Организация расчетов в комерческом банке и их учет

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить организация расчетов в коммерческом банке и их учет.
Задачи курсовой работы:
• Более детально просмотреть принципы и формы безналичных расчетов;
• Проанализировать особенности безналичных расчетов и порядок их учета

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
1. Безналичные расчеты как средство платежа
1.1 Сущность и принципы безналичных расчетов………………………5
1.2 Формы безналичных расчетов………………………………………14
1.2.1 Расчеты платежными поручениями……………………………….14
1.2.2 Расчеты платежными требованиями поручениями………..……..18
1.2.3 Расчеты аккредитивами……………………………………..……..20
1.2.4 Расчеты чеками………………………………………………..…….22
1.2.5 Расчеты по инкассо…………………………………………………24
2. Особенности безналичных расчетов и порядок их учета
2.1 Системы межбанковских расчетов………………..…………….........26
2.2. Особенности проведения межбанковских расчетов и платежей на современном этапе в РФ…………………….……………………………..29
2.3 Учет безналичных расчетов
3 Проблемы в области безналичных расчетов и пути их решения……………………………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………...39
Список используемой литературы………………………………………41

Файлы: 1 файл

Курсовая безналичный расчет и пользование кредитными картами.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

Межбанковские расчеты возникают тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными банками, а также при взаимном кредитовании банков и перемещении наличных денег. Такие расчеты в настоящее время осуществляются через корреспондентские счета, открывающиеся на балансе каждого банка.

Существуют два варианта организации межбанковских расчетов с помощью корреспондентскихсчетов:децентрализованный, основанный на корреспондентских отношениях коммерческих банков друг с другом, ицентрализованный, при котором расчеты между банками проводятся через их корреспондентские счета, открываемые в ЦБР.

В нашей стране межбанковские расчеты ориентируются на централизованный вариант. Проведение расчетов между банками осуществляют специально создаваемые для этих целей органы ЦБР - расчетно-кассовые центры (РКЦ). В РКЦ по месту нахождения правлений коммерческих банков открываются корреспондентские счета банков. Филиалы банков имеют корреспондентские счета типа субсчетов. (Переход на расчеты между коммерческими банками через РКЦ позволил обособить ресурсы каждого банка на его корреспондентском счете и на этой основе ограничить активные операции каждого банка размером реально имеющихся у него ресурсов). Для открытия корреспондентских счетов коммерческие банки представляют: заявление на открытие счета, копию зарегистрированного устава (заверенного нотариально), образцы подписей первых лиц банка и оттиска печати банка. Одновременно с открытием счета заключается договор о корреспондентских отношениях с РКЦ ЦБР, где предусматриваются права, обязанности обеих сторон и ответственность за выполнение взятых обязательств. Через корреспондентские счета банки осуществляют весь круг операций, связанных с обслуживанием своей клиентуры, а также операции самого банка как хозяйствующего субъекта. Для учреждения банка корреспондентский счет - это своего рода “расчетный” счет, на нем хранятся все средства коммерческого банка (как собственные, так и неиспользованные им деньги своих клиентов, а также неиспользованные деньги, полученные как ссуда от других кредитных учреждений).

Главный принцип осуществления платежей по корреспондентским счетам коммерческих банков - этоосуществление платежей строго при наличии и в пределах остатка средств на этих счетах. При недостаточности средств на счете банка для производства платежей ЦБР может оплатить претензии к счету этого банка за счет своего кредита (овердрафта), но по высокой процентной ставке. Такой принцип организации межбанковских расчетов нацелен на активизацию депозитной политики коммерческих банков, рациональное возмещение ими ресурсов с соблюдением должного уровня ликвидности. Такая организация межбанковских расчетов предполагает высокую ответственность каждого коммерческого банка за бесперебойность расчетов с другими банками-корреспондентами. ЦБР осуществляет посредничество в платежах между банками позволяет контролировать и регулировать денежный оборот в стране. Расчеты между клиентами, имеющими счета в одном учреждении банка, производятся банком, минуя корреспондентский счет, путем прямого списания и зачисления средств по счетам клиентов:
- дебит - расчетный счет плательщика;
- кредит - расчетный счет получателя.

Минуя корреспондентские счета, можно осуществлять внутрибанковские расчеты, т.е. расчеты между учреждениями, подведомственными одному банку. Они осуществляются через специально открываемый для этих целей балансовый счет. Во всех остальных случаях расчеты между коммерческими банками России производятся преимущественно через РКЦ ЦБР и отражаются по корреспондентским счетам, открываемым в них по каждому отдельному банку на балансовом счете “Счета коммерческих банков и других кредитных учреждений”

В настоящее время коммерческие банки имеют возможность использовать для автоматизации своей деятельности как централизованную систему обработки информации, так и различные варианты локальных систем или обе системы одновременно.

