Опека и попечительство как институт гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без родителей. Общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..2
Опека и попечительство как институт гражданского общества……………4
Анализ деятельности опеки и попечительства ……………………………...7
Технологии опеки и попечительства………………………………………..11
Форма опеки и попечительства……………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………….…..17
Используемая литература……………………………………………………19

Файлы: 1 файл

технологии опеки и попечительства..doc

— 93.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

Введение ………………………………………………………………………..2

Опека и попечительство как институт гражданского общества……………4

Анализ деятельности опеки и попечительства ……………………………...7

Технологии опеки  и попечительства………………………………………..11

Форма опеки  и попечительства……………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………….…..17

Используемая  литература……………………………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В современной  России детская беспризорность произрастает на фоне глубокого экономического, длящегося не один год, кризиса, постоянно ухудшающего материального положения всех слоев населения.

Сегодня Россия занимает одно из первых мест в мире по числу детей находящихся в зоне социального риска, к ним относятся: дети- сироты  социальные сироты; беспризорные дети. В неполной семье воспитывается каждый пятый ребенок. Такое положение в значительной мере обусловлено наличием недостатков в управлении процессами здорового детства, в том числе организации опеки и попечительства несовершеннолетних. Имеет место разобщенность субъектов управления, несовершенство государственной политики в области детства, отсутствие эффективных общественных институтов по правам детей. Имеющаяся система охраны прав и интересов детей в целом, а также организация непосредственного процесса опеки и попечительства несовершеннолетних разрушена, а новой модели государственного регулирования и обеспечения здорового детства не создано. Вопросы улучшения физического и социального здоровья  детского населения, состояния молодой семьи, отношений в семье и обществе к проблемам детей, их образования, воспитания оказались у многих ведомств, не согласованы по уровням власти, не обеспечены законодательно и финансовыми ресурсами. Сложилось реальное противоречие между необходимостью совершенствования управления процессами опеки и попечительства несовершеннолетних, усиления взаимодействия всех субъектов социализации детей, с одной стороны, и четкого разделения сфер совместного ведения и деятельности государственных и муниципальных органов с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности каждого опекаемого ребенка, с другой. Возникает острая необходимость научного осмысления управления процессами опеки и попечительства, несовершеннолетних для создания эффективной системы социальной защиты детей, включающей правовые, экономические основы законодательства, регулирующего социальное обеспечение граждан, и практики его применения в современных условиях.

Государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а сконцентрированы на  вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий. В качестве базовой ценности нашего общества, которое стремится стать гражданским, признается семья, как основной институт общества, и дети, которым предстоит жить в России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Опека и попечительство как институт гражданского общества 

В любом государстве  и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые  по разным причинам остаются без родителей. Общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Ежегодно в  России, по сведениям, приведенным в  Государственном докладе о реализации РФ Конвенции о правах ребенка, выявляется по  105-110  тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. 75-80% из тех, что передаются на воспитание в семьи, оказываются взятыми под опеку и попечительство близкими родственниками. Если же говорить не о вновь выявленных социальных сиротах, а о картине, которая сложилась в последние годы в стране в целом, под опекой и попечительством, по данным Министерства Образования РФ, находятся сейчас 49% детей, оставшихся без попечения родителей. В этом смысле данную форму устройства ребенка можно без преувеличения считать самой распространенной и наиболее демократичной. Функции опеки и попечительства в России возложены на органы местного самоуправления. Муниципальные образования сами решают, кто именно будет заниматься этими проблемами, и либо делегируют все полномочия по опеке и попечительству уже существующим структурам (например, районным управам или поселковым советам), либо создают новые специализированные учреждения.

 Сотрудник  органов опеки и попечительства  обязан бывать в опекунской  семье раз в полгода и по  итогам посещения составлять  отчет и давать рекомендации опекунам (попечителям). Встречаются разные мотивы применения института опекунства. Так, сохраняют статус опекунской те семьи, в которых воспитываются дети из разных регионов (к примеру, одна московская семья, в которой, помимо собственных детей, есть мальчик, прописанный в Рязани, девочка, прописанная в Калуге и еще один  мальчик из Подмосковья). Таким "межрегиональным" семьям органы местной власти не разрешают оформляться в качестве приемных. Вынуждены оставаться опекунскими и семьи, которые живут на очень маленькой площади и не могут получить разрешение на то, чтобы оформить на нее приемного ребенка. Опекунству  же это не мешает, тем более что во многих случаях у ребенка, взятого на воспитание, есть собственное жилье. Допуская над собой контроль, и регулярно отчитываясь перед органами опеки и попечительства в том, как расходуются средства, выделяемые на ребенка, опекун получает право на некоторую помощь со стороны государства.

 Кроме того, на детей, находящихся под опекой, распространяются те же льготы и гарантии: на образование (прием в вузы вне конкурса), медицинское обслуживание (бесплатные лекарства), труд (первоочередное трудоустройство), жилье (закрепление жилплощади до совершеннолетия или предоставление новой), что  и на воспитанников детских домов и, в целом, на детей, оставшихся без попечения родителей. Все они оговорены в Постановлении Правительства РФ Ж 409  от 20  июня 1992  года "О неотложных мерах по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в специальном Законе от 21  декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Несмотря на принимаемые меры по улучшению устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройство детей.

Большая доля детей-сирот  воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи. В этих условиях социальная защита ребенка оставшегося без попечения родителей является серьезной общегосударственной проблемой.

