Опека и попечительство как институт гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без родителей. Общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..2
Опека и попечительство как институт гражданского общества……………4
Анализ деятельности опеки и попечительства ……………………………...7
Технологии опеки и попечительства………………………………………..11
Форма опеки и попечительства……………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………….…..17
Используемая литература……………………………………………………19

Файлы: 1 файл

технологии опеки и попечительства..doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Опекуны и попечители являются законными представителями  своих подопечных. Так, права и охраняемые законом интересы недееспособных граждан, граждан, не обладающих полной дееспособностью, и граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищают в суде их родители, усыновители (естественные опекуны  (попечители) несовершеннолетних), опекуны или попечители, которые, представляют суду документы, удостоверяющие их полномочия. Такими документами для опекунов (попечителей) является опекунское удостоверение, а при его отсутствии - решение органа опеки и попечительства о назначении данного лица  опекуном (попечителем).  
 
 
 
 
 
 

Технологии  опеки и попечительства 
 

Основная работа по защите прав ребенка является взаимодействие органа опеки с семьей (как биологической, так и замещающей). Такое взаимодействие должно быть юридически закреплено, с четким установлением прав и обязанностей сторон - родителей, замещающей семьи, уполномоченной службы органа опеки, которая необходима для предоставления необходимых услуг обеим семьям.

Показано, что  наилучшее обеспечение интересов  ребенка перестанет быть декларацией и превратится в реально достижимый результат, только если все действия по защите прав ребенка будут планироваться органом опеки, осуществляется силами профессионалов уполномоченных служб и затем - оцениваться и пересматриваться органом опеки, с учетом результатов для ребенка и меняющихся обстоятельств.

Само же устройство ребенка в семью будет успешным, только если:

- обеспечивается  предварительная реабилитация и  подготовка ребенка к помещению  в семью;

- проводится  работа по подготовке и отбору воспитателей (включающая различные методы диагностики личности воспитателей и особенностей семейной системы, оценку компетенции таких граждан, как воспитателей приемного ребенка, а также индивидуальные и групповые формы работы с заявителями по совершенствованию его компетенций);

- предоставляется  последующее комплексное социально-педагогическое  сопровождение семьи и ребенка  в объемах и сроках, соответствующих  потребностям ребенка и семьи.

- проводится  работа по подготовке и отбору  воспитателей (включающая различные методы диагностики личности воспитателей и особенностей семейной системы, оценку компетенции таких граждан, как воспитателей приемного ребенка, а также индивидуальные и групповые формы работы с заявителями по совершенствованию его компетенций);

- предоставляется  последующее комплексное социально-педагогическое  сопровождение семьи и ребенка  в объемах и сроках, соответствующих  потребностям ребенка и семьи.  Очевидно, что такая работа, как  и работа, направленная на изменения  в кризисной семье, не может осуществляться силами только административных работников органа опеки и попечительства и требует привлечения широкого круга профессионалов, т.е. создания специальных уполномоченных организаций органа  опеки. Подобные службы и были фактически созданы на базе реформированных детских домов и приютов, превратившихся из учреждений для содержания детей в систему социально- педагогических и реабилитационных служб, оказывающих профессиональную помощь.

Для выработки  комплекса действий в сфере защиты интересов детей-сирот и их социальной адаптации необходимо установить базовые принципы, на основе которых такие действия будут  реализовываться. Наиболее эффективными принципами осуществления политики в отношении детей являются: 

  • приоритет возможно более ранних профилактических действий в отношении негативных социальных тенденций и явлений в сфере семьи и детства, с учетом признания семьи в качестве базового социального института, наиболее органичного для выживания, защиты и развития ребенка;
  • сосредоточенность действий, осуществляемых совместно государственными и негосударственными структурами, на развитие способности семьи к воссозданию и укреплению, а детей - к формированию полноценной личности и самореализации;
  • интерактивный подход, подразумевающий непрерывный общественный мониторинг положения в отношении защиты прав ребенка в России, и направленность общих, партнерских усилий на возможно более активное взаимодействие с семьей и ребенком..

Основу подхода  составляет единый процесс ведения  дела каждого ребенка - от момента выявления кризиса в семье до снятия ребенка с учета, как нуждающегося в помощи, или до усыновления. Орган опеки принимает и пересматривает решения о формах и результатах защиты прав ребенка, нуждающегося в защите. Его уполномоченные организации - профессионально обеспечивают подготовку и реализацию решений.

