Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:53, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организации учета движения материально-производственных запасов, определение направлений совершенствования бухгалтерского учета материально-производственных запасов.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
- дать определение материально – производственных запасов, и задач их учета;
- изучить их классификацию и оценку;
- рассмотреть документальное оформление движения материально-производственных запасов;
- изучить учет материально-производственных запасов на складе и в бухгалтерии;
- назначение материально-производственных запасов;
- текущая рыночная
стоимость готовой продукции,
при производстве которой
Организацией должно быть обеспечено подтверждение расчета текущей рыночной стоимости материально-производственных запасов.
Если в период,
следующий за отчетным, текущая рыночная
стоимость материально-
Начисление резерва под снижение стоимости запасов отражается в бухгалтерском учете по счету 91 "Прочие доходы и расходы". Начисленный резерв списывается на увеличение финансовых результатов (счет 91 "Прочие доходы и расходы") по мере отпуска относящихся к нему запасов. /3/
2. Учет движения материально-производственных запасов
2.1 Документальное оформление движения (МПЗ)
На предприятии должен быть определен круг лиц, отвечающих за сохранность материально - производственных запасов, с которыми заключаются договоры о полной материальной ответственности. Наряду с этим руководитель определяет должностных лиц, имеющих право подписи на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих ценностей.
Материально - производственные запасы получают со склада поставщика, от транспортной организации и других посреднических организаций в порядке, по качеству и количеству, установленных договором.
Операции, связанные с поступлением, внутренним перемещением и отпуском материально - производственных запасов, оформляются на предприятии первичными учетными документами типовой формы. Первичный документ составляется в момент совершения операции, а если это невозможно - непосредственно по ее окончании.
Таблица 1 - Унифицированные первичные документы, применяемые для оформления в учете движения материально-производственных запасов.
Номер документа |
Наименование документа |
Цель составления |
№ М-2 |
Доверенность |
Применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица предприятия при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению. Оформляется в бухгалтерии предприятия в одном экземпляре и выдается под расписку получателю. Выданные доверенности регистрируются в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей. Доверенность должна быть полностью заполнена и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана. Срок выдачи - как правило, 15 дней. |
№ М-2а
|
Доверенность
| |
№ М-4 |
Приходный ордер |
Применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков. Составляется в двух экземплярах специалистом отдела снабжения в день поступления ценностей на склад. Должен выписываться на фактически принятое количество ценностей. |
№ М-7 |
Акт о приемке материалов |
Оформляется при приемке материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю. |
№ М-8 |
Лимитно-заборная карта |
Применяется при наличии
лимитов отпуска материалов для
оформления отпуска материалов, систематически
потребляемых при изготовлении продукции,
услуг, а также для текущего контроля
за соблюдением установленных В лимитно-заборной карте расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель структурного подразделения. Сдача складом лимитно-заборных карт в бухгалтерию производится после использования лимита. |
№ М-11
|
Требование-накладная
|
Применяется для учета движения материальных ценностей внутри предприятия. Накладную в 2-х экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр - для сдающего склада - основание для списания ценностей, а второй - принимающему складу для оприходования ценностей. |
№ М-15 |
Накладная на отпуск материалов на сторону |
Применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами его территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов. Выписывается в 2-х экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. 1-ый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, 2-ой - получателю материалов. |
№ М-17 |
Карточка учета материалов |
Применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально-ответственным лицом. Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции. |
2.2 Учет МПЗ на складе и в бухгалтерии
Для хранения материальных ценностей в организации ОАО «АСЗ» созданы склады. Их структура зависит от видов материально-производственных запасов и от объема каждого вида. Кроме складов в структурных подразделениях находятся кладовые, выполняющие функции промежуточных складов. В каждом месте хранения материалов имеется материально-ответственное лицо (кладовщик), с которым предприятие заключило договор о полной материальной ответственности.
Наиболее распространенным методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый), который и применяется на предприятии ОАО «АСЗ».
Применение данного метода учета предполагает соблюдение ряда принципов, таких, как:
- оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета при помощи регистров аналитического учета, которые ведутся материально-
ответственными лицами;
- систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского учета материалов; предоставление бухгалтерам права проверки соответствия фактических остатков материалов в натуре данным текущего складского учета;
- осуществление в бухгалтерском учете движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости в разрезе групп материальных ценностей, мест их хранения и номенклатурных номеров;
- систематическое подтверждение (взаимосверка) данных складского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков материалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета. /1/
Учет движения и остатков материалов на складах и в кладовых осуществляется в карточках учета материалов (форма № М-17) (приложение А). На каждый номенклатурный номер открывается отдельная карточка, и учет ведется только в натуральном выражении. Запись в карточках учета материалов кладовщик обязан делать исключительно на основании первичных документов по приходу и расходу материалов в день совершения операции. После каждой записи выводится остаток материалов.
