Основные принципы и методика составления консолидированной отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы рассмотреть принципы и порядок составления консолидированной бухгалтерской отчетности.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
— рассмотреть сущность и необходимость составления бухгалтерской отчетности, ее состав;
—рассмотреть принципы, применяемые для составления консолидированной отчетности

Оглавление

Введение………………………………………………………………….стр.3-4
§1. Понятие консолидированной отчетности ………………….……...стр.5
§2. Принципы подготовки консолидированной отчетности ………….стр.6-8
§3. Порядок составления консолидированной отчетности ………....стр.9-12
§4. Проблемы формирования консолидированной отчетности……..стр13-14
Заключение………………………………………………………………..стр.15
Список литературы……………………………………………………….стр.16

Файлы: 1 файл

курсовая работа по фо1.docx

— 32.44 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Тверской государственный  университет»

Экономический факультет

кафедра бухгалтерского учета

 

 

Курсовая работа

 

по курсу Бухгалтерская (финансовая) отчетность

на тему Основные принципы и методика составления консолидированной отчетности

 

                                                                        Выполнила студентка 2 курса

                                                                              дневного отделения(3-х летнее),

                                                               группа 29, специальность     

                                                                     “Бухгалтерский учет, анализ и 

                                                                                                               аудит”

                                                                           Лавринова Александра Сергеевна

 

                      Научный руководитель

 доцент кафедры бухгалтерского  учета

 Косарская Надежда Ивановна

 

 

Тверь 2011

Содержание курсовой работы

 

Введение………………………………………………………………….стр.3-4

§1. Понятие консолидированной отчетности ………………….……...стр.5

§2. Принципы подготовки консолидированной отчетности ………….стр.6-8

§3. Порядок составления консолидированной отчетности ………....стр.9-12

§4. Проблемы формирования консолидированной отчетности……..стр13-14

Заключение………………………………………………………………..стр.15

Список литературы……………………………………………………….стр.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Введение

     В результате слияний и поглощений создаются новые и расширяются существующие группы компаний, основанные на отношениях контроля. Компании, входящие в группы, проводят согласованную производственную, финансовую политику, что дает основание рассматривать группу как единый хозяйствующий субъект. И пользователей интересует информация о финансовых показателях не отдельной компании, а группы в целом. Единственный источник такой информации - консолидированная финансовая отчетность.

     Консолидированная финансовая отчетность постепенно завоевывает свои позиции и в России. В ответ на пожелания пользователей экономической информации все большее число крупных российских компаний начинает составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность.

Консолидированная финансовая отчетность рассматривается в качестве самостоятельного вида финансовой отчетности. Она представляет собой разновидность бухгалтерской отчетности и предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. [4, C. 222]

Консолидированная финансовая отчетность адресована широкому кругу  пользователей финансовой информации: инвесторам, кредиторам, аналитикам, государственным  органам (например, в лице налоговой  службы и службы статистики) и т.д.

  Цель данного вида отчетности - предоставить полную и достоверную информацию о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы компаний, необходимую пользователям для принятия обоснованных экономических решений. [4, C. 224]

3

Цель данной курсовой работы  рассмотреть принципы и порядок составления консолидированной бухгалтерской отчетности.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

— рассмотреть сущность и необходимость  составления бухгалтерской отчетности, ее состав;

—рассмотреть принципы, применяемые для составления консолидированной отчетности. [4, C. 225]

 

Курсовая работа состоит  из введения, основной части, заключения, списка  литературы.

Основная часть имеет 1 главу. Содержание параграфов подчинено  решению поставленных выше задач.

 

В написании данной курсовой работы были использованы следующие  основные учебники авторов Донцовой Л.В., Шнейдман Л.З.,

Большую помощь оказал учебник  Кондраков Н.П.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

§1. Понятие консолидированной отчетности

 

Особым объектом анализа  и важным дополнительным источником информации для оценки финансового  состояния организации и ее финансовых результатов является консолидированная отчетность, которую составляют корпоративные структуры. Организации, имеющие в своей структуре дочерние предприятия, составляют консолидированную отчетность, получившую в нашей стране название сводной отчетности.

В российском законодательстве понятия  «сводная» и «консолидированная»  отчетность используются как синонимы, не смотря на то, что сводная отчетность составляется внутри одного юридического лица на основании отчетных данных его подразделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами и при наличии дочерних и зависимых обществ. Кроме того, составление сводной годовой  бухгалтерской отчетности осуществляется путем построчного суммирования соответствующих данных, отраженных в формах годовой бухгалтерской  отчетности организаций и унитарных  предприятий. [9, C. 530]

Консолидированная же бухгалтерская  отчетность имеет в отличие от сводной иную цель – показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная потребность составления консолидированных отчетов – элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу.Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения, а консолидированная – несколькими собственниками по совместно контролируемому имуществу. [9, C. 531]

5

§2. Принципы подготовки консолидированной отчетности

В соответствии с международными стандартами консолидированная  отчетность должна базироваться на определенных принципах (отвечать требованиям). [7, C. 211]

  • Принцип полноты. Все активы, обязательства, расходы будущих периодов, доходы будущих периодов консолидированной группы принимаются в полном объеме независимо от доли материнской компании. Долю меньшинства показывают в балансе отдельной статьей под соответствующим заголовком.