Речь идет о  новой модели работы органов опеки и попечительства, использующей процессное управление, включающей систему профессиональных служб, обеспечивающих потребности ребенка на различных этапах процесса - при работе с семьей ребенка с целью ликвидации кризисной ситуации или возврата ребенка в семью, или при его помещении в новую семью. Необходимо отметить, что в России уже накоплен большой опыт в этом деле, полученный специалистами, реализующими патронатное воспитание по линии образования, и их коллегами, работающими с семейными воспитательными группами в системе соцзащиты. Различаясь формально по контингенту обслуживаемых детей и по способу оформления помещения ребенка в семью, были созданы во многом похожие модели работы служб по помещению детей в семью, руководствующиеся одними и теми же принципами и технологиями. Эти службы по выводу детей из сиротских  учреждений, по сути, представляют собой модели регулярно работающих служб по устройству детей на воспитание в семью и могут быть использованы органами опеки и попечительства для поиска, подготовки и подбора семей  для всех, находящихся на данной территории, детей, которым нужна новая семья , вне зависимости от их возраста, здоровья, статуса или возможной формы юридического оформления семейного устройства.  
 

Формы опеки и попечительства 

Опека (попечительство) - устанавливается над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми до 14  лет, попечительство - над детьми в возрасте от 14  до 18 лет. Преимущества опеки (попечительства). ежемесячно выплачиваются средства на содержания подопечного ребенка; за ребенком сохраняется право на алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсации; бесплатный проезд на городском, пригородном и внутрирайонном транспорт сохранение права на закрепленное жилое помещение или гарантия его предоставления; органы опеки и попечительства оказывают содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.

Усыновление - является приоритетной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок приобретает все права и обязанности родного (неимущественные и имущественные, в том числе жилищные права). Преимущества усыновления: Усыновление позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи; Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителей, поменять имя, дату и место рождения; Законом закрепляются родственные отношения и право наследования; Выплачивается единовременное пособие при усыновлении ребенка в Московской области в размере 20 тысяч рублей.

Приемная  семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные  родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. На содержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства, установленные  законодательством РФ, приемным родителям - заработная плата.

 Патронат - форма воспитания ребёнка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Патронатному воспитателю может быть передано не более трех воспитанников любого возраста. Данное ограничение не применяется в случае передачи на патронат воспитанников, находящихся в родственных отношениях. Дети, передаваемые под патронат, продолжают числиться воспитанниками интернатного учреждения. Патронат часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребёнком соответствующего статуса. На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному  в регионе нормативу.

Патронатное воспитание - это новая форма устройства ребенка  в семью. Оно осуществляется на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой  по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (не все права передаются семье, за часть вопросов отвечает служба органа опеки). Патронатное воспитание означает как родительскую любовь, так и профессиональную работу. У патронатного воспитателя две роли: и родительская и профессиональная..

Наставничество  (гостевой режим, семья  выходного дня) - форма помощи ребенку, без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу. Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и будущей жизни, т.к. обычно между ними возникает переписка, телефонные контакты, таким образом у ребенка появляется "родственник" и друг,  что делает ребенка не столь одиноким, повышает самооценку ребенка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы как поступать в тех или иных ситуациях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Эффективный результат  опеки и попечительства несовершеннолетних зависит, с одной стороны, от государственного регулирования в целом всех аспектов охраны прав детства, с другой - от организации попечения и социализации конкретного ребенка, проживающего на территории муниципального образования. Кроме того, существующая система социализации детей, оставшихся без попечения родителей, ограничивающаяся содержанием воспитанников в условиях закрытых сиротских учреждений, также не является оптимальной для решения возникающих проблем при организации опеки и попечительства. 

Во-первых, факты  свидетельствуют о низком проценте положительной социализации выпускников интернатов при значительных затратах го

Во-вторых, процесс  социализации несовершеннолетних только на базе образовательного учреждения не предусматривает возможность  профилактической работы с семьями  группы риска, развития альтернативных форм воспитания. Тем самым процесс управления опекой и попечительства несовершеннолетних происходит при бесконтрольности со стороны общества, при отсутствии специализированной социальной инфраструктуры попечения. Сложилось реальное противоречие между необходимостью совершенствования управления процессами опеки и попечительства несовершеннолетних, усиления взаимодействия всех субъектов социализации детей, с одной стороны, и четкого разделения сфер совместного ведения и деятельности государственных и муниципальных органов с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности каждого опекаемого ребенка, с другой. Возникает острая необходимость научного осмысления управления процессами опеки и попечительства, несовершеннолетних для создания эффективной системы социальной защиты детей, включающей правовые, экономические основы.

Без установки на здоровый образ жизни в качестве национального приоритета Россия обречена на физическое вымирание и неизбежное, практически нерегулируемое, иммиграционное заселение. Следует подчеркнуть, что ребенок, потерявший родителей - это особый, по- настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но  фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература 
 
 

  1. Всеобщая  декларация прав человека.— М., 1998.
  2. Дети улицы: растущая трагедия городов /Пер. с англ.— М., 2003 г.
  3. Пантелеева М.И. Экономические основы социальной работы. - М. 2000.
  4. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь./ Под общ. ред. В.И. Жукова. — М., 1997.
  5. Гражданский кодекс РФ (часть первая) 2001г.
  6. Семейный кодекс РФ 1995 г.

Информация о работе Опека и попечительство как институт гражданского общества