Организация аудиторской проверки учета денежных средств и денежных документов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:00, реферат

Краткое описание

Цель аудиторской проверки кассовых операций – установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

Файлы: 1 файл

2 Организация аудиторской проверки учета денежных средств и денежных документов.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

      2 Организация аудиторской проверки учета денежных средств и денежных документов  

      2.1 Задачи и общий порядок аудиторской  проверки денежных средств и  денежных документов 

     Цель  аудиторской проверки кассовых операций – установление соответствия применяемой  в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

     Данное  направление аудита может быть реализовано  при проведении как обязательной, так и инициативной аудиторской  проверки, а также может быть предметом  отдельного договора, но чаще всего  входит составной частью в договор  общего аудита.

     Этапы аудиторской проверки кассовых операций могут быть организованы в следующей последовательности:

  • определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов, соответствие которым необходимо проверить;
  • составление аудиторской программы (возможно применение тестов средств контроля) и программы процедур по существу;
  • определение целесообразности использования результатов работы внутреннего аудита (если он организован на предприятии и охватывает данное направление);
  • проверка организации материальной ответственности кассира;
  • документальное подтверждение соответствия данных бухгалтерского баланса по статье «Денежные средства» и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации;
  • документирование существенных нарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдения законодательства;
  • информирование руководства аудируемого лица о выявленных недостатках и получение от него письменных разъяснений;
  • контроль за внесением аудируемым лицом исправлений в регистры и формы отчетности.

     Аудитор должен прежде всего определить соответствие проверяемых хозяйственных операций и документов, связанных с их оформлением, нормам действующего законодательства. При этом необходимо учитывать следующие  нормативные документы:

  • Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 № 40;
  • Положение Центрального банка РФ от 05.01.1998 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации»;
  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 № 49;

     Кассовые  операции целесообразно проверять  сплошным методом.  

      2.2 Общий план и программа аудиторской проверки учета денежных средств и денежных документов 

     Начиная разработку общего плана и программы  аудита, аудиторская организация  должна использовать предварительные  знания об экономическом субъекте, а также результаты проведенных аналитических процедур.

     Общий план аудита должен служить руководством при осуществлении программы  аудита. В процессе аудита у аудиторской  организации могут возникнуть основания  для пересмотра отдельных положений  общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.

     В общем плане аудиторская организация  должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

  • реальные трудозатраты;
  • расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;
  • уровень существенности;
  • проведенные оценки рисков аудита.

     В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку.

     Аудиторская организация определяет в общем  плане роль внутреннего аудита, а  также необходимость привлечения  экспертов в процессе проведения аудита.

     Программа аудита является развитием общего плана  аудита и представляет собой детальный  перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы – одновременно и средством контроля качества работы.

     Аудитору  следует документально оформить программу аудита, обозначить номером  или кодом каждую проводимую аудиторскую  процедуру, чтобы иметь возможность  в процессе работы ссылаться на них  в своих рабочих документах.

     В зависимости от условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

     Выводы  аудитора по каждому разделу аудиторской  программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

     По  окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально  и завизированы в установленном  порядке.

     В данной курсовой работе таким субъектом  аудита является ООО «Трансстрой». Общество с ограниченной ответственностью «Трансстрой» создано в результате реорганизации СМП-291 треста «Дальтрансстрой» 01 ноября 2004 г. Юридический адрес предприятия 681010 г.Комсомольск-на-Амуре, ул. Вокзальная, 47.

     ООО «Трансстрой» имеет производственную базу расположенную по адресу г.Комсомольск-на-Амуре ул.Юбилейная 20, общей площадью территории 2,0 га. В состав производственной базы входит: бетонно-растворный узел мощностью 10 тыс.м3/год с полигоном по изготовлению сборного железобетона мощностью 2000 м3 в год с башенным краном; участок механизации на 20 единиц с ремонтными мастерскими и бытовыми помещениями; блок складов;

     Предприятие имеет следующие подразделения:

  • Административно-хозяйственный персонал;
  • Участок механизации;
  • Участок по изготовлению бетона, раствора железобетонных изделий;
  • Ремонтно-механический участок;
  • Служба главного энергетика и механика;
  • Строительный участок.

