Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности на предприятиях малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в российской учетной системе юридически закреплено свое представление об отчетности. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129ФЗ определено, что бухгалтерская отчетность — это единая система учетных данных об имуществе, обязательствах, а также результатах хозяйственной деятельности, составляемых на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Из этого определения следует, что данные, отраженные в бухгалтерской отчетности, по существу представляют особый вид учетных записей, являющихся извлечением из текущего учета итоговых данных о состоянии и результатах деятельности организации (хозяйствующего субъекта) за определенный период.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….3
Сущность бухгалтерской (финансовой) отчетности………………....4
Предприятия малого бизнеса……………………………………………8
2.1. Субъекты малого предпринимательства. Критерии признания предприятия малым……………………………………………………………9
2.2. Порядок государственной регистрации субъектов малого бизнеса…………………………………………………………………………...13
2.3. Льготы по налогообложению для субъектов малого бизнеса….14
3. Особенности бухгалтерского учета, налогообложения и отчетности предприятий малого бизнеса……………………………………………….16
3.1. Применение субъектами малого предпринимательства общепринятой системы бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения……………………………………………………………...16
3.1.1. Бухгалтерский учет и налогообложение………………………16
3.1.2. Особенности бухгалтерской отчетности…………………......18
3.2. Применение субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности……………18
3.3. Бухгалтерский учет и налогообложение на малых предприятиях плательщиках единого налога на вмененный доход………………………20
Заключение……………………………………………………………………...22
Список литературы ……………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

Курсовой БФО.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Юридические лица, являющиеся коммерческими  организациями, могут создаваться  в следующих организационно - правовых формах: хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Необходимо оговориться, что в качестве субъектов малого предпринимательства не могут выступать государственные и муниципальные унитарные предприятия, так как уставный фонд таких предприятий создается полностью за счет государственного или муниципального имущества и является неделимым. Таким образом, статусом малого предприятия может обладать юридическое лицо, созданное в форме полного или коммандитного товарищества, общества с ограниченной либо с дополнительной ответственностью, открытого либо закрытого акционерного общества, производственного кооператива.

В соответствии с Законом к субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Статья 23 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Указанные субъекты должны соответствовать трем критериям:

    • во-первых, состава учредителей (собственников, участников) и доли их участия в уставном капитале;
    • во-вторых, средней численности работников;
    • в-третьих, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов.

Рассмотрим каждый критерий более подробно.

Первый критерий применяется только в отношении организаций. В их уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Если в составе участников общества есть одно или несколько юридических  лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, то доля их участия не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)). Причем эта норма применяется при условии, что исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности принадлежат следующим учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ:

    • бюджетным научным учреждениям;
    • научным учреждениям, созданным государственными академиями наук;
    • бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования;
    • образовательным учреждениям высшего профессионального образования, созданным государственными академиями наук.

Второй критерий. Средняя численность работников организации определяется за предшествующий календарный год. В организации малого бизнеса эта величина не должна превышать 100 человек включительно. Данный показатель определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе тех, кто работает по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Третий критерий. Показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) формируется без учета НДС. Выручка определяется за предшествующий календарный год по данным налогового учета. Для малых предприятий предельное значение этого показателя составляет 400 млн руб. В показатель балансовой стоимости активов включается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов. Указанные сведения определяются по данным бухучета за предшествующий календарный год. Предельные значения этого показателя Правительством РФ не установлены. Поэтому данный критерий при определении статуса малого предприятия не применяется.

Субъект малого бизнеса утрачивает свой статус, только если у него превышены предельные значения по второму и (или) третьему критериям в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Аналогичным образом организация, не имевшая ранее статуса малого предприятия, может стать субъектом малого бизнеса, если она соответствует указанным выше критериям в течение двух лет подряд.

2.2. Порядок государственной регистрации субъектов малого бизнеса

Статья 4 Закона предусматривает, что субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления установленного Правительством РФ образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством.

Для государственной  регистрации предприятию в регистрирующий орган необходимо представить следующие  документы:

    • заявление о регистрации предприятия, составленное в произвольной форме и подписанное учредителем (учредителями) предприятия;
    • утвержденный учредителем (учредителями) устав предприятия;
    • решение о создании предприятия или договор учредителей;
    • документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала (фонда) предприятия, указанного в решении о создании предприятия или договоре учредителей;
    • свидетельство об уплате государственной пошлины.

При этом следует отметить, что для государственной регистрации  полных товариществ не требуется  представления устава. В случаях  создания предприятия одним учредителем  решением о создании предприятия считается утвержденный им устав предприятия.

Необходимо отметить, что при  государственной регистрации предприятия  не допускается требование гарантийных  писем и иных документов, подтверждающих его местонахождение, указанное  в учредительных документах (уставе) предприятия.

Максимальный срок регистрации  составляет три дня с даты представления  необходимых документов либо 30 календарных  дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылке  учредительных документов.

