Особенности бухгалтерского учета малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в разработке рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета для конкретного предприятия – ОАО «Водстрой».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства………………………………………………………………..6

1.1 Правовые основы функционирования малых предприятий и общие принципы организации бухгалтерского учета……………………………………..6

1.2 Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях……...13

1.3 Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий………………………………………………………………………...20

2. Анализ бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства на примере ОАО «Водстрой»………………………………………………………....24

2.1 Характеристика ОАО «Водстрой»…………………………………………….24

2.2 Учетная политика ОАО «Водстрой»......…………………………………...…27

2.3 Особенности ведения бухгалтерского учета в ОАО «Водстрой»…………...35

2.4 Анализ бухгалтерского учета ОАО «Водстрой»……………………………..38

Заключение……………………………………………………………………….....40

Список литературы…………………………………………………………………42

Файлы: 1 файл

АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

     Все затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг на малых предприятиях рекомендуется учитывать на счете 20 “Основное производство”. При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.).

     Если  ремонтные работы выполняются подрядным  способом, то затраты на ремонт рекомендуется  включать в состав общехозяйственных расходов [29].

     При кассовом методе учета доходов и  расходов затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), отражаются на счете 20 “Основное производство” только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. Фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (работ, услуг) отражается обособленно на дебете счета 41 “Товары” до момента поступления денежных средств [8].

     При поступлении денежных средств дебетуют счета учета денежных средств и кредитуют счет 90 “Продажи”, после этого списывают себестоимость проданной продукции (работ, услуг) с кредита счета 41 в дебет счета 90.

     В случае выполнения своих обязательств покупателем иным способом (по договору мены, зачету взаимной задолженности и т.п.) кредитовая запись по счету 90 “Продажи” корреспондируется с дебетом счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”.

     Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета, недлительный цикл производственного процесса и  учитывающие общехозяйственные расходы обособленно от прямых, могут списывать общехозяйственные расходы на затраты по продаже продукции (счет 90 “Продажи”). При таком списании производственная себестоимость продукции исчисляется без учета общехозяйственных расходов и будет несопоставима с производственной себестоимостью предприятий, не учитывающих общехозяйственные расходы на отдельном синтетическом счете.

     Учет  готовой продукции и товаров  осуществляется на счете 41 “Товары”.

     Товары, приобретаемые для продажи, принимаются  к учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной себестоимости.

     Учет  продажи продукции (работ, услуг) и  любого другого имущества малого предприятия, а также определение финансового результата по этим операциям осуществляются на счете 90 “Продажи”.

     Финансовые  результаты и их использование могут  учитываться непосредственно на счете 99 “Прибыли и убытки”.

     В течение года суммы прибыли и  ее использование отражаются в соответствующем  регистре развернуто: по кредиту счета  нарастающим итогом показывают прибыль, а по дебету счета — ее использование.

     По  окончании года на дату составления  бухгалтерской отчетности оставшаяся часть прибыли перечисляется  со счета 99 на счет 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”.

     Учет  всех видов дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется на счете 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. Расчеты производятся в развернутом виде: по дебету — возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту — возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской.

     Учет  ссуд банка, заемных и целевых  средств осуществляется малым предприятием на счете 66 “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам” по их видам и срокам погашения.

     При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а в качестве регистров аналитического учета — следующие ведомости:

     учета основных средств, начисленных амортизационных  отчислений

     учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (ф. № В-2);

     учета затрат на производство (ф. № В-3);

     учета денежных средств и фондов (ф. №  В-4);

     учета расчетов и прочих операций (ф. №  В-5);

     учета реализации (ф. № В-6 (оплата) и В-б (отгрузка));

     учета расчетов с поставщиками (ф. №> В-7);

     учета оплаты труда (ф. № В-8);

     шахматную (ф. № В-9) [9].

     Ведение Книги учета фактов хозяйственной  деятельности и ведомости учета заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только синтетического, но и аналитического учета [21].

     В Книге учета фактов хозяйственной  деятельности по каждой хозяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. Форма Книги учета фактов хозяйственной деятельности приведена ранее. При открытии Книги в ней записывают остатки по каждому счету.

     Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на каждый месяц, или - в форме Книги, предназначенной для учета операций за весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице Книги записывают число содержащихся в ней страниц, заверяемое подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия [10].

