Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:42, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение эволюции структур управления и принципов построения организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- изучить основные понятия и принципы проектирования организационных структур управления;
- рассмотреть эволюцию организационных структур управления;
- изучить современные тенденции развития и динамику структур управления;
Базой, на которой строится вся управленческая деятельность, служат организационные структуры. Правда, в последнее время появляются публикации, авторы которых утверждают, что талантливый руководитель способен привести свое предприятие (подразделение) к успеху при любой организационной структуре. Возможно, это и так. Однако не следует забывать, что наряду с талантливыми руководителями есть и менее даровитые.
В простейшем случае под
структурой понимается совокупность элементов
системы и организация
Безусловный приоритет в
России сейчас принадлежит линейно-
В целом на Западе предпочтение отдается дивизиональной структуре. Так, по оценке некоторых экономистов, из 500 крупнейших зарубежных компаний 95% построены по дивизиональному принципу. При этом практически все эксперты признают неэффективность построения организации по функциональному принципу.
За последнее время взгляды на организационные структуры существенно изменились, и в наибольшей степени это коснулось дивизионального принципа.
Определенная организация
наблюдалась еще на стадии индивидуального
труда ремесленника. Она зародилась
из многократно повторяющихся
Таким образом, главным фактором
формирования организационной структуры
управления производством было разделение
труда, появление функции управления.
Совместный труд, кооперация рабочей
силы породили новый тип отношений,
сложившийся как отношения
На стадии машинного производства произошло полное обособление функций управления. Появились полностью освобожденные от производственных функций руководители. Возникает опосредованный контроль с помощью ведомостей, отчетов, докладов и т. п. Налаживается обратная связь. Все это, и в особенности рост масштабов производства, способствовало быстрому развитию организационных структур управления.
В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций [7].
Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для эффективного достижения цели необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников. Структурные и поведенческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, ориентированы на их достижение. Вот почему необходимо ознакомиться с разных сторон со структурным подходом, который применяется в различных организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Структурный подход предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализации и департаментализации.
Под структурой управления
понимается упорядоченная совокупность
устойчиво взаимосвязанных
Вот почему организационную структуру любой коммерческой фирмы, больницы, банка, правительственного учреждения или органов с любым видом деятельности следует рассматривать с разных позиций и с учетом разных критериев. На ее действенность и эффективность влияют:
1) действительные взаимосвязи,
возникающие между людьми и
их работой. Это отражается
в схемах организационных
2) действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;
3) полномочия и функции
работников организации на
При умелом сочетании указанных трех факторов в организации может быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности производства.
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели [9].
При двухуровневой структуре
создаются верхние звенья управления
(руководство организацией в целом)
и низовые звенья (менеджеры, непосредственно
руководящие работой
В заключении важно подчеркнуть,
что экспериментирование с
Глава 2 Анализ деятельности «Государственного Архива Кемеровской области в г. Новокузнецке» и его совершенствование
Архив относится к архивной отрасли, является государственным учреждением, подведомственным Архивному управлению Кемеровской области, осуществляющему координацию и регулирование деятельности Архива. Учредителем Архива является Архивное управление Кемеровской области. Архиву были переданы функции упраздненного Новокузнецкого филиала Государственного архива Кемеровской области.
Юридический адрес и местонахождение юридического лица: г. Новокузнецк, ул. Куйбышева, 10.
Архив имеет право:
В данном Государственном учреждении применяется линейная структура управления.
Линейная организационная
структура относится к
Представляет собой
Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, а каждый руководитель − нескольких подчиненных в соответствии с нормами управляемости. Поэтому рост предприятия ведет к увеличению числа уровней управления.
Область применения:
− предприятия с численностью до 300-500 человек с высоким уровнем технологической и предметной специализации (металлообработка, оказание однородных услуг, сборка и т. п.);
− предприятия местной промышленности (изготовление продукции из местного сырья, производство товаров широкого потребления);
В Государственном Архиве Кемеровской области в г. Новокузнецке существует следующая организационная структура, представленная на схеме 2:
Схема 2 – Организационная структура ГУ Архива Кемеровской обл. в г. Новокузнецке
Функции выполняемые всеми работниками архива:
Директор архива
выполняет следующие
ответственность
за выполнение возложенных на Учреждение
задач.
Заместитель директора по основной
деятельности - осуществляет работу по
организационно-техническому обеспечению
административно-
Главный бухгалтер - осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и вести контроль за, экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Информация о работе Основные понятия и принципы проектирования организационных структур управления