     Предприятие ООО «Трансстрой» имеет большой  опыт работ по ремонту железнодорожных  путей и строительству объектов нулевого цикла на объектах ОАО «АСЗ», а так же выполняет работы по строительству автодороги из сборных железобетонных плит с монолитными участками на объектах ООО «РН – Комсомольский НПЗ».

     В приложении А приведено «Письмо о проведении аудита».

      Следующий этап подготовки к аудиту - разработка общего плана и программы аудита - основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

      В приложении Б приведен общий план аудита денежных средств. В этом плане должны быть отражены уровень существенности и аудиторского риска. Расчет этих показателей приведем ниже.

      В соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности «Существенность в аудите» № 4 при проверке отчетности аудитор оценивает выявленные в ней ошибки, которые по своей сути и содержанию бывают существенными (материальными) и несущественными (нематериальными). Аудитор также дает оценку степени риска своей деятельности.

      Существенность – это вероятность того, что применяемые аудиторские и иные, в том числе юридические, экспертные и т.д., процедуры позволяют определить наличие ошибки в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователями. 

      Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

      Для нахождения уровня существенности используем следующую систему базовых показателей (таблица 2.1).

      Уровень существенности рассчитаем следующим образом. По итогам финансового 2010 года в экономическом субъекте, подлежащем проверке, определим финансовые показатели, перечисленные в графе 1 (см. таблицу 2.1). Их значение может быть занесено в графу 2 в тех денежных единицах, в которых подготовлена бухгалтерская отчетность. От этих показателей берутся процентные доли, приведенные в графе 3, и результат заносится в графу 4.

        Таблица 2.1 – Расчёт значения уровня существенности базового показателя бухгалтерской отчетности ООО «Трансстрой» за 2010 год

Наименование  показателя Значение

показателя, тыс.р.

Доля,

показателя  

%

Значение, применяемое  для нахождения уровня существенности
1 2 3 4
Балансовая  прибыль предприятия 22775 5 455,5
Валовой объем реализации без налога на добавленную  стоимость (НДС) 46056 2 2302,8
Валюта  баланса 35055 5 1051,65
Собственный капитал (итог раздела I I I баланса) 29455 10 2945,5
Общие затраты предприятия 23281 5 1164,05
 

      Уровень существенности (УС) определяется следующим образом:

УС = (455,5 + 2302,8 + 1051,65 + 2945,5+ 1164,05) /5 = 1583,9 тыс.р.

      В соответствии с положениями приложения правила (стандарта) аудиторской деятельности № 4 «Существенность в аудите» показатели, используемые при расчете уровня существенности, не должны отличаться от их среднего значения более чем на 20 %. Для проверки данного условия можно использовать формулу:  

    (2.1) 

      Далее рассчитывается процентное отклонение показателей, используемых при расчете уровня существенности:

Откл.1 = (1583,9 – 455,5) / 1583,9 = 71,2%

Откл.2 = (1583,9 – 455,5) / 1583,9 = 45,4%

Откл.3 = (1583,9 – 455,5) / 1583,9 = 33,6%

Откл.4 = (1583,9 – 455,5) / 1583,9 = 86%

Откл.5 = (1583,9 – 455,5) / 1583,9 = 26,5%

      С учетом того, что несколько показателей (в том числе максимальное и минимальное) отличаются от среднего (1583,9 тыс. р.) более чем на 20 %, необходимо определить новое значение уровня существенности:

УС = 1677,2 тыс. р.

      Общий уровень существенности составляет 1 677,2 тыс. р. Данное значение можно округлить в пределах 20 %, что составит 2 000 тыс. р.

      Риск  аудитора (аудиторский риск) означает вероятность того, что бухгалтерская  отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности или что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.

      Аудиторский риск состоит из трех компонентов:

      ·         внутрихозяйственного риска;

      ·         риска средств контроля;

      ·         риска необнаружения.

      Аудиторский риск (АР) определяется как произведение внутрихозяйственного риска (ВХР), риска  средств контроля (РСК) и риска  необнаружения (РН): 

      АР = ВХР * РСК * РН              (2.2) 

      Для определения аудиторского риска  воспользуемся первым способом: в оценке плана с точки зрения уровня квалификации аудитора. Например, аудитор полагает, что внутрихозяйственный риск составляет 80 %, риск средств контроля – 55 % и риск необнаружения – 10 %. Значение риска при аудите составит:

Информация о работе Организация аудиторской проверки учета денежных средств и денежных документов