Организация управленческого контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

На деятельность организации оказывают влияние многочисленные факторы внешней и внутренней среды, действие которых предвидеть с достаточной степенью вероятности не всегда удается. Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают свои права и обязанности. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды и организация должна к ним адаптироваться.

Оглавление

. Контроль как функция менеджмента………………………..
2. Основные виды контроля
3. Системы организации контроля исполнения решений и документов, принципы рациональной организации системы контроля
4. Анализ системы контроля исполнения с использованием компьютеров на предприятии Лазаревский почтамт
филиала ФГУП «Почта России»
Список литературы

Файлы: 1 файл

Моя тема № 6.doc

— 857.50 Кб (Скачать)

В целом процесс контроля представлен на рис. 2.6

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 1 – это установка стандартов, то есть конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.

На этапе 2 показатели функционирования сравниваются с заданными  стандартами и определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.

Этап 3 является обычно самым  хлопотным и дорогостоящим. После  сравнения измеренных результатов с заданными стандартами менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Системы организации контроля исполнения решений и документов, принципы рациональной организации системы контроля

 

Теорией и практикой  разработаны основные принципы организации исполнения решений, которые должны соблюдаться на любом предприятии.

Прежде всего, руководитель расчленяет общую программу действий на отдельные участки (групповые задания) конкретным исполнителям.7

Затем процесс организации  выполнения решения включает три  взаимосвязанных этапа:

- доведение задач до сознания исполнителей;

- подготовку  исполнителей к выполнению задания;

- побуждение  исполнителей к его добросовестному  выполнению.

При доведении задач  стремятся к тому, чтобы исполнители  четко представляли: 1) что, 2) когда, 3) каким образом, 4) в каких условиях, 5) какими силами и средствами, 6) к какому сроку, 7) с какими количественными и качественными показателями нужно делать.

Для доведения задач  до исполнителя применяются разные формы и методы:

- совещания  и собрания;

- беседы;

- инструктирование;

- показ образцов исполнения;

- изучение  документов и др.

Процесс контроля за исполнением решений и документов включает в себя четыре основных стадии:8

- установление норм  деятельности (функционирования);

- сбор данных о фактических  результатах;

- сравнение и оценку фактического и ожидаемого итогов выполнения;

- разработку и реализацию  корректирующих действий.

Нормы функционирования устанавливаются в ходе составления  плана.

На этапе организации  контроля выделяются точки наблюдения - индикаторы отклонения поведения объекта контроля от нормы функционирования. Эффективный контроль основан на прогнозировании результатов, должен быть ориентирован на перспективу, иначе может стать формальным и даже бесполезным.

Сбор данных о фактическом  исполнении решений - обеспечивающий этап контроля, наилучшая его форма - использование современных технических средств снабжения оперативной информацией. Органами управления устанавливаются ключевые точки, сбор информации от которых позволяет принимать опережающие решения, до наступления нежелательных событий.

Сравнение и оценка фактического и ожидаемого результатов должны осуществляться на основе качественной информации (точной, достаточной). Материалы  анализа немедленно направляются руководителю, чей участок работы контролировался.

Чрезвычайно важны социально-психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений, так как в ходе проведения контроля нередко обнаруживаются трудности, например:

- сложность добраться  до истины, избежать предвзятости, субъективных толкований;

- влияние обычных человеческих «слабостей», простительных в других случаях: излишняя доверчивость, поверхностные наблюдения, боязнь «обидеть» слишком глубоким изучением уважаемого лица, желание оправдать ожидания старшего начальника;

- недостаток компетентности;

- ограниченность времени для глубокого анализа;

- отсутствие гражданского мужества  сказать правду.

Отдав распоряжение о выполнении принятого  решения, руководитель далее ориентируется  на обратную связь - поступающую информацию о ходе реализации решения. Но это  не решает всей проблемы.

Во-первых, потому что непосредственный участник событий оценивает их с  элементами субъективизма. Мы оцениваем  себя чаще не по фактическим результатам  труда, а по напряжению усилий, которые  потребовались. Для руководителя же важна объективная оценка фактического состояния дел.

Во-вторых, руководителя интересует не столько объективная информация отдельных участков, сколько сравнительные данные о степени выполнения его решений в разных коллективах (подразделениях).

В-третьих, исполнительная и контрольная деятельности по своим целям, способам действий, мотивам, результатам и условиям принципиально отличаются и требуют различной профессиональной подготовки и опыта.

В-четвертых, руководителю в разное время требуется различная информация, для этого подчиненные должны обеспечить непрерывное представление разной информации, что отрывает их от выполнения прямых обязанностей по выполнению решений.

В-пятых, руководителю необходимы личные впечатления, живая связь с исполнителями, кроме информации, какой бы объективной она не была.

Рациональная организация  выполнения управленческих решений  и систематический контроль за соблюдением  норм и условий качественного  осуществления - реальная предпосылка обеспечения их эффективности.

 

Организация контроля исполнения документов. Документооборот

Управленческая деятельность в любой организации основана на обработке поступающих официальных документов независимо от способов их пересылки (получения) и видов носителей, а также - производстве документной информации и официальных документов, предназначенных как для внутреннего использования в самой организации, так и для внешнего.9

Это предполагает наличие  технологии обработки. Для преобразования информации поступающих документов в информацию, направленную на достижение результата, служат специальные технологии.

