Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 21:52, курсовая работа
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без родителей. Общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Введение ………………………………………………………………………..2
Опека и попечительство как институт гражданского общества……………4
Анализ деятельности опеки и попечительства ……………………………...7
Технологии опеки и попечительства………………………………………..11
Форма опеки и попечительства……………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………….…..17
Используемая литература……………………………………………………19
Опекуны и попечители
являются законными представителями
своих подопечных. Так, права и охраняемые
законом интересы недееспособных граждан,
граждан, не обладающих полной дееспособностью,
и граждан, признанных ограниченно дееспособными,
защищают в суде их родители, усыновители
(естественные опекуны (попечители)
несовершеннолетних), опекуны или попечители,
которые, представляют суду документы,
удостоверяющие их полномочия. Такими
документами для опекунов (попечителей)
является опекунское удостоверение, а
при его отсутствии - решение органа опеки
и попечительства о назначении данного
лица опекуном (попечителем).
Технологии
опеки и попечительства
Основная работа по защите прав ребенка является взаимодействие органа опеки с семьей (как биологической, так и замещающей). Такое взаимодействие должно быть юридически закреплено, с четким установлением прав и обязанностей сторон - родителей, замещающей семьи, уполномоченной службы органа опеки, которая необходима для предоставления необходимых услуг обеим семьям.
Показано, что
наилучшее обеспечение
Само же устройство
ребенка в семью будет
- обеспечивается
предварительная реабилитация
- проводится работа по подготовке и отбору воспитателей (включающая различные методы диагностики личности воспитателей и особенностей семейной системы, оценку компетенции таких граждан, как воспитателей приемного ребенка, а также индивидуальные и групповые формы работы с заявителями по совершенствованию его компетенций);
- предоставляется
последующее комплексное
- проводится работа по подготовке и отбору воспитателей (включающая различные методы диагностики личности воспитателей и особенностей семейной системы, оценку компетенции таких граждан, как воспитателей приемного ребенка, а также индивидуальные и групповые формы работы с заявителями по совершенствованию его компетенций);
- предоставляется
последующее комплексное
Для выработки комплекса действий в сфере защиты интересов детей-сирот и их социальной адаптации необходимо установить базовые принципы, на основе которых такие действия будут реализовываться. Наиболее эффективными принципами осуществления политики в отношении детей являются:
Основу подхода составляет единый процесс ведения дела каждого ребенка - от момента выявления кризиса в семье до снятия ребенка с учета, как нуждающегося в помощи, или до усыновления. Орган опеки принимает и пересматривает решения о формах и результатах защиты прав ребенка, нуждающегося в защите. Его уполномоченные организации - профессионально обеспечивают подготовку и реализацию решений.
Речь идет о
новой модели работы органов опеки и попечительства,
использующей процессное управление,
включающей систему профессиональных
служб, обеспечивающих потребности ребенка
на различных этапах процесса - при работе
с семьей ребенка с целью ликвидации кризисной
ситуации или возврата ребенка в семью,
или при его помещении в новую семью. Необходимо
отметить, что в России уже накоплен большой
опыт в этом деле, полученный специалистами,
реализующими патронатное воспитание
по линии образования, и их коллегами,
работающими с семейными воспитательными
группами в системе соцзащиты. Различаясь
формально по контингенту обслуживаемых
детей и по способу оформления помещения
ребенка в семью, были созданы во многом
похожие модели работы служб по помещению
детей в семью, руководствующиеся одними
и теми же принципами и технологиями. Эти
службы по выводу детей из сиротских
учреждений, по сути, представляют собой
модели регулярно работающих служб по
устройству детей на воспитание в семью
и могут быть использованы органами опеки
и попечительства для поиска, подготовки
и подбора семей для всех, находящихся
на данной территории, детей, которым нужна
новая семья , вне зависимости от их возраста,
здоровья, статуса или возможной формы
юридического оформления семейного устройства.
Формы
опеки и попечительства
Опека (попечительство) - устанавливается над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Преимущества опеки (попечительства). ежемесячно выплачиваются средства на содержания подопечного ребенка; за ребенком сохраняется право на алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсации; бесплатный проезд на городском, пригородном и внутрирайонном транспорт сохранение права на закрепленное жилое помещение или гарантия его предоставления; органы опеки и попечительства оказывают содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.
Усыновление - является приоритетной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок приобретает все права и обязанности родного (неимущественные и имущественные, в том числе жилищные права). Преимущества усыновления: Усыновление позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи; Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителей, поменять имя, дату и место рождения; Законом закрепляются родственные отношения и право наследования; Выплачивается единовременное пособие при усыновлении ребенка в Московской области в размере 20 тысяч рублей.