Материально-ответственные лица в установленные сроки передают первичные документы по реестру в бухгалтерию, которая составляет накопительные ведомости по каждому складу — отдельно по приходу и по расходу, в разрезе субсчетов и групп материалов в денежном выражении. По окончании отчетного месяца кладовщик обязан перенести остатки материалов из карточек учета материалов в книгу остатков. Итоговые данные в книге остатков подсчитываются в разрезе отдельных групп материалов, а затем сопоставляются с данными, полученными в накопительных ведомостях. Тождество данных характеризует правильность ведения аналитического учета.
Бухгалтер материальной
группы должен не реже установленного
предприятием срока (один раз в неделю)
проверять полноту и правильнос
2.3 Учет поступления МПЗ и расчетов с поставщиками
Поступление материалов в организацию осуществляется в следующем порядке:
а) по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с действующим законодательством;
б) путем изготовления материалов силами организации;
в) внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации;
г) получения организацией безвозмездно (включая договор дарения).
Для получения материалов
со склада поставщика или от транспортной
организации уполномоченному
Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации.
На материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы (платежные требования, платежные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.) для оплаты. /3/ Эти документы поступают в материально-технический отдел, где их проверяют на соответствие с договором, регистрируют в книге поступления грузов и дают акцепт. Затем они передаются в бухгалтерию для учета и оплаты. С этого момента у предприятия возникают расчеты с поставщиком. Для учета расчетов с поставщиками используют счет «60» - расчеты с поставщиками и подрядчиками.
Основной формой расчета с поставщиками на ОАО «АСЗ» является безналичный расчет. Безналичные перечисления производятся банком на основе платежных поручений.
В день поступления материала на склад, специалистом материально-технического снабжения на основании документов от поставщика выписывается приходный ордер (приложение В), который в трех экземплярах передается на склад для приемки. При приемке материалы подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанным в приходном ордере и сопроводительных документах.
Если при приемке материалов не было выявлено никаких расхождений с товарно-сопроводительными документами, то кладовщик (материально-ответственное лицо) в приходном ордере проставляет в графе «принято» фактически принятое количество материалов и ставит свою подпись.
При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь жидких материалов и т.д.), приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов.
Акт составляется в двух экземплярах членами приемной комиссии с обязательным участием материально-ответственного лица и представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. После приемки ценностей акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр - в бухгалтерию предприятия для учета движения материальных ценностей, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.
Акт о приемке составляется также при оформлении неотфактурованной поставки, при которой материалы на склад поступают без платежного документа. Далее приемный акт при реестре поступает в бухгалтерию, где материалы расцениваются по учетным ценам. Оплате в отчетном месяце они не подлежат, так как основанием для оплаты банком являются платежные документы. А по мере поступления платежных документов на эту поставку в следующем месяце они акцептуются и оплачиваются.
При выявлении излишков поступивших материальных ценностей они приходуются по акту и расцениваются по учетным или договорным (отпускным) ценам. Отдел материально-технического снабжения сообщает поставщику об излишках и просит выставить счет-фактуру. /4/
Синтетический учет материалов
на ОАО «АСЗ» ведется на активных
счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление
и приобретение материальных ценностей»,
16 «Отклонение в стоимости
Учет материалов ведется на счете 10 «Материалы», к которому могут быть открыты следующие субсчета:
10-1 «Сырье и материалы»
- предназначен для учета
10-2 «Покупные полуфабрикаты
и комплектующие изделия,
10-3 «Топливо» - применяется для учета наличия и движения нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий (уголь, торф, дрова и др.). При использовании талонов на нефтепродукты их учет ведется на этом субсчете;
10-4 «Тара и тарные материалы» - предназначен для учета наличия и движения всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов для ее изготовления и ремонта;
10-5 «Запасные части» -
используют для учета наличия
и движения запасных частей, предназначенных
для ремонтных целей,
10-6 «Прочие материалы»
— применяется для учета
10-7 «Материалы, переданные
в переработку на сторону»
— используется для учета
10-8 «Строительные материалы»
- используется организациями-
10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» - используется для учета наличия и движения инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.