Основные цели института опеки и попечительства – защита прав и интересов граждан, которые по возрасту или по состоянию здоровья не могут самостоятельно участвовать в гражданских отношениях и нуждаются в специальных мерах правовой помощи и содействия, а также специальные цели применительно к несовершеннолетним (гражданам, не достигшим 18 лет), которые остались без попечения родителей.

Опека и попечительство является правовым институтом, т.е. совокупностью норм, регулирующих соответствующие отношения. Опекой и попечительством также называют деятельность соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных (т.е. лиц, над которыми установлена опека или попечительство).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анализ  деятельности опеки  и попечительства 

Опека (попечительство) - это одна из форм охраны прав и интересов  тех граждан, которые не в состоянии  самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности (недееспособных или не полностью дееспособных граждан). Отношения в сфере опеки и попечительства регулируются нормами международного права, Конституцией РФ, гражданским и семейным законодательством. Гражданское законодательство устанавливает понятие опеки (попечительства), основания ее возникновения и прекращения, определяет основные права и обязанности  опекунов (попечителей). В семейном законодательстве различным формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (в т. ч. опеке и попечительству), посвящен весь четвертый раздел (ст.  47-155  СК РФ).

Под опекой федеральное  законодательство подразумевает вид  правовой помощи, устанавливаемой в  целях защиты интересов несовершеннолетних либо граждан, признанных в судебном порядке недееспособными вследствие психического расстройства. При этом назначенный опекун (физическое лицо) является законным представителем подопечного и может совершать от его имени все юридически значимые действия. Попечительство отличается от опеки более мягкой формой воздействия.  Это вид правовой помощи несовершеннолетним (в возрасте от 14  до 18 лет), а также гражданам, ограниченным судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечитель (физическое лицо) оказывает гражданам, находящимся на попечении, содействие в осуществлении своих прав и исполнении обязанностей, а также в охране их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Деятельность  органов опеки и попечительства, связанная с правовой и социальной защитой нуждающихся в этом граждан, всегда жестко регламентировалась семейным и гражданским законодательством, подзаконными актами Правительства РФ, Минобразования России, Минздравсоцразвития России, в ряде случаев МВД  России и другими федеральными ведомствами. Органы местного самоуправления, включенные в этот процесс нормами Семейного кодекса РФ, обязаны были лишь исполнять федеральное законодательство и отслеживать его исполнение другими лицами на своей территории в интересах несовершеннолетних или граждан,  признанных судом недееспособными. Однако последние изменения российского законодательства полностью трансформировали сложившуюся модель разграничения полномочий в данной сфере. Федеральный закон от  29.12.06  Ж258 -ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий""(далее - Федеральный закон Ж 258 - ФЗ) внес изменения в Семейный кодекс РФ (далее - СК РФ), Федеральные законы от  06.10.99  Ж  184 -ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от  06.10.03  Ж 131  -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(далее - Федеральный закон  131 - ФЗ). 

Суть данных изменений сводится к следующему: с 1  января 2008 г. полномочие по осуществлению  опеки и попечительства переводится  в разряд государственных и возлагается  на исполнительные органы государственной  власти субъектов РФ.

Для органов  местного самоуправления всех типов  вводится единая правовая конструкция  органы местного самоуправления, имеют право на "участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству".

В области гражданских  правоотношений  органы опеки и  попечительства муниципальных районов (городских округов) имеют право:

  • назначать опекунов и попечителей (п. 1  ст. 35 ГК РФ);
  • назначать помощника совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоянию здоровья не может осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности в соответствии со ст. 41 ГК РФ;
  • самостоятельно исполнять функции опекуна (попечителя) в отношении тех лиц, над которыми опека или попечительство не установлены своевременно (п. 1  ст. 35  ГК РФ), а также нести имущественную ответственность в предусмотренных законом случаях за действия этих лиц (ст. 1073 ,1074 ,1076 ГК РФ);
  • выступать в судебных органах как за расширение дееспособности (эмансипацию) несовершеннолетних (ст. 27 ГК РФ), так и за ограничение права несовершеннолетних в возрасте от 14  до 18  лет самостоятельно распоряжаться своими доходами (п. 4  ст. 26 ГК РФ);
  • осуществлять контрольные функции в отношении соблюдения прав опекаемых, находящихся на попечении граждан (п. 3  ст. 34 ГК РФ);
  • освобождать и  отстранять опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей (ст. 39 ГК РФ);
  • давать согласие на психиатрическое освидетельствование несовершеннолетнего и помещение его в психиатрический стационар;
  • принимать решение о помещении несовершеннолетних и недееспособных лиц в  психоневрологическое учреждение для социальной реабилитации (п. 2  ст. 23 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании);
  • контролировать условия содержания, воспитания и образования детей, находящихся в лечебных, воспитательных и иных учреждениях, защищать права выпускников данных учреждений (ст. 147 СК РФ);
  • давать в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое;

Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. К таким несовершеннолетним закон относит детей-сирот, у которых умерли оба или единственный родитель, детей, которые остались без попечения единственного обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением либо ограничением их в родительских правах; признанием родителей безвестно  отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными); нахождением их в лечебных учреждениях; объявлением умершими; пребыванием в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их  прав и интересов; отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке (п.3  ст.31  ГК, п.1 ст.121 Семейного  кодекса, ст.1  Федерального закона от 21  декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Информация о работе Опека и попечительство как институт гражданского общества