Рассмотрим, как осуществляются иногородние межбанковские расчеты при централизованной системе обработки информации (через вычислительный центр при РКЦ) (рис.1).

а) внутри города

 

 

 

 

 

б) внутри России (иногородние, межрегиональные) телеграфный перевод

 

             

 

 

 

в) почтовый перевод

г) между банками России и стран СНГ

 

2.2 Особенности проведения расчетов и платежей на            современном этапе в РФ

 

 

 

 

3. Проблемы использования безналичных расчетов и пластиковых карт

 

Банковская система и проблемы, с ней связанные, имеют для России последних 15 лет особое значение. «За столь непродолжительное время именно банковская сфера чаще всего порождала серьезные конфликтные ситуации общефедерального значения: от утраты населением и многими субъектами экономической деятельности своих денежных средств (в результате недостаточно продуманной государственной политики) до прямого обмана некоторыми кредитными организациями своих клиентов, кредиторов и самого государства».[8]

С учетом все возрастающей роли банковской системы в экономике России факт роста объема безналичных платежей придает первостепенную значимость проблемам правового регулирования безналичных расчетов в предпринимательской деятельности на ее территории.

Изначально банковское законодательство имело серьезные пробелы и нуждалось в совершенствовании. Однако и в настоящее время после столь многочисленных поправок банковское законодательство продолжает страдать серьезными системными недостатками. Наиболее важным, на мой взгляд, является неэффективность единой государственной денежно-кредитной политики в части, касающейся организации денежного обращения и системы расчетов в стране.

Она, в частности, обуславливается тем, что сумма безналичных рублей в форме ценных бумаг, используемых как платежные средства в экономике РФ, значительно превышает реальное количество рублей (безналичных и наличных), которые выпускает Банк России. Ценные бумаги эмитируют коммерческие организации и применяют в безналичных расчетах. То есть практически эмиссия ценных бумаг является своего рода эмиссией безналичных денег, так как увеличивает реальных объем платежных средств, используемых в экономике. При этом безналичные рубли, выпаженные в форме ценных бумаг, без серьезных затруднений могут быть обращены в рубли наличные. Более того, эмиссия ценных бумаг подобного рода неподконтрольна Банку России.

Не менее важным элементом денежно-кредитной сферы России являются валютные и фондовые биржи. Но федеральное законодательство вплоть до последнего времени на содержало правовых норм, учитывающих комплексный характер их деятельности и устанавливающих эффективный механизм их государственного регулирования.

Регулирование деятельности фондовых бирж и иных профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется уже не Банком России и не Правительством России, а Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) либо уполномоченными ею органами. Между тем регулирование деятельности на рынке ценных бумаг, в особенности применительно к кредитным организациям, - важнейшее направление единой государственной денежно-кредитной политики, от которой Банк России не может быть отстранен.

В процессе совершенствования механизма государственного регулирования денежно-кредитной сферы России необходимо определиться: являются ли безналичные платежи и расчеты неотъемлемой функцией банковской системы и признаком банковской деятельности или такие денежные операции могут осуществляться и другими институтами, не включенными в банковскую систему России.

Еще одной проблемой в сфере расчетов является максимальная «прозрачность» расчетов как юридических, так и физических лиц. Органы государственной власти РФ заинтересованы в увеличении доли безналичных расчетов, в том числе и с участием граждан. «Это обусловлено тем, что денежные средства проходят по банковским счетам и, следовательно, более транспарентны, тогда как операции с наличными денежными средствами сложнее проконтролировать, а они могут быть предметом незаконных сделок» [9].

Особое место среди причин, влияющих на существование и развитие платежного кризиса, занимает проводимая в РФ в течение ряда лет денежно- кредитная политика, направляемая на уменьшение массы денег в обороте.Основная задача такой политики состояла в том, чтобы с помощью ограничения объема денежной массы преодолеть инфляцию, уменьшить платежеспособный спрос и тем самым оказать воздействие на предотвращение роста цен.

Однако применение мер по ограничению денежной массы привело к широкому использованию в обороте различных способов безналичных расчетов, в том числе с помощью бартера, зачетов, векселей, на долю которых в последние годы приходилась преобладающая часть расчетов.