Индивидуальный предприниматель должен представить для государственной регистрации:

    • заявление, составленное по установленной форме;
    • документ об уплате регистрационного сбора.

При направлении документов для государственной регистрации  по почте к документам прикладывается конверт с обратным адресом и знаками оплаты почтового перевода.

Государственная регистрация  предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день представления документов либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте. В тот же срок заявителю выдается (высылается по почте) бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя.

2.3. Льготы по налогообложению для субъектов малого бизнеса.

Одной из форм поддержки  и развития малого предпринимательства  в Российской Федерации является предоставление субъектам малого предпринимательства  льгот по налогообложению. Цель установления налоговых льгот - сокращение размера  налогового обязательства налогоплательщика и тем самым экономическое стимулирование его финансово - хозяйственной деятельности.

В зависимости от того, на корректировку какого элемента структуры  налога они направлены, льготы можно  разделить на:

    • изъятия - освобождение от налогообложения определенных объектов, категорий налогоплательщиков;
    • скидки - уменьшение налогооблагаемой базы;
    • снижение ставки налога.

Еще одна важная особенность  налоговых льгот - они не могут  иметь индивидуальный характер. Иными  словами, налоговая льгота не может быть предоставлена отдельному налогоплательщику, она предоставляется определенной категории налогоплательщиков, например малым предприятиям, предприятиям, использующим труд инвалидов или реализующим определенные виды продукции, и т.п.

Наиболее известные и широко применяемые на практике это льготы по налогу на прибыль и льготы по НДС.

1. Льготы по  налогу на прибыль

Суть льготы по налогу на прибыль заключается в том, что в первые два года работы (днем начала работы считается день его  государственной регистрации) не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие следующие виды деятельности:

    • производство и одновременно переработку сельскохозяйственной продукции;
    • производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
    • строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно - строительные работы).

2. Льготы по  НДС

В соответствии с п.1 ст.5 Закона о НДС не облагаются в полном объеме платежи малых предприятий по лизинговым сделкам.

Лизинговые платежи - это плата лизингополучателя за владение и пользование предоставленным по договору лизинга имуществом, уплачиваемая лизингодателю.

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  бухгалтерского учета, налогообложения  и отчетности предприятий малого  бизнеса.

3.1. Применение субъектами малого предпринимательства общепринятой системы бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения.

3.1.1. Бухгалтерский учет и налогообложение.

Малые предприятия, применяющие  общепринятую систему бухгалтерского учета и налогообложения, могут  по своему выбору вести бухгалтерский учет как в общеустановленном порядке (т.е. в порядке, установленном действующим законодательством для всех предприятий и организаций), так и по упрощенной форме.

Субъектам малого предпринимательства  рекомендованы в качестве предпочтительных следующие организационные формы ведения бухгалтерского учета (в зависимости от объема учетной работы):

  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично руководителем.

Также можно сократить количество синтетических счетов в принимаемом субъектом малого бизнеса рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Сокращенный план счетов представлен в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Упрощенный вариант рабочего 
плана счетов

Счета, которые можно заменить

Производственные  запасы

Счет 10 "Материалы"        

- счет 07 "Оборудование к установке"; 
- счет 10 "Материалы"; 
- счет 11 "Животные на выращивании и откорме"

Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг)

Счет 20 "Основное           производство"              

- счет 20 "Основное производство"; 
- счет 23 "Вспомогательные производства"; 
- счет 25 "Общепроизводственные расходы"; 
- счет 26 "Общехозяйственные расходы"; 
- счет 28 "Брак в производстве"; 
- счет 29 "Обслуживающие производства и 
хозяйства"

Готовая продукция и товары

Счет 41 "Товары"           

- счет 41 "Товары"; 
- счет 43 "Готовая продукция"

Дебиторская и кредиторская задолженность

Счет 76 "Расчеты с разными  
дебиторами и кредиторами"  

- счет 62 "Расчеты с покупателями  и 
заказчиками"; 
- счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами"; 
- счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим 
операциям"; 
- счет 75 "Расчеты с учредителями"; 
- счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и 
кредиторами"; 
- счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты"

Денежные  средства в банках

Счет 51 "Расчетные счета"  

- счет 51 "Расчетные счета"; 
- счет 52 "Валютные счета"; 
- счет 55 "Специальные счета в банках"; 
- счет 57 "Переводы в пути"

Капитал

Счет 80 "Уставный капитал" 

- счет 80 "Уставный капитал"; 
- счет 82 "Резервный капитал"; 
- счет 83 "Добавочный капитал"

Финансовые  результаты

Счет 99 "Прибыли и убытки" 

- счет 90 "Продажи"; 
- счет 91 "Прочие доходы и расходы"; 
- счет 99 "Прибыли и убытки"


3.1.2. Особенности бухгалтерской отчетности.

Обязанность организаций - субъектов малого предпринимательства, находящихся на общем режиме налогообложения, составлять и представлять в налоговые  органы по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность установлена законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности на предприятиях малого бизнеса