Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:53, реферат
Основным источником информации о финансовом состоянии любого хозяйствующего субъекта является бухгалтерская (финансовая) отчетность. Ведение бухгалтерского учета требует от бухгалтерских и финансовых служб постоянного повышения профессиональных знаний. Однако эти службы не всегда объективно, достоверно и главным образом рационально отражают реальные финансово - хозяйственные процессы. В связи с этим возникла необходимость создания независимых контрольных органов, которые, осуществляя последующий контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета, подтверждая достоверность финансовой отчетности, могут оказывать и квалифицированные консультационные услуги по улучшению финансового состояния предприятия. Эти функции выполняют специальные независимые аудиторские службы.
Введение………………………………………………………………………………………… 3
Выбор аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом.…………… … 4
Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами….................5
Письмо о проведении аудита……………………………………………………………………9
Понимание деятельности экономического субъекта….……………………………………. 13
Договор на оказание аудиторских услуг…………………………...………………………....20
Оценка стоимости аудиторских услуг………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………………………………..27
1. По условиям аудиторской проверки:
об объекте и цели аудиторской проверки, в частности о порядке аудита филиалов и подразделений экономического субъекта в случае их наличия;
должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента включать заключение о достоверности бухгалтерской отчетности филиалов, подразделений и дочерних компаний;
о законодательных актах и нормативных документах, на основании которых проводится аудит.
2. По обязательствам аудиторской организации:
о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы;
об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги;
обязательство аудиторской организации по соблюдению коммерческой тайны;
о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля экономического субъекта.
3. По обязательствам экономического субъекта:
об ответственности экономического субъекта и его исполнительного органа за полноту и достоверность представленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки;
о направлении экономическим субъектом по указанию аудиторской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении (неподтверждении) ими соответствующей задолженности;
о неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Подробнее с этими указаниями можно познакомиться, изучив международный стандарт аудита «Условия договоренности об аудите».
К дополнительной относится информация, включенная в текст письма-обязательства по желанию аудиторской фирмы или клиента.
К ней относятся:
общие сведения об оказываемых аудиторской фирмой услугах, квалификации ее персонала;
примерный календарный план проведения аудита и состав группы аудиторов;
общая характеристика применяемых методов аудита;
предлагаемые условия оплаты труда;
предложение об использовании услуг независимых экспертов и др.
Жесткие рекомендации по составлению письма аудитора перед клиентом отсутствуют, а содержание письма определяется прежде всего запросами клиента, его финансовым состоянием, степенью взаимного доверия между аудитором и клиентом.
Письмо о проведении аудита документально подтверждает согласие аудитора с условиями, предложенными клиентом, понимание аудитором поставленной перед ним задачи на проведение аудита, степени ответственности перед клиентом.
В то же время руководство экономического субъекта не всегда правильно понимает цели и задачи аудита и не представляет, какие действия потребуются от него и работников предприятия, а также степень ответственности за предоставленную для проверки документацию.
Во избежание неразрешимых конфликтов по ходу проведения аудиторской проверки все эти вопросы должны быть разъяснены клиенту до начала проверки и даже до заключения договора.
Письмо о проведении аудита, посланное аудиторской фирмой своему клиенту до начала проверки, помогает избежать недоразумений и конфликтов при формировании аудиторского заключения по итогам проверки.
Если аудиторская организация решила, что в направлении нового письма-обязательства (при повторном аудите) нет необходимости, она вправе напомнить клиенту содержание прежнего письма-обязательства.
Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Однако следующие факторы могут сделать целесообразным составление нового письма:
а) любой признак, указывающий на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;
б) любые пересмотренные или особые условия аудиторского задания;
в) кадровые изменения в высшем руководстве, совете директоров или в структуре аудируемого лица;
г) изменения в структуре собственности аудируемого лица;
д) значительные изменения характера или масштабов деятельности аудируемого лица;
е) требования законодательства Российской Федерации.
4. Понимание деятельности экономического субъекта
До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта. Для проведения аудита бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна понимать деятельность проверяемого экономического субъекта в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции, используемые методы учета, которые могут оказывать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, на ход проведения проверки или на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.
Требования, предъявляемые к аудиторской фирме или аудитору, работающему самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в вопросах получения знаний о деятельности проверяемого экономического субъекта и их дальнейшего использования при проведении аудита, определены в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 15 «Понимание деятельности экономического субъекта».
Согласно Федеральному стандарту факторами, определяющими необходимость понимания деятельности экономического субъекта, являются:
экономическая политика экономического субъекта в отчетный период (периоды), ее стратегии и тактики;
проводимая экономическим субъектом учетная политика и ее соответствие направлениям финансовой политики;
в идентификация хозяйственных операций, осуществляемых экономическим субъектом; возможность качественного проведения аудита;
правильность применения нормативно-правовых актов, регулирующих операции, проводимые экономическим субъектом;
обоснованность выводов о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Областями деятельности экономического субъекта, понимание которых существенно для аудиторской организации на всех стадиях проведения аудита, являются:
а) основная деятельность;
б) инвестиционная деятельность;
в) прочие операции.
