Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:10, реферат
С приобретением независимости, как в правовой, так и в экономической сфере потребовались радикальные изменения. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система Казахстана находится в состоянии постоянного совершенствования.
Введение 3
Глава I. О налоговой системе Республики Казахстан 6
1.1. Понятие о налогах и других обязательных платежах в бюджет 6
1.2. Понятие о составе налогового законодательства 6
1.3. Регулирование вопросов поступления налогов и других обязательных поступлений в бюджет 7
1.4. Порядок внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс 8
1.5. Виды налогов и другие обязательные платежи в бюджет 8
1.6. Налоги: теория, сущность, функции 10
1.7. Нововведения в Налоговом кодексе 13
1.8. Современное состояние рынка аудита в области налогообложения 17
Глава II. Практика применения законодательства 21
2.1. Налоговая проверка на предприятии 21
Заключение 27
Литература 29
Второй по значимости вид налога, применяемый в большинстве развитых стран - это налог на добавленную стоимость (НДС). Добавленная стоимость включает в себя заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергетику и т.п. НДС охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов, позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен, их либерализации. Н.Д.С. представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносятся в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товаров, т.е. фактически на каждый технологической стадии движения товара к потребителю. Фактически Н.Д.С. -это налог не на производителя, а на потребителя, поскольку в условиях свободных цен ничто не меняет продавцам товаров и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Предприятия являются здесь лишь своего рода сборщиками налогов.
К косвенным налогам, широко применяемым в различных странах, относятся акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателями данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик - это в основном особые, избранные товары, поэтому у потребителя есть возможность переориентации на занимающие товары и “ухода” от уплаты этих налогов.
Налоговый кодекс |
Закон о налогах и других обязательных платежах в бюджет |
Позитивные моменты |
Введены принципы налогообложения, такие как: 1. принцип обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет 2. определенности, 3. справедливости 4. единства налоговой системы, 5. гласности налогового аконодательства |
Отсутствует |
Определена основа налогового законодательства, которая не может противоречить принципам налогообложения, определенным Налоговым кодексом |
| ||
В совокупный годовой доход не включается отрицательная курсовая разница, полученная при реализации товаров, в том числе на экспорт, по заниженной стоимости, а также при передаче на безвозмездной основе |
В совокупный годовой доход включа-ется отрицательная |курсовая разница, полученная при реализации товаров, в том числе на экспорт, по заниженной стоимости, а также при |передаче на безвозмездной основе |
С целью определения
реального налогооблагаемого
|
| ||
Введение порогового уровня в целях остановки на учет по НДС
|
Отсутствует. Все
лица, осуществля-ющие
предпринимательскую деятель- |
Снижение налоговой нагрузки по НДС для субъектов малого бизнеса; упрощение налогового администрирования для налоговых органов |
| ||
Установлены единые ставки по социальному налогу на доходы отечественных и иностранных работников |
шкала ставок: 5 МРП за каждого иностранного специалиста и 10 МРП за каждого иностранного рабочего |
С целью создания равных условий налогообложения
|
снижение ставки по социальному налогу до 22 процентов |
ставка 26 процентов
|
С целью уменьшения налоговой нагрузки |
Индивидуальный подоходный налог | ||
Пересмотрены границы шкалы ставок по индивидуальному подоходному налогу: От 15 до 40 годового расчетного показателя (ГРП) - сумма налога с 15тикратного ГРП + 10% с суммы превышения 40 до 600 ГРП - сумма налога с 40кратного ГРП + 20% с суммы превышения От 600 и свыше ГРП - сумма налога с 600кратного ГРП + 30% с суммы превышения |
Действующая шкала ставок: "О налогах..." От 15 до 30 годового расчетного показателя (ГРП) - |сумма налога с 15тикратного ГРП + 10% с суммы превышения От 30 до 65 ГРП - сумма налога с 30тикратного ГРП + 20% |с суммы превышения От 65 и свыше ГРП - сумма налога с 65тикратного ГРП + 30% с суммы превышения | |
С целью уменьшения налоговой нагрузки при средних уровнях дохода |
Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств | ||
Введен специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога |
Единый земельный налог действует как вид налога
|
Порядок исчисления, уплаты и представления налоговой Отчетности по основным видам налогов и других обязатель-ных платежей для крестьянских (фермерских) хозяйств изложен в одной главе. Действующий порядок налогообло-жения был изложен в различных частях Закона, что представляло неудобство для применения при исчислении налогов. Кроме того в данной главе Кодекса изложены порядок исчисления и уплаты по отдельным другим обязательным платежам в бюджет (платам за загрязнение окружающей среды и за воду) |
Сельхозтоваропроизводителей | ||
В расчете стоимости патента действую-щая на сегодня норма - 80% льгота распространена и на налоги, счисленные по переработке сельхозпродукции собственного производства |
Ранее данная льгота применялась толь-ко к налогам, исчисленным по произ-водству и реализации сельхозпродукции, а налоги, исчисленные по переработке не подлежали льготе
|
В целях поддержки производителей сельхозпродукции, имеющих единую технологическую линию по производству конечного продукта, а также для удешевления продукции сельского хозяйства |
Земельный налог | ||
Увеличена площадь придомового емель-ного участка с 600 кв.м. до 1000 кв.м., облагаемых по ставке 0,20 тенге за 1 кв.метр в городах областного значения |
По ставке 0,20 тенге облагались придомовые земельные участки до 600 кв.м, свыше 600 кв.м. - по ставке 6 тенге за 1 кв.м. |
С целью понижения налоговой нагрузки на граждан, имеющих придомовые участки и предотвращения возврата земельных участков в земельный баланс
|
Транспортный налог | ||
Снижены ставки налога на легковые автомашины с объемом двигателя свыше 1500 по 4000 кубических сантиметров (за каждую единицу превышения объема двигателя взимать по 7 тенге) |
За каждую единицу превышения объема двигателя взимается 12 тенге |
С целью снижения налоговой нагрузки
|
Налог на имущество | ||
Юридические лица по объектам водо-хранилищ, гидроузлов и других водо-хозяйственных сооружений природо-охранного назначения, находящиеся в государственной собственности и финансируемые за счет средств государственного бюджета исчисляют налог на имущество по ставке 0,1 процент к среднегодовой стоимости объектов налогообложения |
Отсутствует |
С целью снижения налоговой нагрузки |
Другие обязательные платежи | ||
Включены в Налоговый кодекс положения по другим обязательным платежам (сборам, платам, государственной пошлине и таможенным платежам) |
Отсутствует |
В одном нормативном правовом акте сведены все другие обязательные платежи, поступающие в доход бюджета. Сокращено количество взимаемых в настоящее время сборов. Предлагается отменить взимание 5 сборов и 2 плат: 1. сбор за регистрацию
эмиссии ценных бумаг и
присвоение национального 2. сбор за право реализации товаров на рынках; 3. сбор за использование юридическими и физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках 4. сбор за использование юридическими (кроме государственных предприятий, государственных учрежде-ний и некоммерческих организаций) и физическими лицами слов "Казахстан", "Республика", "Национальный" в фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках; 5. сбор за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты; 6. плата за предоставление в пользование информации о недрах; 7. плата за воспроизводство животного мира. Включены в Налоговом кодексе сборы, отсутствующие ранее 1. сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов; 2. сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов; 3. сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов; 4. гербовый сбор. Упорядочен механизм и порядок уплаты (в том числе наличными деньгами на основе бланков строгой отчетности) сбора за проезд автотранспортных средств по территории РК. Изменен плательщик сбора с аукционов (в настоящее время плательщиком сбора является устроитель аукциона) - лица, осуществляющие реализацию имущества на аукционах. Усовершенствован механизм взимания платы за использование радиочастотного ресурса Республики Казахстан, а также платы за размещения объектов наружной (визуальной) рекламы |
Налоговое администрирование | ||
Определены виды налогового контроля, проводимого в следующих формах: 1. Регистрационного учета налогоплательщиков; 2. Учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложе-нием; 3. Учета поступлений в бюджет; 4. Учета плательщиков налога на добавленную стоимость; 5. Налоговых проверок; 6. Камерального контроля; 7. Мониторинга финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков; 8. Правил применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью; 9. Маркировки отдельных видов подакцизных товаров и установления акцизных постов; 10. Соблюдения порядка
учета, оцен-ки и реализации
имущества, обращен-ного в |
Отсутствует |
Конкретизированы формы налогового контроля и дан их исчерпывающий перечень |
1.8. Современное состояние рынка аудита в области налогообложения
Налоговый аудит –
выполнение аудиторской организацией
специального аудиторского задания
по рассмотрению бухгалтерских и
налоговых отчетов
В первую очередь налоговый аудит пользуется спросом у крупных компаний, осуществляющих несколько видов деятельности, в том числе экспортно-импортные операции. Обороты таких компаний велики, поэтому и налоговые обязательства, в том числе штрафы и пени, составляют немалые суммы. Таким образом, дабы минимизировать налоговые выплаты, а также избежать штрафных санкций, крупной компании целесообразно и экономически выгодно провести налоговый аудит, посредством которого удастся выявить и нейтрализовать ошибки в ведении налогового учета и составлении налоговой отчетности. В данном случае под налоговым учетом понимается не только учет по налогу на прибыль организаций, но и расчет сумм к уплате по всем налогам, уплачиваемым организацией.
В условиях финансового кризиса резко возросла необходимость в повышении эффективности управления организацией, много внимания уделяется разработке мероприятий, направленных на повышение эффективности управления. В решении данных вопросов призваны помочь аудиторско-консалтиновые организации, которые оказывают аудиторские услуги, привлекая независимых компетентных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, налогообложения, финансов, права и т.д.
На сегодняшний день
на казахстанском рынке
В настоящее время наиболее востребованными являются услуги в области налогового аудита и сопутствующие аудиту услуги в области налогообложения. Это связано с тем, что налоги и сборы занимают достаточно высокий удельный вес в обязательствах коммерческих организаций. Неверное либо не своевременное исчисление и уплата налогов и сборов приводит к начислению налоговыми органами пеней и штрафных санкций. В связи с этим проведение налогового аудита не только имеет большое значение для экономических субъектов, но и является одним из инструментов, обеспечивающих контроль правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов. Следовательно, налоговый аудит имеет и общегосударственное значение.
Рынок аудиторских услуг
в Казахстане достаточно развит. Принят
Закон «Об аудиторской
Сейчас все усилия профессиональных сообществ направлены на повышение качества аудита, потому что это в значительной мере отражает уровень развития бухгалтерского учета.
Сегодня на рынке Казахстана представлено более 120 аудиторских компаний, из них 14 казахстанских аудиторских компаний являются членами международных аудиторских сетей, включая «большую четверку» (Deloitte&Touche, Ernst&Young, PricewaterhouseCoopers, KPMG).
Определить в процентном соотношении, какую долю рынка аудита страны занимает «четверка», очень сложно. По оценкам нашего Минфина, доля рынка «большой четверки» в Казахстане составляет около 70 процентов. Доминирующая доля «четверки» обусловлена тем, что все крупные национальные компании, включая банки, большинство пенсионных фондов, страховые и нефтяные компании, аудируются именно ими.
В условиях высокой конкуренции предприятиям необходимы более высокие стандарты ведения бизнеса. При этом практические, квалифицированные советы профессионалов служат «маршрутной картой» в изменчивой среде, снижая риски и излишние затраты. Именно поэтому аудиторские и консалтинговые услуги широко использует не только деловой мир, но и государственные структуры.
Следует заметить, что спрос на данный вид деятельности достаточно высок, ведь только аудиторская проверка способна помочь руководителям избежать весьма серьезных и существенных проблем, особенно тех, которые касаются неправильно оформленной документации.
Обязательный аудит
является ежегодной обязательной процедурой,
которая заключается в проверке
бухгалтерской и общей
Не менее распространенным и востребованным направлением является аудиторское обслуживание. Как правило, данная процедура выполняется в течение года. Она представляет собой постоянное сотрудничество конкретного аудитора. Благодаря этому той или иной организации оказываются постоянные консультации в отношении финансовых, экономических, налоговых и других не менее важных вопросов.
Аудиторы вряд ли довольны итогами 2009 и 2010 годов, поскольку на рынке аудиторских услуг наблюдается отрицательная динамика. Объемы выручки многих аудиторских компаний снизились. Общее снижение составляет по некоторым оценкам более 20%. Если на конец 2009 года объем рынка аудиторских услуг в Казахстане, по некоторым данным, составил около 15-18 млрд тенге, то за 2010 год - около 12 млрд тенге. Причина, на наш взгляд, в том, что существенных изменений в экономике на сегодняшний день не произошло, платежеспособный спрос реального сектора все еще на низком уровне.
Многие компании, том числе и крупные, в истекшем году пересмотрели свои бюджеты и сделали выбор в пользу менее крупных аудиторских компаний с умеренной тарифной политикой, т.е. произошло перераспределение клиентов. Некоторые компании вообще отказались от проведения аудита.
Аудиторские компании начали приспосабливаться к такому повороту событий. Больше стали предлагаться аутсорсинговые услуги, налоговый и сопутствующий консалтинг, услуги в области корпоративных финансов. Согласно закону, аудиторы в качестве сопутствующих могут оказывать следующие услуги: консалтинг в области финансового управления, налоговый консалтинг, ИТ-консалтинг (автоматизация бухгалтерского учета, аудита, составления финансовой отчетности, анализа финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования) и прочие. Немногие компании, в числе которых и наша компания сегодня успешно оказывают эти услуги.
В ближайшее время ожидается заметное оживление рынка аудиторских услуг за счет стабилизации финансовой системы страны и начала активного кредитования со стороны банков, а также роста количества компаний, которые переходят на МСФО и нуждаются в действительно качественных услугах аудитора. Благоприятным фактором является и проведение IPO, которое в Казахстане вступает в активную фазу.
Казахстанские аудиторские компании в последние годы осуществили существенный рывок в своем развитии. Ряд аудиторских компаний вступил в известные мировые аудиторские сети, значительно выросло качество аудита, многие аудиторы успешно прошли обучение и имеют международные сертификаты, внедрен контроль качества и т.д.
Глава II. Практика применения законодательства
2.1. Налоговая проверка на предприятии
Налоговая проверка-проверка, осуществляется органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства Республики Казахстан.
Налоговая проверка является
основным способом контроля государства
за деятельностью
Налоговым кодексом четко установлено, что органы налоговой службы могут начислить или пересмотреть начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет в течение пяти лет после окончания налогового периода.
Налоговым кодексом строго определены виды налоговых проверок, к которым относятся:
Налоговые проверки производятся для установления достоверности отчетных данных, обеспечения правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Тематическая проверка - проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налогов и других обязательных платежей в бюджет , которая осуществляется не чаще одного раза в полугодие по одному и тому же налога и других обязательных платежей в бюджет.
Пример:
Проверяется декларация по налогу на транспортные средства. В декларации включены транспортные средства, которые облагаются налогом на транспорт. Тематической проверкой установлено, что по 3 транспортным средствам это ГАЗ 53, грузоподъемностью до 5 тонн ставка налога 12 МРП, налоговые ставки применены не верно, в результате чего доначислен налог на транспорт в сумме 27900 т.т.
Налогоплательщику направлено уведомление по исполнению налогового обязательства согласно ст. 31 Налогового Кодекса Республики Казахстан.
В соответствие со ст.219 Налогового Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" за невыполнение законных требований органов налоговой службы налогоплательщику предъявлен административный штраф.
Началом проведения налоговой проверки считается момент вручения налогоплательщику предписания. Проверка начинается только после предъявления должностными лицами, осуществляющими проверку, своих служебных удостоверений.
Информация о работе Организация налоговой системы в Республике Казахстан