Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:54, контрольная работа
В бухгалтерском учете всех субъектов экономики имеется, правда, и много общего: на всех распространяется действие Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», сходны предмет, объекты, основные задачи бухучета, ряд элементов метода бухгалтерского учета с определенными особенностями: принцип использования документации, инвентаризация, баланс, двойная запись по счетам; другие элементы — сами счета и отчетность — отличны.
1. Особенности бухгалтерского учета в кредитной организации
Бухгалтерский
учет кредитных организаций
В бухгалтерском учете всех субъектов экономики имеется, правда, и много общего: на всех распространяется действие Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», сходны предмет, объекты, основные задачи бухучета, ряд элементов метода бухгалтерского учета с определенными особенностями: принцип использования документации, инвентаризация, баланс, двойная запись по счетам; другие элементы — сами счета и отчетность — отличны.
Для оценки эффективности системы бухгалтерского учета необходимо изучить, наряду с другими элементами системы бухгалтерского учета, учетную политику коммерческого банка. Однако точки зрения на содержание учетной политики коммерческого банка и на методологические основы ее формирования существуют разные, в связи с чем банки испытывают определенные затруднения при формировании и реализации своей учетной политики.
В соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете” все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и особенностей деятельности.
Согласно Правилам ведения бухгалтерского учета разработка и утверждение учетной политики является обязанностью каждого коммерческого банка. Банки разрабатывают и утверждают учетную политику, основанную на Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации и правилах бухгалтерского учета, изложенных в инструкциях и нормативных актах Центрального банка Российской Федерации. (3, с. 36-37)
При формировании учетной политики коммерческого банка по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организацией осуществляется разработка соответствующего способа, исходя из, положений по бухгалтерскому учету.
Путем принятия учетной политики банка нельзя закрепить самостоятельно разработанный способ учета, применение которого приведет к нарушению требований нормативных актов Банка России. Поэтому предложенный Л. Смирновой способ учета доходов и расходов коммерческого банка при операциях с собственными акциями с использованием счетов по учету доходов и расходов будущих периодов не может быть примененным в практике деятельности, так как отнесение сумм на указанные счета осуществляется только в случаях и порядке, предусмотренных в нормативных документах Банка России.
Таким образом, целями разработки учетной политики коммерческого банка являются:
- конкретизация
порядка использования
- придание нормативного
статуса самостоятельно
- установление
механизмов реализации
В силу имеющихся различий между бухгалтерским, налоговым и управленческим учетом, учетная политика, по нашему мнению, должна являться связующим звеном между указанными видами учета, обеспечить возможность составления консолидированной отчетности в организациях, имеющих филиалы и дочерние компании, а также обеспечить однозначное толкование финансовых результатов деятельности как внутренними, так и внешними пользователями отчетности. В пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету коммерческий банк должен раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователями бухгалтерской отчетности – собственниками банка, реальными и потенциальными инвесторами, поставщиками и подрядчиками, работниками банка и т.д.
В соответствии с положением “Учетная политика организации” формирование учетной политики основывается на допущениях об имущественной обособленности организации, непрерывности ее деятельности в обозримом будущем, последовательности применения правил учета и временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Последнее допущение устанавливает, что факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты средств, связанных с этими фактами. Кроме того, учетная политика организации должна обеспечить большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов, и ведение учета исходя из экономического содержания фактов хозяйственной деятельности, а не их юридической формы.
Для целей налогового
учета в учетной политике банком
закрепляются варианты исчисления и
уплаты налогов, выбранные из допускаемых
налоговым законодательством. Для
организации управленческого
Как следует из вышесказанного, учетная политика должна как минимум содержать следующие элементы, описывающие выбранные коммерческим банком способы организации и ведения учета, оценки имущества и обязательств, создания и хранения документов и баз данных из допустимых нормативными документами. (3, с. 42-46)
2.Организация аналитической работы в банке
Можно выделить
следующие основные направления
организации аналитической
1. Анализ данных аналитического учета, в том числе лицевых счетов, журналов, картотек; анализ соответствия данных аналитического учета данным синтетического учета, включая ежедневные балансы (сводки оборотов и остатков), кассовые и бухгалтерские журналы, сводные карточки, проверочные и оборотные ведомости.
2. Анализ банковского баланса и других сводных форм отчетности, финансовых результатов деятельности банка, а также состояния учета и отчетности.
3. Анализ состояния операционных, хозяйственных договоров и учредительных документов.
Аналитическая работа по интерпретации имеющейся информации проходит в несколько этапов, различающихся по составу и трудоемкости. Анализ начинается с предварительного этапа, в рамках которого происходят чтение баланса и его подготовка к дальнейшей работе. Производятся структурирование статей, группировка статей активов и пассивов в соответствии с заданными критериями, проверка соответствия отдельных групп актива и пассива баланса по строкам, видам затрат и их источникам, категориям контрагентов; проверяется соблюдение нормативных требований Центрального банка и внутренних правил и процедур банка (рис. 1).