Для преодоления платежного кризиса целесообразно проведение широкого круга мер как в сфере производства, финансовой деятельности, бюджета, так и в сфере организации расчетов в интересах обеспечения оборота необходимой массой платежных средств.[10]

При проведении реструктуризации банковской системы Российской Федерации необходимо, в первую очередь, решить вопрос о структуре банковской системы, позволяющей обеспечить систему расчетов, осуществить кредитование экономики, обслуживание сбережений граждан.

По мере развития рыночных отношений в финансовом секторе экономики усиливается конкуренция между субъектами рынка. Удержание прежней и привлечение новой клиентуры становится все более сложным делом, требующим применения новых подходов. Одним из направлений является создание собственных систем безналичных расчетов или участие в уже функционирующих системах. В рамках таких систем могут использоваться различные платежные инструменты: векселя, чеки, аккредитивы, пластиковые карты, дорожные чеки и др. 

К числу главных факторов, обеспечивающих эффективное использование систем безналичных расчетов на основе пластиковых карт, относятся массовость, многофункциональность и безопасность. 
Массовость является главным фактором окупаемости и эффективности систем на основе карт. Она достигается за счет сложного механизма технических, организационных и просветительских мероприятий. Основой достижения массовости является система информирования и подготовки населения к новым формам финансового взаимодействия друг с другом, государством, банковскими структурами, предприятиями торговли и сервиса, банкоматами и т.д. В основу большинства методик оценки эффективности платежных систем с использованием пластиковых карт положен фактор массовости. 

Многофункциональность определяется как возможность использования одной карты для различных целей. Ее реализация ставит ряд вопросов: оптимизация ограничений по числу функций; оценка оптимального соотношения стоимости и выполняемых функций; уровень защиты карты и транзакции; выполнение авторизации; технологии изготовления и др. 

Необходимость минимизации финансовых потерь в системах безналичных расчетов активизирует новые разработки в сфере информационной безопасности. 

Безопасность платежной системы характеризуется защищенностью всех ее элементов. Несовершенство систем защиты информации (особенно в сетевом режиме) — одна из причин, обусловливающих необходимость тщательного выбора типа сети, операционной системы, прикладного программного обеспечения и оборудования, типа используемых карт. Несовершенство носителей информации пластиковых карт является причиной криминальных действий, например, использования разного типа имитаторов карт, модификация содержимого памяти и т.д. Технических ограничений для улучшения качества карт не существует. Однако использование новых технологий, например, переход с магнитной карты на микропроцессорную, приводит к значительным затратам, что влияет на эффективность системы в целом. Кроме того, на информационную безопасность оказывает воздействие уровень подготовки обслуживающего персонала, работников ПТС и клиентов.

Недостатки при использовании пластиковых карт

Приём платежей. В развитых странах мира практически все торговые точки принимают банковские карты, в менее развитых — приём карт ограничен крупными супермаркетами. В некоторых странах наличие кассового терминала в магазинах обязательно, как и кассовый аппарат. Однако неповсеместность использования может создать некоторые проблемы, особенно в ночное время. Наличные деньги же принимают все магазины.

Проблема чаевых. Есть определённая проблема при оплате в ресторанах, барах, и т. д., связанная со сложностью получения чаевых при оплате кредитной картой. Существуют специализированные процессинговые центры, обслуживающие такие точки, с возможностью указания в чеке суммы чаевых, но, как правило, чаевые платятся в виде наличных. Это приводит к тому, что в некоторых странах расплатиться картой в баре нельзя. Как ни странно, в России этой проблемы практически не существует.

Безопасность. При расчётах через Интернет и получении наличности через фальшивые банкоматы возможна электронная кража денег со счёта. Поэтому следует быть крайне осторожным.

Сложность применения. Хотя банки-эмитенты стараются предельно упростить интерфейс банкоматов, для многих граждан, особенно пожилых, возникают заметные сложности в получении наличности, а иногда даже и при расчётах в кассовых терминалах.

Высокая комиссия для магазинов за возможность приёма платежей по картам. Магазин вынужден закладывать стоимость эквайринга в стоимость товара (около 2 %), что критично для магазинов, работающих в формате дискаунтера.

Высокая стоимость транзакции (совершение операции), что делает карты малоприменимыми для совершения микроплатежей.

Прослеживаемость/трассируемость, это одновременно и достоинство и недостаток. С одной стороны все покупки физического лица становятся абсолютно прозрачными для властей, с другой стороны облегчается составление всевозможных финансовых отчётов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам и др. Внешние расчеты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредита и др. Все расчеты организации можно разделить на две группы:

Информация о работе Организация расчетов в комерческом банке и их учет