Основные принципы, этапы и техника составления годового бухгалтерского отчета

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение годовой бухгалтерской отчетности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1: Значение бухгалтерской отчетности в деятельности организации и требования при ее составлении 6
Сущность и назначение бухгалтерской отчетности 6
Общие требования к содержанию отчетности 8
Порядок составления отчетности 10
ГЛАВА 2: Состав и основные этапы составления годовой бухгалтерской отчетности 12
2.1. Состав годового бухгалтерского отчета. 12
2.2. Этапы составления бухгалтерской отчетности 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Файлы: 1 файл

курсовая БФО.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

   Если  при составлении бухгалтерской  отчетности организацией выявляется недостаточность  данных для формирования полного  представления о финансовом положении  организации, финансовых результатах  ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

   Если  при составлении бухгалтерской  отчетности применение правил ПБУ 4/99 не позволяет сформировать достоверное  и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.

   Для обеспечения достоверности необходимо следующее.

   1. При формировании бухгалтерской  отчетности организацией должна  быть обеспечена нейтральность  информации, содержащейся в ней,  то есть исключено одностороннее  удовлетворение интересов одних  групп пользователей бухгалтерской  отчетности перед другими.

   2. Бухгалтерская отчетность организации  должна включать показатели деятельности  всех филиалов, представительств  и иных подразделений (включая  выделенные на отдельные балансы). Данное требование должно выполняться  независимо от географического расположения, степени хозяйственной и финансовой самостоятельности, структуры отчетности, внутрихозяйственных взаимоотношений головной организации с ее филиалами, представительствами и иными подразделениями. Принцип полноты при формировании бухгалтерской отчетности, установленный ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", напрямую связан с соблюдением организацией требования полноты, предъявляемого к бухгалтерскому учету, установленному ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

   Особенно  тщательно применение принципа полноты следует соблюдать организациям, имеющим обособленные подразделения за пределами Российской Федерации. Особенности учета активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами Российской Федерации, установлены разделом 4 ПБУ 3/2006.

  1. Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

    Существуют  определённые технические правила  заполнения отчётности:

  • в формах не должно быть никаких помарок и исправлений;
  • бухгалтерская отчётность составляется в валюте РФ. При наличии в организации иностранной валюты и операций, осуществляемых в инвалюте, все данные пересчитываются в рубли по курсу Банка России на день составления отчётности, т. е. на 31 декабря отчетного года;
  • все данные приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. И лишь при очень крупных оборотах организация может приводить данные в миллионах рублей без тех же десятичных знаков;
  • все показатели с отрицательным значением показываются в круглых скобках, а не со знаком «минус».
 

    • 1.3. Порядок составления отчетности

         Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

          Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

          При составлении форм бухгалтерской  отчетности используются в основном данные Главной книги.

          Данные  вступительного баланса должны соответствовать  данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить.

          Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ГЛАВА 2: СОСТАВ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ

    ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ 

    2.1. Состав годового бухгалтерского отчета 

        Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета. Состав бухгалтерской отчетности зависит от вида экономического субъекта.

        Состав  годовой и промежуточной отчетности регламентируется Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.

        Начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г. вступает в силу Приказ Минфина  России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности», которым установлены обновленные формы бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений). Одновременно утратит силу Приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н, содержащий старые формы отчетности.

        Согласно  данному приказу бухгалтерская отчетность включает в себя следующие формы:

      • бухгалтерский баланс (Приложение 1);
      • отчет о прибылях и убытках (Приложение 2);
      • отчет об изменениях капитала (Приложение 3);
      • отчет о движении денежных средств (Приложение 4);
      • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;
      • отчет о целевом использовании полученных средств (для некоммерческих организаций);

          Ранее отчеты об изменениях капитала, движении денежных средств и целевом использовании полученных средств считались самостоятельными формами бухгалтерской отчетности, а в качестве приложения к балансу рассматривались таблицы, теперь называемые пояснениями к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Заметим: если раньше формы отчетности были пронумерованы, то теперь такая нумерация отсутствует (хотя коды по ОКУД остались прежними).

            Если в Приказе № 67н речь шла о самостоятельной разработке организацией форм бухгалтерской отчетности на основании образцов форм, утвержденных Минфином, то п. 3 Приказа № 66н установлено, что организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов (имеются в виду баланс, отчет о прибылях и убытках и приложения к ним). Кроме того, если ранее организации заполняли форму № 5 "Приложения к бухгалтерскому балансу", то теперь содержание пояснений в табличной форме определяется организациями самостоятельно с учетом Приложения 3 к Приказу № 66н. Безусловно, все эти поправки не являются кардинальными, поскольку и Приказ № 67н, и Приказ № 66н соответствуют ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".