Приобретение знаний о деятельности экономического субъекта представляет собой непрерывный процесс сбора и обработки информации на всех стадиях проведения аудита. При этом информация, получаемая на последующих стадиях, дополняет и уточняет данные, полученные на предыдущих стадиях.
При ознакомлении с деятельностью потенциального клиента аудиторам следует выявить факторы, влияющие на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта. Их можно разделить:
а) на внешние факторы - общие экономические и отраслевые факторы:
общеэкономические факторы (государственная политика, уровень инфляции, денежная (валютная) ревальвация, состояние экономики в целом и др.);
отраслевые факторы (рынок и конкуренция, цикличность (сезонность) деятельности, изменения в технологии производства, предпринимательский риск, спад или расширение отрасли и др.);
нормативно-правовые факторы (учетная политика, требования к бухгалтерскому учету и отчетности, нормативные и законодательные акты, система налогообложения, меры государственного регулирования, аудиторские требования представления отчетности, пользователи бухгалтерской отчетности).
б) внутренние факторы, связанные с индивидуальными особенностями экономического субъекта:
индивидуальные факторы (корпоративная структура, организационная структура, деятельность внутреннего аудита, источники и методы финансирования и др.);
факторы, связанные с особенностями экономической деятельности (характер экономического субъекта, категории основных расходов, структура долгов, включая условия и ограничения и др.);
финансовые факторы (системы прогнозирования доходов и финансовых потоков, лизинг и прочие финансовые соглашения (кредиты, займы), доступность кредитов, операции с ценными бумагами, сравнение с прибыльностью производственных операций).
До начала проверки аудиторская организация должна в целом понимать влияние на деятельность проверяемого субъекта внешних факторов, тогда как детальный анализ внутренних факторов возможен в процессе проведения аудита.
Основными методами получения знаний о деятельности экономического субъекта являются:
а) изучение общеэкономических условий деятельности проверяемого экономического субъекта (например, национальная экономическая политика, система налогообложения и таможенного контроля, установление лимитов и квот);
б) анализ региональных особенностей, влияющих на деятельность экономического
субъекта (например, географическое положение, экономические и налоговые
условия региона);
в) учет отраслевых особенностей сферы деятельности экономического субъекта;
г) знакомство с организацией и технологией производства;
д) сбор информации о персонале экономического субъекта, ассортименте выпускаемой продукции, применяемых методах ведения бухгалтерского учета (форма, учетная политика, степень автоматизации);
е) сбор информации о структуре собственного капитала, анализ размещения и котировок акций;
ж) сбор информации об организационной и производственной структурах; проводимой маркетинговой политике; основных поставщиках и покупателях;
з) анализ деятельности экономического субъекта на рынке ценных бумаг (например, выдача векселей, операции с финансовыми векселями, покупка и продажа акций);
и) учет наличия и взаимоотношений с филиалами и дочерними (зависимыми) обществами и методов консолидации финансовой отчетности, порядка распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
к) сбор информации о юридических и финансовых обязательствах экономического субъекта (имеет важное значение на этапе планирования при определении уровня существенности и расчета внутрихозяйственного риска);
л) знакомство с организацией системы внутреннего контроля.
В целях получения наиболее глубоких знаний о деятельности экономического
субъекта аудитор применяет аналитические процедуры, выявляющие существенные
отклонения от различного рода базовых показателей.
Аудитор может получить знания о деятельности экономического субъекта из следующих источников:
предыдущий опыт работы с данным аудируемым лицом и в сфере деятельности этого лица;
информация, полученная от сотрудников аудируемого лица (например, руководителей и ведущих специалистов);
информация, полученная от внутренних аудиторов аудируемого лица и из отчетных документов внутренних аудиторов;
информация, полученная от других аудиторов, юристов и консультантов, которые оказывали услуги данному аудируемому лицу или в данной сфере деятельности;
информация, полученная от специалистов, не являющихся сотрудниками данного аудируемого лица (например, представителей органов, осуществляющих государственное или негосударственное регулирование в соответствующей отрасли, заказчиков, поставщиков, представителей аналогичных организаций);
официальные публикации в юридических изданиях, профессиональных, отраслевых и региональных журналах и монографиях;
нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность проверяемого экономического субъекта;
посещение административных зданий и производственных помещений аудируемого лица;
документы периода деятельности аудируемого лица (например, протоколы заседаний совета директоров, материалы, рассылавшиеся акционерам или представленные уполномоченным государственным органам власти, рекламные материалы, финансовая (бухгалтерская) отчетность за предыдущие годы, сметы, внутренние отчеты руководства, инструкции по ведению бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля, рабочий план счетов бухгалтерского учета, должностные инструкции, планы маркетинга и продаж).
Понимание деятельности аудируемого лица является основой для выражения профессионального суждения аудитора. Понимание деятельности и надлежащее использование информации о деятельности аудируемого лица помогает аудитору:
оценивать риски и выявлять проблемные области;
эффективно планировать и проводить аудит;
оценивать аудиторские доказательства;
обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.
Пополнение информации, необходимой для углубления понимания деятельности экономического субъекта, осуществляется на всех стадиях аудита как руководителем аудиторской проверки, так и членами аудиторской группы; при этом руководитель должен в данном вопросе предъявлять к членам аудиторской группы достаточно высокие требования.