которое имеет вид:

Информация о работе Особенности методов финансового и управленческого учета