            Пунктом 3 Указаний об объеме  форм бухгалтерской отчетности  субъектам малого предпринимательства,  не подлежащим обязательному  аудиту, разрешалось обойтись без составления форм №№ 3, 4, 5 и пояснительной записки, а подлежащим аудиту - не представлять данные формы при отсутствии соответствующих сведений. В новом Приказе № 66н во исполнение п. 2 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ) четко сформулировано, в чем состоит упрощенная система формирования бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства:

           - в бухгалтерский баланс и  отчет о прибылях и убытках  включаются показатели только  по группам статей (без детализации по статьям);

           - в приложениях к бухгалтерскому  балансу и отчету о прибылях  и убытках приводится только  наиболее важная информация, без  знания которой невозможна оценка  финансового положения организации  или финансовых результатов ее  деятельности.

          Упрощен порядок составления бухгалтерской  отчетности организациями, которые  отнесены к субъектам малого предпринимательства, с 2011 года в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках  они включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), а в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

          Организации - субъекты малого предпринимательства  вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном  порядке, т.е. не пользуясь упрощенной системой формирования отчетности.

            Некоммерческим организациям, за  исключением общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг) рекомендуется применять форму отчета о целевом использовании полученных средств при формировании соответствующих пояснений.

          Следует отметить, что теперь Коды строк  бухгалтерской отчетности приведены  непосредственно в Приложении 4 к  Приказу № 66н, а графа "Код" включается в бухгалтерскую отчетность, представляемую в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти. Напомним: до этого Коды были определены отдельным документом - Приказом Госкомстата России № 475, Минфина России № 102н от 14.11.2003.

            В любом случае при составлении  бухгалтерской отчетности следует  исходить из того, что она должна давать пользователям достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету (п. 6 ПБУ 4/99). 

          2.2. Этапы составления бухгалтерской отчетности

          Процесс подготовки данных бухгалтерского отчета включает в себя большое количество учетных работ разнообразного характера. Сначала проводятся подготовительные работы:

    1. инвентаризация и корректировка сальдо по соответствующим счетам бухгалтерского учета;
    2. уточнение учетной стоимости имущества, а также сальдо требований и обязательств;
    3. обоснованность формирования собственного капитала и резервов, предусмотренных учетной политикой или действующими нормативными актами;
    4. признания в бухгалтерском учете доходов и расходов между смежными отчетными периодами;
    5. исчисление конечного бухгалтерского финансового результата, полученного действующей организацией;
    6. реформация бухгалтерского баланса: закрытие внутренними оборотами субсчетов, ведущихся по бухгалтерским счетам доходов и расходов (90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», а также списание сальдо счета 99 «Прибыли и убытки» соответственно на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;
    7. составление Главной книги.

          Перечисленные бухгалтерские процедуры реализуются  лишь в рамках годового бухгалтерского баланса. Периодические балансы  составляются на основе книжных данных текущего учета [7, с. 18-19].

          В соответствии с Федеральным законом  «О бухгалтерском учете» для увеличения степени достоверности данных бухгалтерской  отчетности хозяйствующие субъекты обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Под  инвентаризацией понимается периодическая проверка наличия, состояния и оценки имущества и обязательств хозяйствующего субъекта, в сопоставлении полученных данных с данными бухгалтерского учета на определенную дату.

        Согласно  статьи 12 Закона «О бухгалтерском учете», в ходе инвентаризации необходимо провести:

    • инвентаризацию основных средств;
    • инвентаризацию товарно-материальных ценностей;
    • инвентаризацию незавершенного производства;
    • инвентаризацию денежных средств, финансовых вложений и расчетов;
    • инвентаризацию резервов предстоящих расходов и платежей. При инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей нужно проверить правильность и обоснованность созданных в организации резервов:

        - на предстоящую оплату отпусков  работникам;

        - на выплату ежегодного вознаграждения  за выслугу лет;

        - на выплату вознаграждений по итогам работы организации за год;

        - расходов на ремонт основных  средств;

        - производственных затрат по подготовительным  работам в связи с сезонным  характером производства;

        - предстоящих затрат по ремонту  предметов проката и др.

        Все организации должны применять формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88.

        В том случае, если были обнаружены расхождения между фактическими остатками материальных ценностей, выявленными при проверке, и остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета, должна быть составлена сличительная ведомость. Составляя такую ведомость, необходимо учитывать пересортицу товарно-материальных ценностей.

        Однако, проведение инвентаризации, не достаточно для того, чтобы приступить к составлению годового отчета.

        В конце отчётного периода по всем счетам главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты. При этом по большинству счетов выводится  конечное сальдо. Так как счета 25 «Общехозяйственные расходы», 26 «Общепроизводственные расходы», 28 «Брак в производстве», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ежемесячно закрываются, то их обороты по дебету и кредиту равны, а сальдо на конец отчётного периода отсутствует.