     Ведомости ф. № В-1 — В-9 предназначены для  аналитического учета имущества, обязательств и процессов. В них записывают показатели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец периода. Например, в ведомости учета производственных запасов и товаров указывают порядковый номер каждого вида материалов и товаров, единицу измерения, цену, остаток на начало месяца в количественном и стоимостном выражении, приход, расход и остаток на конец месяца также в количественном и стоимостном выражении.

     Запись  в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с Положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества ежедневно совершаемых хозяйственных операций.

     Если  количество хозяйственных операций незначительно, то их вначале записывают в Книгу учета фактов хозяйственной  деятельности, а после этого — в соответствующие ведомости. Например, операция по поступлению денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе “Сумма”, по дебету счета 50 “Касса” [Прил. 7], кредиту счета 51 “Расчетный счет” [Прил. 6]Книги учета фактов хозяйственной деятельности, а затем в ведомостях по учету денежных средств и фондов (ф. № В-4), открываемых отдельно на кассовые операции и на операции по расчетному счету.

     Если  на предприятии совершается значительное количество хозяйственных операций, их можно записывать вначале в соответствующие ведомости, а итоговые данные ведомостей за месяц записывать в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу можно использовать кредитовый принцип записи оборотов ведомостей в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В этом случае из каждой ведомости в графе “Сумма” Книги учета фактов хозяйственной деятельности записывают общую сумму кредитового оборота счета ведомости, а затем расшифровывают ее частными суммами по соответствующим счетам Книги.

     Таким же образом переносят кредитовые обороты из соответствующих ведомостей по каждому синтетическому счету.

     При наличии у малого предприятия  значительного количества объектов основных средств оно может вести  их учет в инвентарных карточках  учета основных средств (форма № ОС-6). На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств (№ ОС-8) ведут сводный учет движения основных средств по счету 01 “Основные средства” в ведомости по форме Х° В-1. Начисление амортизационных отчислений в этом случае производят в разработочной таблице № 6 или 7 журнально-ордерной формы учета.

     По  окончании месяца в Книге подводят итоги, подсчитывают обороты по каждому счету и выводят конечное сальдо.

     Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе “Сумма”. Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используют для составления бухгалтерского баланса.

     Для обобщения месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности и проверки правильности записей на счетах рекомендуется составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета, являющуюся основой для составления бухгалтерского баланса.

     При использовании ведомостей в качестве регистров аналитического учета их месячные итоги можно переносить в ведомость (шахматную) по форме № В-9. Эта ведомость является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета.

     Ведомость открывается на каждый месяц. В подлежащем ведомости записывают синтетические счета в порядке их возрастания, а в сказуемом — в порядке увеличения их номеров.

     Кредитовые  обороты счетов из ведомостей ф. № 1-8 переносят в ведомость ф. № 9 с расшифровкой их по дебетуемым счетам. По завершении разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота. Который должен быть равен дебетовому обороту в соответствующей ведомости.

     Общий итог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов.

     Дебетовые и кредитовые обороты по каждому  счету переносят в оборотную  ведомость по синтетическим счетам, в которой подсчитывают сальдо.

     В соответствии с Федеральным законом  для малых предприятий установлены упрощенные процедуры и формы отчетности.

1.3 Упрощенная система  налогообложения,  учета и отчетности  для малых предприятий

     В соответствии с Федеральным законом  “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” от 29.12.95 г. № 222-ФЗ малые предприятия с численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности могут применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности [2]. При определении численности работающих в нее включают работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих в филиалах и подразделениях малого предприятия.

     Упрощенная  система налогообложения предусматривает  замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

     Объектом  обложения единым налогом организации являются совокупный доход или валовая выручка, полученные за отчетный период.

     Совокупный  доход организации исчисляется  как разность между валовой выручкой и затратами на производство и  продажу продукции (работ, услуг) без  сумм начисленной оплаты труда.

     Валовая выручка организации исчисляется  как сумма выручки, полученная от продажи товаров (работ, услуг) и  имущества, а также внереализационных  доходов.

     Единый  налог на совокупный доход взимается  по следующим ставкам:

     • в федеральный бюджет — в размере 10% от совокупного дохода;

     • в бюджет субъектов РФ и местный  бюджет — в суммарном размере не более 20% от совокупного дохода.

     Если  объектом налогообложения является валовая выручка, то в федеральный  бюджет подлежит внести 3,33% от суммы  валовой выручки, а в бюджет Российской Федерации и местный бюджет — 6,67% от валовой выручки.

     Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации вместо указанных  объектов и ставок налогообложения  вправе устанавливать для организаций расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям.

Информация о работе Особенности бухгалтерского учета малых предприятий