Технологии документационного  обеспечения управления в соответствии с различием информационных процессов  делятся на:

- технологии обработки  поступающих и отправляемых документов;

- технологии передачи (доведения) документной информации конечному пользователю;

- технологии введения  документов в информационную  базу данных организации, исходя  из ее внутренней структуры;

- технологии обработки  документной информации и накопления  документов;

- технологии хранения и использования отдельных локальных групп документов.

Совокупность перечисленных  технологий, включая и специфические  моменты, связанные с видом обрабатываемой документации, традиционно назывались документооборотом.10

Документооборот оперирует официальными, т.е. полностью оформленными документами и, как правило, рассматривает движение только отдельных документов, в то время как на практике значительную часть документооборота организации занимает работа с проектами документов и пакетами документов, необходимых для документирования того или иного управленческого действия.

В соответствии с масштабами движения документов разделяют документооборот  конкретного должностного лица, структурного подразделения, организации как  юридического лица, корпорации с рядом филиалов, отрасли управления или государства в целом.

Нормативные акты и методические пособия, в частности Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ), рассматривают в качестве базового объекта документооборот организации как юридически независимого, самостоятельного управленческого элемента, обладающего полным набором технологических процессов и достаточно простого для описания этих процессов.

Документооборот в организациях состоит из потоков документов, циркулирующих между пунктами обработки и создания информации (руководителями организации и структурных подразделений, специалистами) и пунктами технической обработки документов: экспедицией, секретариатом, канцелярией, копировально-множительной службой и др.

Поступающие в организацию документы образуют поток входящей корреспонденции, которая, пройдя необходимые стадии обработки, разбившись на конкретные поручения, попадает в конечном итоге к конкретным сотрудникам для ознакомления и исполнения.

В подразделениях из документов, подготовленных сотрудниками, также формируются документопотоки, которые в результате сливаются в единый поток исходящей документации.

Кроме того, в организациях, как правило, циркулируют документы, созданные в ней и не предназначенные  к выходу за ее пределы - потоки внутренней документации. Их путь начинается у одних сотрудников - авторов и заканчивается у других сотрудников - исполнителей.

Другая характеристика документооборота - видовой состав документов, например:11

распорядительные документы  органов власти и вышестоящих организаций;

акты и справки проведения вневедомственных проверок;

статистическая отчетность;

письма-запросы о деятельности организации;

письма-ответы на инициативные запросы своих сотрудников;

материалы (приглашения, тезисы выступлений, решения, протоколы и др.) по участию в деятельности коллегиальных органов и научных, общественных мероприятий и т.п.

Каждый вид документа  имеет свой путь движения, который  можно проследить, описать и закрепить  за ним.

 

Сроки исполнения документов

Необходимость постановки документа на контроль и срок исполнения определяются на основании резолюции руководителя и содержания документа.12

Сроки исполнения могут  указываться в самих документах (приказы, распоряжения, решения) или фиксироваться в резолюции руководителя. Если срок исполнения приходится на нерабочий день, документ должен быть исполнен в первый следующий за ним рабочий день.

В случаях, когда срок исполнения не указан в тексте документа  или резолюции руководителя, а осуществление контроля исполнения поручения необходимо, применяются типовые сроки исполнения, исчисляемые со дня регистрации в учреждении

Срок исполнения документа  может быть изменен только лицом или учреждением, давшим поручение.

Если в процессе исполнения выясняется, что для выполнения поручения требуется более длительный срок, чем установленный первоначально, исполнитель документа не позднее чем за 2 дня до истечения срока исполнения должен обратиться к руководителю, давшему поручение, с аргументированной просьбой о продлении срока.

В случае, когда исполнение документа связано с необходимостью выезда на место или получения дополнительного материала, срок исполнения может быть продлен до 1 месяца с обязательным уведомлением об этом автора обращения.

Информация о продлении  руководством срока исполнения документа вносится в соответствующие учетные формы. Корректировка срока осуществляется службой документационного обеспечения управления (ДОУ) данного учреждения.

Документ без установленного срока, как правило, должен быть рассмотрен в течение месяца со дня поступления.

 

Функции и  полномочия сотрудников, осуществляющих контроль

Сотрудники службы ДОУ, ответственные за контроль, осуществляют следующие операции:13

- ведение картотеки  контролируемых документов в  электронной базе данных или  в других учетных формах;

- направление карточки  контролируемого документа (пункта  задания) в структурное подразделение-исполнитель (как правило, не позднее чем за 2 дня до наступления срока исполнения);

- анализ и обобщение  информации об исполнении документов;

- информирование руководства о состоянии исполнительской дисциплины в учреждении;

- информирование (при  необходимости) органов власти  субъектов Российской Федерации,  а также представителей других учреждений и организаций об исполнении контролируемых документов;

- снятие документа  с контроля после исполнения.

Сотрудники структурных  подразделений, осуществляющие контроль за исполнением документов, обязаны регулярно информировать руководителя о состоянии и результатах исполнения.

Информация о работе Организация управленческого контроля