Особенности бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:18, контрольная работа

Краткое описание

Экономические преобразования в России явились предпосылкой реформирования бухгалтерского учета. За последние годы в стране разработана Концепция бухгалтерского учета, создана нормативная база его регулирования, принят новый Бюджетный кодекс и План счетов, инструктивные материалы и т. д., обусловившие повышение информативности учета и прозрачность финансовой отчетности.

Файлы: 1 файл

НАУЧНАЯ РАБОТА_бух.учет.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

     Особенности бухгалтерского учета  в бюджетных учреждениях  

     Экономические преобразования в России явились  предпосылкой реформирования бухгалтерского учета. За последние годы в стране разработана Концепция бухгалтерского учета, создана нормативная база его регулирования, принят новый Бюджетный кодекс и План счетов, инструктивные материалы и т. д., обусловившие повышение информативности учета и прозрачность финансовой отчетности.

     Вместе  с тем бухгалтерский бюджетный  учет и отчетность содержат далеко не полную информацию, необходимую пользователям для разработки управленческих решений. Поэтому бухгалтерский учет и отчетность в бюджетных учреждениях нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

     Недостаточная разработанность теоретических  и практических аспектов бухгалтерского учета и контроля в бюджетных учреждениях в изменившихся условиях, низкая действенность контроля целевого характера использования бюджетных средств, дискуссионность отдельных положений определяют актуальность исследования.

     Для рассмотрения вопроса о бухгалтерском учете в бюджетных организациях необходимо понимать, что же это за учреждения и чем они отличаются от других предприятий. Бюджетными организациями принято называть учреждения, которые финансируются из государственного, а если быть более точными федеративного или местного бюджетов. По этой причине становится понятным, что в бюджетных организациях к источникам формирования финансовых ресурсов относятся прибыль и финансирование.

     Следует обратить внимание на то, что отличие  заключается не только в самих деталях учета, но и в системе кодирования, что означает следующее. В бюджетных организациях используют план счетов для учета выполнения сметы затрат, который кардинально отличается от плана счетов, применяемого, к примеру, предприятиями малого бизнеса при ведении бухгалтерского учета.

     Согласно  Бюджетному кодексу Российской Федерации  одним из главных принципов, на которых  основана Бюджетная система Российской Федерации, является единство бюджетной  системы Российской Федерации.

     Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

     С 1 января 2011 года приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета и  Инструкция по его применению, предназначенные  для ведения в едином порядке  учета органами государственной  власти, местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук и учреждениями. Это связано с изменениями в законодательстве, направленными на совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений: c начала 2011 года таковыми признаются: бюджетные и казенные учреждения.

     Отнесение организаций к бюджетным определяется уставом, учредительными документами, а также соответствующим финансовым органом.

     Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти,  органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений, и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

     Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет  специфические особенности, обусловленные  законодательством о бюджетном  устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету  в бюджетных учреждениях,  другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:

     ·      контроль исполнения сметы расходов;

     ·      выведение в учете кассовых и  фактических расходов;

     ·      организацию учета в разрезе  статей бюджетной классификации;

     ·     строгое соответствие учета и  отчетности требованиям нормативных  документов;

     ·      отраслевую специфику учета.

     Отличительной особенностью бухгалтерского учета  бюджетных учреждений является то, что все расходы учреждения должны производиться в строгом соответствии с утвержденной для него в установленном порядке смете расходов.

     Смета расходов – основной плановый и  финансовый документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание.

     Средства  из бюджета на содержание учреждения и проведение мероприятий выделяются на основе утвержденных смет. Предусмотренные  в сметах ассигнования являются предельными  и расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.

     Форма сметы, основные показатели, по которым  составляется смета расходов, нормы  и расценка для определения размера  расходов сообщаются вышестоящими организациями.

     Смета составляется в начале года, в ней  указывается общая сумма необходимых  средств, а также сумма планируемых  внебюджетных доходов, основные направления  расходования с разбивкой поквартально. Все расходы, включаемые в смету, группируются по видам и целевому назначению, при определении суммы строго соблюдается режим экономии. При составлении проекта сметы для обоснования требуемых сумм расходов дают более подробную номенклатуру расходов, выделяя внутри статьи отдельные расходы.