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. На содержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства, установленные законодательством РФ, приемным родителям - заработная плата.
Патронат - форма воспитания ребёнка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Патронатному воспитателю может быть передано не более трех воспитанников любого возраста. Данное ограничение не применяется в случае передачи на патронат воспитанников, находящихся в родственных отношениях. Дети, передаваемые под патронат, продолжают числиться воспитанниками интернатного учреждения. Патронат часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребёнком соответствующего статуса. На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу.
Патронатное воспитание - это новая форма устройства ребенка в семью. Оно осуществляется на основе разграничения прав и обязанностей по защите прав ребенка между службой по устройству (уполномоченным учреждением органа опеки) и патронатным воспитателем (не все права передаются семье, за часть вопросов отвечает служба органа опеки). Патронатное воспитание означает как родительскую любовь, так и профессиональную работу. У патронатного воспитателя две роли: и родительская и профессиональная..
Наставничество
(гостевой режим, семья
выходного дня) - форма помощи ребенку,
без оформления его постоянного проживания
в семье. В выходные, праздничные или каникулярные
дни ребенок, на правах гостя, посещает
и кратковременно проживает в семье наставника.
Такая форма помогает ребенку выйти за
рамки, созданные системой воспитательного
учреждения, прочувствовать как функционирует
семья: понять функции членов семьи, получить
навыки ведения хозяйства и общения со
взрослыми и другими детьми в семейном
кругу. Наставничество дает возможность
ребенку получить моральную поддержку
и помощь не только пока он в гостях у наставника,
но и во время его нахождения в учреждении
и будущей жизни, т.к. обычно между ними
возникает переписка, телефонные контакты,
таким образом у ребенка появляется "родственник"
и друг, что делает ребенка не столь
одиноким, повышает самооценку ребенка
и уровень его иерархии среди детей в учреждении.
Часто наставники помогают детям с лечением,
обеспечением и выбором одежды, профессиональной
ориентацией, дают полезные советы как
поступать в тех или иных ситуациях.
Заключение
Эффективный результат опеки и попечительства несовершеннолетних зависит, с одной стороны, от государственного регулирования в целом всех аспектов охраны прав детства, с другой - от организации попечения и социализации конкретного ребенка, проживающего на территории муниципального образования. Кроме того, существующая система социализации детей, оставшихся без попечения родителей, ограничивающаяся содержанием воспитанников в условиях закрытых сиротских учреждений, также не является оптимальной для решения возникающих проблем при организации опеки и попечительства.
Во-первых, факты свидетельствуют о низком проценте положительной социализации выпускников интернатов при значительных затратах го
Во-вторых, процесс социализации несовершеннолетних только на базе образовательного учреждения не предусматривает возможность профилактической работы с семьями группы риска, развития альтернативных форм воспитания. Тем самым процесс управления опекой и попечительства несовершеннолетних происходит при бесконтрольности со стороны общества, при отсутствии специализированной социальной инфраструктуры попечения. Сложилось реальное противоречие между необходимостью совершенствования управления процессами опеки и попечительства несовершеннолетних, усиления взаимодействия всех субъектов социализации детей, с одной стороны, и четкого разделения сфер совместного ведения и деятельности государственных и муниципальных органов с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности каждого опекаемого ребенка, с другой. Возникает острая необходимость научного осмысления управления процессами опеки и попечительства, несовершеннолетних для создания эффективной системы социальной защиты детей, включающей правовые, экономические основы.
Без установки на
здоровый образ жизни в качестве национального
приоритета Россия обречена на физическое
вымирание и неизбежное, практически нерегулируемое,
иммиграционное заселение. Следует подчеркнуть,
что ребенок, потерявший родителей - это
особый, по- настоящему трагический мир.
Потребность иметь семью, отца и мать -
одна из сильнейших потребностей ребенка.
В настоящее время в обыденной речи и в
теоретических исследованиях широко используются
два понятия: сирота (сиротство) и социальный
сирота (социальное сиротство). Дети-сироты
- это дети в возрасте до 18 лет, у которых
умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота - это ребенок, который
имеет биологических родителей, но они
по каким-то причинам не занимаются воспитанием
ребенка и не заботятся о нем. В этом случае
заботу о детях берет на себя общество
и государство. Это и дети, родители которых
юридически не лишены родительских прав,
но фактически не заботятся о своих
детях. Социальное сиротство - социальное
явление, обусловленное наличием в обществе
детей, оставшихся без попечения родителей
вследствие лишения их родительских прав,
признания родителей недееспособными,
безвестно отсутствующими и т.д. Проблема
социального сиротства является сегодня
проблемой, характерной для многих развитых
и развивающихся стран.
Используемая
литература
Информация о работе Опека и попечительство как институт гражданского общества