 

  • Принцип собственного капитала. Поскольку материнская компания и дочерние предприятия рассматриваются как единая экономическая единица, собственный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприятий, а также по финансовым результатам деятельности этих предприятий и резервам.

 

 

  •  Принцип справедливой и достоверной оценки. Консолидированная отчетность должна быть представлена в ясной и удобной для понимания форме и давать правдивую и достоверную картину активов, обязательств, финансового положения, прибылей и убытков предприятий, входящих в группу и рассматриваемых как единое целое.

 

  •  Принцип постоянства использования методов консолидации и оценки и принцип функционирующего предприятия. Методы консолидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. 

 

6

 

  • Отклонения допустимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием. Эти принципы распространяются как на формы, так и на методы составления консолидированной отчетности.

 

 

  • Принцип существенности. Данный принцип предусматривает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяйственной деятельности компании.

 

  • Единые методы оценки. Активы, пассивы, расходы будущих периодов, прибыли и затраты консолидированной компании должны быть учтены во всей полноте. Не имеет значения, как они представлены в текущем учете и отчетности предприятий, входящих в группу, поскольку материнская компания не налагает запрета и не осуществляет избирательные учетные подходы. Важно, чтобы при консолидировании активы и пассивы материнской компании и дочерних предприятий были оценены по единой методологии, применяемой материнской компанией. Методы оценки по законодательству, которое соблюдает материнская компания, должны применяться при формировании консолидированной отчетности.

 

 

  •  Единая дата составления. Консолидированная отчетность должна составляться на дату баланса материнской компании. Показатели отчетности дочерних предприятий также должны быть пересчитаны на дату консолидированной отчетности.

7

   Большая часть рассмотренных выше принципов, на которых строится консолидированная отчетность согласно международным стандартам, нашла отражение и в российских нормативных документах, регулирующих составление сводной бухгалтерской отчетности. [7, C. 213]

    В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ путем построчного суммирования соответствующих данных по правилам, установленным Методическими рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности.

     При составлении сводной бухгалтерской отчетности головная организация и дочерние общества должны использовать единую учетную политику в отношении оценки аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов и пр.

Если учетная политика какого-то дочернего общества отлична  от используемой для составления  сводной бухгалтерской отчетности, то до объединения такой бухгалтерской  отчетности с бухгалтерской отчетностью  головной организации она приводится в соответствие с учетной политикой, используемой для составления сводной  бухгалтерской отчетности.

    В сводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.

    Организация должна составлять сводную бухгалтерскую отчетность в объеме и порядке, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), по формам, разработанным головной организацией на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. [3]

8

§3. Порядок составления консолидированной отчетности

 

      Порядок составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций (холдингами, корпорациями, концернами, ассоциациями и др.) имеет ряд особенностей. Перед началом составления консолидированной отчетности головное предприятие должно получить от всех организаций группы следующие данные:

 

- о финансовых вложениях  организаций группы в уставные  капиталы других организаций;

- о номинальной стоимости  акций (долей капитала) организаций  группы;

- о полученном организациями  группы эмиссионном доходе;

- об остатках кредиторской  и дебиторской задолженности  организаций группы друг другу;

- о кредитах и ссудах, выданных организациями группы  друг другу;

- о начисленных и выплаченных  дивидендах организациям группы;

- о внутригрупповых доходах  и прибыли;

- о приобретенных у  организаций группы основных  средствах;

- о приобретенных у  организаций группы и еще не  списанных материалах, товарах, готовой  продукции.

 

При составлении консолидированной  отчетности данные отчетности материнской  компании и дочерних предприятий  объединяют поэтапно, чтобы представить  их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции. [7, C. 217]

9

В общем виде это можно  представить следующим образом:

· затраты по инвестициям  инвестора элиминируются собственным  капиталом инвестируемых предприятий;

· остатки непогашенной задолженности  по внутрифирменным операциям, таким, как внутрифирменные продажи, расходы, займы, дивиденды, элиминируются полностью;

· нереализованная прибыль  по внутрифирменным операциям в  остатках товаров и в основных средствах элиминируется в полном объеме;

· нереализованные убытки по внутрифирменным операциям в  остатках активов также элиминируются;

· чистая прибыль, принадлежащая  сторонним акционерам дочернего  предприятия, указывается отдельно от прибыли, принадлежащей материнской компании.

Информация о работе Основные принципы и методика составления консолидированной отчетности