Организация учета движения материально-производственных запасов (на примере ОАО «АСЗ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение организации учета движения материально-производственных запасов, определение направлений совершенствования бухгалтерского учета материально-производственных запасов.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
- дать определение материально – производственных запасов, и задач их учета;
- изучить их классификацию и оценку;
- рассмотреть документальное оформление движения материально-производственных запасов;
- изучить учет материально-производственных запасов на складе и в бухгалтерии;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (БФУ).doc

— 475.50 Кб (Скачать)

-  назначение материально-производственных запасов;

- текущая рыночная  стоимость готовой продукции,  при производстве которой используется  сырье, материалы и другие материально-производственные  запасы. Резерв под снижение стоимости  материальных ценностей не создается по сырью, материалам и другим материально-производственным запасам, используемым при производстве готовой продукции, работ, оказании услуг, если на отчетную дату текущая рыночная стоимость этой готовой продукции, работ, услуг соответствует или превышает  ее фактическую себестоимость.

Организацией  должно быть обеспечено подтверждение  расчета текущей рыночной стоимости  материально-производственных запасов.

Если в период, следующий за отчетным, текущая рыночная стоимость материально-производственных запасов, под снижение стоимости которых в отчетном периоде был создан резерв, увеличивается, то соответствующая часть резерва относится в уменьшение стоимости материальных расходов, признанных в периоде, следующем за отчетным.

Начисление  резерва под снижение стоимости запасов отражается в бухгалтерском учете по счету 91 "Прочие доходы и расходы". Начисленный резерв списывается на увеличение финансовых результатов (счет 91 "Прочие доходы и расходы") по мере отпуска относящихся к нему запасов. /3/

 

 

 

 

 

 

2. Учет движения материально-производственных запасов

 

2.1 Документальное оформление  движения (МПЗ)

 

 

На предприятии должен быть определен круг лиц, отвечающих за сохранность материально - производственных запасов, с которыми заключаются  договоры о полной материальной ответственности. Наряду с этим руководитель определяет должностных лиц, имеющих право подписи на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих ценностей.

Материально - производственные запасы получают со склада поставщика, от транспортной организации и других посреднических организаций в порядке, по качеству и количеству, установленных договором.

Операции, связанные с  поступлением, внутренним перемещением и отпуском материально - производственных запасов, оформляются на предприятии  первичными учетными документами типовой формы. Первичный документ составляется в момент совершения операции, а если это невозможно - непосредственно по ее окончании.

 

 

Таблица 1 -  Унифицированные первичные документы, применяемые для оформления в учете движения материально-производственных запасов.

Номер документа

Наименование документа

Цель составления

№ М-2

 Доверенность

Применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица предприятия при  получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению. Оформляется в бухгалтерии предприятия в одном экземпляре и выдается под расписку получателю. Выданные доверенности регистрируются в заранее пронумерованном и прошнурованном

журнале учета выданных доверенностей. Доверенность должна быть полностью заполнена и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана. Срок выдачи - как правило, 15 дней.

№ М-2а 

 

 

 

Доверенность

 

 

 

 

№ М-4 

Приходный ордер 

Применяется для учета  материалов, поступающих от поставщиков. Составляется в двух экземплярах специалистом отдела снабжения в день поступления ценностей на склад. Должен выписываться на фактически принятое количество ценностей.

№ М-7 

Акт о приемке материалов

Оформляется при приемке  материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

№ М-8 

Лимитно-заборная карта

Применяется при наличии  лимитов отпуска материалов для  оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, услуг, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада. Карта выписывается в 2-х экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер). Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению - потребителю материалов, второй - складу. Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты.

В лимитно-заборной карте расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель структурного подразделения.

Сдача складом лимитно-заборных карт в бухгалтерию производится после использования лимита.

№ М-11 

 

Требование-накладная

 

Применяется для учета  движения материальных ценностей внутри предприятия. Накладную в 2-х экземплярах составляет материально

ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр - для сдающего склада - основание для списания ценностей, а второй - принимающему складу для оприходования ценностей.

№ М-15

Накладная на отпуск материалов на сторону

Применяется для учета  отпуска материальных ценностей  хозяйствам своего предприятия, расположенным  за пределами его территории, или  сторонним организациям, на основании договоров и других документов. Выписывается в 2-х экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. 1-ый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, 2-ой - получателю материалов.

№ М-17 

Карточка учета материалов

Применяется для учета  движения материалов на складе по каждому  сорту, виду и размеру; заполняется  на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально-ответственным лицом. Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.


 

 

2.2 Учет МПЗ на складе  и в бухгалтерии

 

 

Для хранения материальных ценностей в организации ОАО «АСЗ» созданы склады. Их структура зависит от видов материально-производственных запасов и от объема каждого вида. Кроме складов в структурных подразделениях находятся кладовые, выполняющие функции промежуточных складов. В каждом месте хранения материалов имеется материально-ответственное лицо (кладовщик), с которым предприятие заключило договор о полной материальной ответственности.

Наиболее распространенным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый), который и применяется на предприятии ОАО «АСЗ».

Применение данного  метода учета предполагает соблюдение ряда принципов, таких, как:

- оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета при помощи регистров аналитического учета, которые ведутся материально-

ответственными лицами;

- систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского учета материалов; предоставление бухгалтерам права проверки соответствия фактических остатков материалов в натуре данным текущего складского учета;

- осуществление в бухгалтерском учете движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости в разрезе групп материальных ценностей, мест их хранения и номенклатурных номеров;

- систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета. /1/

Учет движения и остатков материалов на складах и в кладовых осуществляется в карточках учета  материалов (форма № М-17) (приложение А). На каждый номенклатурный номер открывается отдельная карточка, и учет ведется только в натуральном выражении. Запись в карточках учета материалов кладовщик обязан делать исключительно на основании первичных документов по приходу и расходу материалов в день совершения операции. После каждой записи выводится остаток материалов.