Рисунок 1. – Основные направления аналитической работы в банке
После этого выполняется расчет оценочных и нормативных показателей, определяются виды и количество сводных таблиц показателей, их реквизиты, порядок и группировки. Затем выбираются массивы иллюстрируемой информации, формы наглядного изображения материала. На этом заканчивается предварительный этап анализа.
Второй этап является собственно-аналитическим. На этом этапе описываются полученные расчетные данные показателей объемов, структуры, динамики, взаимосвязи анализируемых показателей и готовится заключение по итогам аналитической работы.
Последним является
заключительный этап, когда привлекаются
разные эксперты для оценки результатов
анализа и выработки
К основным направлениям анализа баланса коммерческого банка, проводимого на предварительном этапе, можно отнести следующие:
• анализ структуры пассивных операций (операций по привлечению средств);
• анализ структуры активных операций (операции по размещению собственных, привлеченных и заемных средств);
• анализ финансовых результатов деятельности коммерческого банка;
• анализ качества управления кредитной организацией. (1, с. 29-32)
В качестве метода анализа банковского баланса применяется метод сравнения. Его использование позволяет определить причины и степень воздействия динамических изменений и отклонений по статьям на ликвидность банка и прибыльность его операций, выявить резервы повышения эффективности. Сравнительный анализ можно проводить как на внутрибанковском уровне (сравнивать два периода), так и на межбанковском уровне (сопоставляя отчетность). При этом чем шире круг взятых для сравнения банков, тем больше возможность совершенствования деятельности.
Широко распространенным методом анализа является метод группировки, позволяющий путем систематизации по различным критериям статей баланса вскрыть экономическую сущность наблюдаемых явлений и процессов. Группировка может быть проведена, например, сточки зрения долго- и краткосрочных кредитных вложений; сроков активно-пассивных операций; собственных и привлеченных ресурсов банка; по степени ликвидности и т.д.
Метод коэффициентов призван выявлять количественную взаимосвязь между различными статьями, разделами и группами статей баланса с целью выяснения их удельных весов. Данный метод используется для контроля над уровнем ликвидности коммерческого банка со стороны Центрального банка. Основными факторами, определяющими уровень коэффициентов ликвидности, являются сроки и виды активно-пассивных операций, категория экономических контрагентов, а также гарантированность возврата денежных вложений и стабильности их источников. Уровень риска активов и степень надежности пассивов играют более важную роль, нежели соблюдение установленного соотношения соответствующих активных и пассивных статей по срокам. Существует значительное число критериев классификации анализа банковского баланса.
По спектру
изучаемых вопросов различают полный
и тематический анализ. При тематическом
анализе рассматривается
По целям и характеру исследований выделяют предварительный, оперативный, итоговый и перспективный анализ.
Предварительный анализ проводится на предмет выявления возможности проведения той или иной банковской операции.
Оперативный анализ используется в целях соблюдения нормативов ликвидности и других показателей. Он также проводится при необходимости принятия неотложных мер.
Итоговый анализ дает оценку эффективности деятельности банка за определенный период, а также выявляет резервы повышения доходности.
Перспективный анализ проводится для прогнозирования конъюнктуры, а его результаты используются при формировании дальнейших направлений денежно-кредитной политики.
В зависимости от объекта исследования можно выделить функциональный, структурный, операционно-стоимостной и народнохозяйственный анализ.
Функциональный анализ помогает выявить специализацию банка, определить его место в банковской системе, а также перспективы развития и смены роли в этой системе.
Операционно-стоимостной анализ позволяет классифицировать операции банка по их стоимости и рентабельности, модифицировать депозитно-ссудную политику банка по отношению к конкретным контрагентам с целью повышения ее эффективности.
Народнохозяйственный анализ вскрывает масштабность активно-пассивных операций и определяет роль данного исследуемого банка в формировании денежной массы и ссудного фонда страны. Анализ масштабности проводится путем сравнения масштабов конкретных операций банка со средним их уровнем по банковской системе в целом.
Структурный анализ проводится по видам банковских операций. С его помощью определяются состав и удельный вес экономических контрагентов по активным и пассивным операциям. (1, с. 49-53)
3.
Аналитического и
3.1. Особенности аналитического и синтетического учета в банках.
Бухучет в банке ведется в двух направлениях: синтетический учет — учет обобщенных данных бухучета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам. Ведется на синтетических счетах бухучета. Документы (регистры) синтетического учета: ежедневный баланс, ежедневная оборотная ведомость.
Аналитический учет — учет, который ведется на лицевых аналитических счетах бухучета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. Документы (регистры) аналитического учета: лицевые счета, ведомость остатков, ведомость остатков размещенных средств.
Информация о работе Особенности бухгалтерского учета в кредитной организации