        Также следует провести реформацию баланса, то есть обнулить счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».

        В течение года каждый месяц, сопоставляя  обороты по счету 90, бухгалтер определяет финансовый результат от обычных видов деятельности.

        Дебет 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99 - отражена прибыль за отчетный месяц;

        Дебет 99 Кредит 90 субсчет  «Прибыль/убыток от продаж» - отражен убыток за отчетный месяц.

        В конце года все субсчета, открытые к счету 90, нужно закрыть внутренними записями на субсчет «Прибыль/убыток от продаж». В результате на 1 января нового года по всем субсчетам счета 90 «Продажи» будет нулевой остаток.

        Аналогично  необходимо закрыть счет 91 «Прочие доходы и расходы». На этом счете в течение года собираются операционные и внереализационные доходы и расходы. При этом каждый месяц бухгалтер, сопоставляя обороты по этому счету, списывает финансовый результат от данных операций на счет 99.

        Дебет 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит 99 - отражена прибыль за отчетный месяц.

        Дебет 99 Кредит 91 субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов» - отражен убыток за отчетный месяц.

        В конце года счет 91 следует закрыть  внутренними проводками на субсчет  «Сальдо прочих доходов и расходов».

        После этого нужно закрыть счет 99 «Прибыли и убытки». Сальдо счета 99 равно чистой прибыли (или убытку) текущего года.

        Это сальдо переносится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

        После проведения инвентаризации и закрытия счетов, не имеющих остатков на конец отчетного периода (это счета 23, 25, 44 и т.п.), следует сделать исправительные или дополнительные записи (если это необходимо). И только после этого можно приступать к составлению годового бухгалтерского отчета и заполнению форм отчетности (перед этим следует провести необходимые расчеты и заполнить документы, содержащие справочную информацию).  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

        Бухгалтерская отчетность является «зеркалом» любой  организации, по ней можно судить об изменениях, происходящих с активами и обязательствами, доходами и расходами организации. Поэтому, при ее составлении следует придерживаться некоторых требований.

        Бухгалтерская отчётность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в финансовом положении. При недостаточности данных для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении и результатах деятельности организации, сформированных исходя из правил ПБУ 4/99, она вправе включить самостоятельно дополнительные показатели и пояснения. Таковыми могут быть расшифровки отдельных статей бухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках.

    • при формировании бухгалтерской отчётности должно соблюдаться требование нейтральности: информация, содержащаяся в отчётности, должна отвечать интересам разных групп пользователей.

     - бухгалтерская  отчётность организации должна содержать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, включая выделенные на отдельные балансы;

    • существенные показатели об активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться обособленно.
    • по каждому числовому показателю бухгалтерской отчётности должны быть приведены данные минимум за два года - отчётный и предшествующий отчётному. Исключением является отчёт, составляемый за первый отчётный период. В нём приводятся данные лишь за отчётный период.

        Составление бухгалтерской отчетности – очень  ответственная работа, которая под  силу не каждому бухгалтеру. Нужно  быть хорошим специалистом, иметь  соответствующее образование и  практический опыт, быть в курсе  происходящих изменений, касающихся бухгалтерского учета, чтобы справиться с этой задачей. 

        СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Федеральным закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете».
    2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом от 06 июля 1999 г.        № 43н.
    3. Приказ Министерства Финансов РФ от 7 июля 2010 г. № 66н и приложение к нему.
    4. Бабаев Ю.А. «Бухгалтерский финансовый учет»: Учебник для вузов – М.: Вузовский учебник, 2010. – 367 с.
    5. Белов А.А., Белов А.Н. «Бухгалтерский учет. Теория и практика»: учебник – М.:ЭКСМО, 2009 – 264 с.
    6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебник/Под ред.                          В.Д. Новодворского; Всероссийский финансово-экономический институт (ВЗФЭИ). - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2009.-488с.
    7. Елманова Е.Н., Мизиковский Е.А. «Бухгалтерская отчетность»: Учебное пособие. В 4 ч. Ч.1. – Н.Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2010. – 80 с.
    8. Кондраков Н.П. «Бухгалтерский учет»: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 273 с.
    9. Новодворский В. Д., Пономарева Л. В. «Бухгалтерская отчетность организации»: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2009. – 325 с.
    10. Пучкова С. И. «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»: Учеб. пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2010. – 219 с.
    11. Щадилова С.Н. Основы бухгалтерского учета. Учебное пособие. – М.: НКЦ «ДИС», 2009. – 334 с.

Информация о работе Основные принципы, этапы и техника составления годового бухгалтерского отчета