Материально-ответственные  лица в установленные сроки передают первичные документы по реестру  в бухгалтерию, которая составляет накопительные ведомости по каждому  складу — отдельно по приходу и  по расходу, в разрезе субсчетов  и групп материалов в денежном выражении. По окончании отчетного месяца кладовщик обязан перенести остатки материалов из карточек учета материалов в книгу остатков. Итоговые данные в книге остатков подсчитываются в разрезе отдельных групп материалов, а затем сопоставляются с данными, полученными в накопительных ведомостях. Тождество данных характеризует правильность ведения аналитического учета.

Бухгалтер материальной группы должен не реже установленного предприятием срока (один раз в неделю) проверять полноту и правильность внесения информации о движении материалов в карточки учета материалов.

 

 

2.3 Учет поступления  МПЗ и расчетов с поставщиками

 

 

Поступление материалов в организацию осуществляется в  следующем порядке:

а) по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с действующим законодательством;

б) путем изготовления материалов силами организации;

в) внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации;

г) получения организацией безвозмездно (включая договор дарения).

Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы  и доверенность (приложение Б) на получение материалов.

Оформление доверенностей  производится в порядке, установленном действующим законодательством.

Доверенность от имени  юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации.

На материалы, поступающие  по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы (платежные требования, платежные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.) для оплаты. /3/ Эти документы поступают в материально-технический отдел, где их проверяют на соответствие с договором, регистрируют в книге поступления грузов и дают акцепт. Затем они передаются в бухгалтерию для учета и оплаты. С этого момента у предприятия возникают расчеты с поставщиком. Для учета расчетов с поставщиками используют счет  «60» - расчеты с поставщиками и подрядчиками.

Основной формой расчета  с поставщиками на ОАО «АСЗ» является безналичный расчет. Безналичные перечисления производятся  банком на основе платежных поручений.

В день поступления материала  на склад, специалистом материально-технического снабжения на основании документов от поставщика выписывается приходный  ордер (приложение В), который в трех экземплярах передается на склад для приемки. При приемке материалы подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанным в приходном ордере и сопроводительных документах.

Если при приемке материалов не было выявлено никаких расхождений с товарно-сопроводительными документами, то кладовщик (материально-ответственное лицо) в приходном ордере проставляет в графе «принято» фактически принятое количество материалов и ставит свою подпись.

При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным  в документах поставщика, а также  в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым  требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов.

Акт составляется в двух экземплярах членами приемной комиссии с обязательным участием материально-ответственного лица и представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр - в бухгалтерию предприятия для учета движения материальных ценностей, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.

Акт о приемке составляется также при оформлении неотфактурованной  поставки, при которой материалы  на склад поступают без платежного документа. Далее приемный акт при  реестре поступает в бухгалтерию, где материалы расцениваются по учетным ценам. Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как основанием для оплаты банком являются платежные документы. А по мере поступления платежных документов на эту поставку в следующем месяце они акцептуются  и оплачиваются.

При выявлении излишков поступивших материальных ценностей  они приходуются по акту и расцениваются  по учетным или договорным (отпускным) ценам. Отдел материально-технического снабжения сообщает поставщику об излишках и просит выставить счет-фактуру. /4/ 

Синтетический учет материалов на ОАО «АСЗ» ведется на активных счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учет материальных ценностей  на синтетических счетах ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам.

Учет материалов ведется  на счете 10 «Материалы», к которому могут быть открыты следующие  субсчета:

10-1 «Сырье и материалы» - предназначен для учета наличия  и движения сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу; сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т.д.;

10-2 «Покупные полуфабрикаты  и комплектующие изделия, конструкции  и детали» - используется для  учета наличия и движения покупных  полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, включая строительные конструкции и детали, требующие сборки и входящие в себестоимость строительной продукции, а также для учета специального оборудования, инструментов и приспособлений, приобретаемых научно-исследовательскими и конструкторскими организациями для проведения научных (экспериментальных) работ. Оборудование и приборы общего назначения учитываются в составе основных средств или МБП, а не на счете 10 «Материалы»;

10-3 «Топливо» - применяется  для учета наличия и движения нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий (уголь, торф, дрова и др.). При использовании талонов на нефтепродукты их учет ведется на этом субсчете;

10-4 «Тара и тарные  материалы» - предназначен для учета  наличия и движения всех видов  тары (кроме используемой как  хозяйственный инвентарь), а также  материалов для ее изготовления и ремонта;

10-5 «Запасные части» - используют для учета наличия  и движения запасных частей, предназначенных  для ремонтных целей, автомобильных  шин в запасе и обороте, а  также обменного фонда полнокомплектных  машин, оборудования, двигателей, узлов, создаваемого на ремонтных заводах, в ремонтных цехах организации и т.п.;

10-6 «Прочие материалы»  — применяется для учета наличия  и движения отходов производства; неисправимого брака; материалов, полученных от ликвидации основных  средств, изношенных шин и т.п.;

10-7 «Материалы, переданные  в переработку на сторону»  — используется для учета движения  материалов, переданных в переработку  на сторону и в последующем  включаемых в себестоимость полученных  из них изделий. Затраты по  переработке материалов, оплаченные сторонним организациям, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки;

10-8 «Строительные материалы» - используется организациями-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства;

10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» - используется для учета наличия и движения инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.

Информация о работе Организация учета движения материально-производственных запасов (на примере ОАО «АСЗ»)