     Утвержденные сметы расходов оформляются подписями руководителя учреждения и главного бухгалтера. При утверждении сметы проверяется необходимость и целесообразность предусмотренных расходов, соответствие их объему работы учреждения, соблюдение норм расходов. Утверждение сметы расходов бюджетного учреждения производится после утверждения соответствующего бюджета, в данном случае – федерального.

     Существенное  влияние на правоспособность некоторых  видов бюджетных учреждений оказывает  практика централизации бухгалтерского учета.

     В случаях отсутствия в некоторых  учреждениях самостоятельного структурного подразделения бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов ведется в зависимости от объема учетной работы централизованной бухгалтерией или бухгалтером при вышестоящей организации.

     При централизации бухгалтерского учета  сметное планирование и расходование денежных средств подчиняются специальным правилам.

     Вместе  с тем все бухгалтерские документы, связанные с исполнением смет доходов и расходов по бюджетным  средствам подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, а руководителям обслуживаемых учреждений централизованная бухгалтерия представляет только сведения об исполнении смет доходов и расходов.

     Таким образом, правоспособность бюджетных учреждений, входящих в систему централизованного бухгалтерского учета, еще более ограничена по сравнению с объемом, предусмотренным не только Гражданским, но и Бюджетным кодексами: они фактически лишены возможности распоряжаться денежными средствами, полученными по смете.

     В связи с этим следует отметить, что важным направлением в части  финансирования бюджетных учреждений является проблема рационального использования  бюджетных средств.

     Финансовое  обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. Подробно регламентированы порядок формирования государственных (муниципальных) заданий и порядок финансового обеспечения их выполнения, порядок определения особо ценного движимого имущества и крупных сделок, распоряжаться которым и совершать которые бюджетные учреждения вправе только с согласия собственника учреждения, перечень обязательных для опубликования сведений о деятельности бюджетного учреждения.

       Отсюда вытекают основные задачи бухгалтерского учета в бюджетных организациях:

     1. Организация бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными актами.

     2. Использование передовых форм  и методов бухгалтерского учета  в обработке информации на  базе широкого применения современной  вычислительной техники.

     3. Осуществление предварительного контроля за своевременным правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций.

     4. Формирование полной и достоверной  информации о деятельности организации  и ее имущественном положении,  необходимой внутренним и внешним  пользователям.

     5. Предотвращение отрицательного результата хозяйственной деятельности и образование резервов для обеспечения финансовой устойчивости.

     6. Точное утверждение и целевое  использование бюджета.

     Ответственность за соблюдение правил бюджетной дисциплины и правильную организацию БУ в бюджетных учреждениях несут руководитель учреждения и главный бухгалтер.

       Единый план счетов предназначен для упорядоченного сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных академий наук, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, и полученных по указанным операциям финансовых результатах.

      На основе соответствующего Плана счетов и Инструкции по его применению, учреждением разрабатывается и утверждается рабочий план счетов бухгалтерского  учета.

     Аналитические коды в номере счета Рабочего плана счетов отражаются:

     в 1-17 разрядах – аналитический код  по классификационному признаку поступлений  и выбытий;

     в 18 разряде – код вида финансового  обеспечения (деятельности);

     в 24-26 разрядах – аналитический код  вида поступлений, выбытий объекта  учета.

     В 19-23 разрядах номера счета Рабочего плана счетов отражается синтетический  код счета Единого плана счетов.

     В целях организации и ведения  бухгалтерского учета, утверждения  Рабочего плана счетов применяются  следующие коды вида финансового  обеспечения (деятельности):

     для государственных (муниципальных) учреждений, финансовых органов соответствующих  бюджетов, и органов, осуществляющих их кассовое обслуживание:

     1 – деятельность, осуществляемая  за счет средств соответствующего  бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность);

     2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

     3 – средства во временном распоряжении;

     4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

     5 – субсидии на иные цели;

     6 – бюджетные инвестиции;

     7 – средства по обязательному  медицинскому страхованию;

     8 – средства некоммерческих организаций  на лицевых счетах;

     9 – средства некоммерческих организаций  на отдельных лицевых счетах.

     Единый  план счетов состоит из  пяти  разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях  составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для формирования государственного задания, бюджетной сметы учреждения:

     1. Нефинансовые активы. Счета данного раздела предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований, бюджетных  и автономных учреждений и относящегося к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну, иным видам материальных ценностей, а также об операциях, связанных с их выбытием, получением, созданием

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях