Организация безналичного денежного обращения в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Одной из важных проблем экономики в настоящее время является стабилизация платежной системы. Эффективная платежная система необходима для экономического развития государства, она способствует повышению экономической активности, должна минимизировать задержки в платежах, сокращать операционные издержки, банковский и коммерческий риски.
Платежная система – это совокупность законодательно регулируемых элементов, обеспечивающих совершение платежей между сторонами в процессе выполнения ими своих о

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.79 Кб (Скачать)

Наличие очередности  платежей не является гарантией своевременного выполнения плательщиком обязательств как в установленный срок, так и в сумме платежа, обозначенной в расчетном документе. Такой гарантии общие правила проведения расчетов дать не могут. Однако эти правила предполагают наблюдение со стороны плательщика за собственной платежеспособностью для обеспечения достаточной суммы средств на счете и завершения расчетов, а также возможность при недостатке средств и соблюдении определенных условий получения краткосрочного кредита или иного источника для выполнения обязательств. Кредит может быть получен: в виде превышения оплаты над имеющимся остатком как разрешенный овердрафт по счету; при открытии на базе текущего счета контокоррентного счета для финансово устойчивых клиентов; как целевой кредит для платы за конкретные товарно-материальные ценности; на заработную плату и др. Для пополнения средств на счете могут осуществляться и иные операции, например, учет векселей в банке, операции с валютными ценностями, операции с ценными бумагами. Наблюдение за ликвидностью счетов обязательно не только для клиентов, но и для банков при совершении операций по корреспондентским счетам. В этом случае при недостаточности средств рынка межбанковских кредитных ресурсов в качестве кредитора последней инстанции выступает Национальный банк страны.

Все вышесказанное позволяет  определить следующие основные правила проведения безналичных расчетов:

- движение средств по  банковским счетам опосредствуется  движением расчетных  документов, которые рассматриваются как платежные инструкции клиента;

- движение документов  происходит в определенной последовательности,  которая называется документооборотом.  Она зависит от содержания платежных инструкций;

- форма расчетного документа,  его реквизиты, количество регламентируются банком и предполагают соблюдение стандартов заполнения;

- списание средств со  счета плательщика происходит  в пределах остатка счета в календарной очередности;

- при недостаточности  средств на счете плательщика  для выполнения обязательств соблюдается очередность платежей;

- списание средств со  счета плательщика происходит  с учетом срока платежа;

- со стороны плательщика  осуществляется контроль за наличием на счете средств, необходимых для выполнения обязательств; 
возможна помощь банка в поддержании его ликвидности.

При наличии общих правил проведения расчетов безналичные расчеты обладают большим многообразием. Для исследования их особенностей можно использовать различные критерии, среди которых традиционными являются: состав участников, размер платежа, способ платежа, платежный инструмент, форма расчетов (таблица № 1).

Таблица (№ 1) - Классификация безналичных расчетов

Признак классификации

Вид безналичных расчетов

Состав участников

Клиентские (в  пределах одного банка – межбанковские)

Банковские (внутрибанковские,  межбанковские)

Место проведения

На территории страны (внутренние).

Международные

Размер платежа

Крупный.

 Мелкий

Объект платежа

За товары и  услуги.

Обязательства нетоварного  характера

 

Срок платежа  для межбанковских переводов

 

Срочный.

Обычный (или  прочие)

 

,

 

Способ платежа  для межбанковских переводов

 

Валовая основа (на сумму каждого платежа).

Клиринг (зачет  встречных требований)

 

 

Платежный инструмент

Кредитовый перевод.

Дебетовый перевод.

Чек.

Пластиковая карточка

Форма расчетов

Платежное поручение  по исполнению кредитового перевода.

Платежное требование-поручение  по исполнению кредитового перевода.

Платежное требование по исполнению дебетового перевода.

Документарный аккредитив.

Чек из чековой  книжки и расчетный чек.

Банковская пластиковая  карточка.


 

Вышеприведенные признаки безналичных расчетов в  разной степени рассматривались при характеристике их организации. Наиболее важным среди них является форма расчетов, поскольку именно она обладает собственными правилами и документооборотом, отражает особенности исполнения платежных инструкций клиента.

  1. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

Под формой безналичных расчетов понимают законодательно установленный порядок совершения расчетов в безналичном платежном обороте на основе документооборота, определяемого исполнением платежных инструкций.

Инструкции центрального банка классифицируют формы безналичных расчетов по следующим укрупненным группам:

- исполнению банковского  перевода;

- документарные аккредитивы;

- чеками из чековых книжек  и расчетные чеки;

- пластиковыми карточками.

Под безналичными понимаются расчеты  между юридическими лицами, а также  расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк в безналичном  порядке. Они проводятся на основании  платежных инструкций организации, вид, форма и обязательные реквизиты  которых устанавливаются Национальным банком. Платежные инструкции могут  быть выданы в письменной форме или  в форме электронного документа. Основанием для осуществления безналичных  расчетов является наличие заключенного договора текущего банковского счета  между банком и организацией. Обязательства, вытекающие из платежных инструкций организации, являются самостоятельными по отношению к обязательствам, вытекающим из основного договора. Банки не контролируют исполнение обязательств сторонами основного договора и  не вмешиваются в их отношения.

Безналичные расчеты производятся посредством: платежных поручений; платежных требований; платежных  требований-поручений; аккредитивов; чеков.

Применение той или  иной формы и порядка расчетов между организациями определяется в основном договоре между плательщиком и бенефициаром, в котором определяются штрафные санкции за его несоблюдение. При выборе формы и порядка  расчетов организация должна учитывать  характер хозяйственных взаимоотношений  в целях обеспечения наибольшего  сближения момента получения  товара (оказания услуг) и момента  совершения платежа, недопущения образования  необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности. Кроме того, не все  формы расчетов одинаково выгодны  для плательщика и бенефициара.

Безналичные расчеты осуществляются посредством кредитовых и дебетовых  переводов, а также аккредитивов. Кредитовый перевод – банковский перевод, инициатором которого является плательщик, на основании представляемых в банк-отправитель платежных  инструкций, оформленных расчетными документами (платежным поручением, платежным требованием-поручением).

Платежное поручение (приложение 1) представляет собой платежную инструкцию, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель бенефициару. Оно составляется плательщиком в количестве экземпляров, которое определяет банк-отправитель, но их число должно быть не менее двух (как правило, в трех) и представляется в банк-отправитель не позднее десяти календарных дней со дня их выписки. Первый экземпляр платежного поручения заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиск печати. Допускается передача их организацией в банк-отправитель в электронном виде с применением телеутрансмиссионных средств или на машинном носителе на основании заключенного договора с банком. Банк-отправитель в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством или договором между банком и плательщиком, может принять к исполнению постоянно действующее платежное поручение организации, составленное в одном экземпляре, в соответствии с которым обязуется переводить средства плательщика в определенные сроки, при поступлении денежных средств в пользу организации. На основании первого экземпляра платежного поручения банк списывает средства со счета организации в пользу бенефициара.

Банк извещает продавца о зачислении денег, пересылает ему 3-й экземпляр платежного поручения и выписку банка.

Платежное требование-поручение является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчетных и иных документов, предусмотренных договором. Оно представляется бенефициаром в количестве экземпляров, которое определяет банк-отправитель, но их число должно быть не менее двух (как правило, в трех) и направляется непосредственно плательщику, минуя обслуживающие их банки. Первый экземпляр платежного требования-поручения заверяется оттиском печати и подписями бенефициара. В случае соблюдения бенефициаром всех условий основного договора по поставке материальных ценностей плательщик акцептует платежное требование-поручение, заверяя первый экземпляр оттиском печати и подписями должностных лиц согласно заявленным в банк образцам.

В случае отказа полностью  или частично оплатить платежное  требование-поручение плательщик уведомляет непосредственно бенефициара в  порядке и сроки, определяемые договором, заключенным между ними. На основании  акцептованного первого экземпляра платежного требования-поручения банк-отправитель  перечисляет денежные средства плательщика  бенефициару.

Дебетовый перевод – банковский перевод, инициатором которого является бенефициар, на основании платежных  инструкций в банк-отправитель, оформленных  расчетными документами (платежным  требованием, чеком).

Платежное требование (приложение 2) является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

При проведении дебетовых  переводов посредством платежных  требований используется акцептная  или без акцептная форма инкассо. Акцептная форма используется при расчетах за отгруженные товары (работы и услуги) и по обязательствам, возникшим в результате проведения банковских операций. Без акцептная форма используется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке.

Платежное требование представляется в банк в течение десяти календарных  дней со дня его выписки в трех экземплярах вместе с реестром,  составленным в двух экземплярах. Первый экземпляр платежного требования заверяется оттиском печати и подписями должностных  лиц бенефициара согласно заявленным в банк образцам. Оно исполняется  банком-отправителем на основании полученного  от плательщика акцепта, оформленного заявлением на акцепт и составленного  в двух экземплярах, которые заверяются оттиском печати и подписями должностных  лиц плательщика согласно заявленным в банк-отправитель образцам.

Акцепт может быть предварительным или последующим. Предварительный акцепт – это акцепт плательщика, полученный банком до поступления платежного требования. Он предполагает оплату платежных требований в срок, определенный плательщиком в заявлении на предварительный акцепт, но не позднее четвертого банковского дня, включая банковский день поступления платежного требования.

В случаях, установленных  законодательством, плательщик представляет вместе с заявлением на предварительный  акцепт соответствующие документы, являющиеся основанием для осуществления  перевода.

Платежные требования, подлежащие в соответствии с заявлением на предварительный  акцепт оплате в день поступления  их в банк, должны содержать надпись  «Оплата в день поступления».

По платежным требованиям, подлежащим в соответствии с заявлением на предварительный акцепт оплате на второй, третий или четвертый банковский день со дня поступления их в банк-отправитель, плательщик вправе заявить отказ  от оплаты (акцепт с возможностью отказа).  Они должны содержать надпись  «Акцепт с возможностью отказа». В случае нарушения бенефициаром условий основного договора плательщик вправе отказаться от акцепта (полностью  или частично) до наступления даты платежа. Для этого он должен представить  в банк-отправитель заявление  на отказ платежных требований по форме, разработанной банками, в  двух экземплярах, заверенных оттиском печати и подписями должностных  лиц плательщика.

Последующий акцепт – это  акцепт плательщика, полученный банком после поступления платежного требования в течение десяти рабочих дней, не считая дня поступления платежного требования в банк.

Акцептованные платежные  требования, не исполненные ввиду  отсутствия (недостаточности) средств  на текущем счете плательщика, в  акцептованной (неисполненные) или  неисполненной сумме (частично исполненные) помещаются в картотеку к вне балансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

Расчетный чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Прежде чем производить расчеты  расчетными чеками, организация должна получить в банке чековую книжку. Для этого оно представляет в  банк заявление-обязательство в  одном экземпляре, заверенное оттиском печати и подписями должностных  лиц, имеющих право распоряжаться  счетом, и платежное поручение  в двух экземплярах для депонирования  средств на сумму чековой книжки на счетах специального режима, с которых  производится списание сумм чеков из чековых книжек по мере их оплаты. Чековая  книжка выдается представителю организации, фамилия, имя, отчество и образец  подписи которого указаны в заявлении-обязательстве. При необходимости организации  может быть выдано несколько чековых  книжек. Срок действия чековой книжки – один год. Расчетный чек действителен в приеме на уплату за товары и услуги в течение тридцати календарных  дней, не считая дни выписки. При  наличии неиспользованных чеков  из чековой книжки и остатка средств  на счете специального режима банк чекодателя может продлить срок действия чековой книжки еще на один год, а при отсутствии средств на таком счете чековая книжка может быть пополнена на основании заявления-обязательства, представленного в банк. По желанию чекодателя чековая книжка может быть досрочно закрыта либо уменьшена сумма, депонированная по ней. Неиспользованный остаток по чековой книжке, не востребованный организацией в течение месяца перечисляется на его текущий счет. Принятые в уплату чеки из чековых книжек чекодержатель представляет в свой банк вместе с поручением-реестром в двух экземплярах, если чекодатель и чекодержатель обслуживаются в одном банке, или в четырех, если они обслуживаются в разных банках.

Информация о работе Организация безналичного денежного обращения в РБ