Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 21:52, курсовая работа
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без родителей. Общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Введение ………………………………………………………………………..2
Опека и попечительство как институт гражданского общества……………4
Анализ деятельности опеки и попечительства ……………………………...7
Технологии опеки и попечительства………………………………………..11
Форма опеки и попечительства……………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………….…..17
Используемая литература……………………………………………………19
Содержание
Введение ………………………………………………………
Опека и попечительство как институт гражданского общества……………4
Анализ деятельности опеки и попечительства ……………………………...7
Технологии опеки
и попечительства……………………………………
Форма опеки
и попечительства……………………………………
Заключение……………………………………………………
Используемая
литература……………………………………………………
Введение
В современной России детская беспризорность произрастает на фоне глубокого экономического, длящегося не один год, кризиса, постоянно ухудшающего материального положения всех слоев населения.
Сегодня Россия занимает одно из первых мест в мире по числу детей находящихся в зоне социального риска, к ним относятся: дети- сироты социальные сироты; беспризорные дети. В неполной семье воспитывается каждый пятый ребенок. Такое положение в значительной мере обусловлено наличием недостатков в управлении процессами здорового детства, в том числе организации опеки и попечительства несовершеннолетних. Имеет место разобщенность субъектов управления, несовершенство государственной политики в области детства, отсутствие эффективных общественных институтов по правам детей. Имеющаяся система охраны прав и интересов детей в целом, а также организация непосредственного процесса опеки и попечительства несовершеннолетних разрушена, а новой модели государственного регулирования и обеспечения здорового детства не создано. Вопросы улучшения физического и социального здоровья детского населения, состояния молодой семьи, отношений в семье и обществе к проблемам детей, их образования, воспитания оказались у многих ведомств, не согласованы по уровням власти, не обеспечены законодательно и финансовыми ресурсами. Сложилось реальное противоречие между необходимостью совершенствования управления процессами опеки и попечительства несовершеннолетних, усиления взаимодействия всех субъектов социализации детей, с одной стороны, и четкого разделения сфер совместного ведения и деятельности государственных и муниципальных органов с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности каждого опекаемого ребенка, с другой. Возникает острая необходимость научного осмысления управления процессами опеки и попечительства, несовершеннолетних для создания эффективной системы социальной защиты детей, включающей правовые, экономические основы законодательства, регулирующего социальное обеспечение граждан, и практики его применения в современных условиях.
Государственные
учреждения не ориентированы реально
на содействие реализации прав и защиты
интересов детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а сконцентрированы
на вопросах самовыживания, самооправдания
своей деятельности суммой предпринимаемых
усилий. В качестве базовой ценности нашего
общества, которое стремится стать гражданским,
признается семья, как основной институт
общества, и дети, которым предстоит жить
в России.
Опека
и попечительство
как институт гражданского
общества
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без родителей. Общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
Ежегодно в
России, по сведениям, приведенным в
Государственном докладе о
Сотрудник
органов опеки и
Кроме того,
на детей, находящихся под
Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи. В этих условиях социальная защита ребенка оставшегося без попечения родителей является серьезной общегосударственной проблемой.
Основные цели
института опеки и
Опека и попечительство
является правовым институтом, т.е. совокупностью
норм, регулирующих соответствующие отношения.
Опекой и попечительством также называют
деятельность соответствующих органов,
опекунов и попечителей по защите прав
и законных интересов подопечных (т.е.
лиц, над которыми установлена опека или
попечительство).
Анализ
деятельности опеки
и попечительства
Опека (попечительство) - это одна из форм охраны прав и интересов тех граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности (недееспособных или не полностью дееспособных граждан). Отношения в сфере опеки и попечительства регулируются нормами международного права, Конституцией РФ, гражданским и семейным законодательством. Гражданское законодательство устанавливает понятие опеки (попечительства), основания ее возникновения и прекращения, определяет основные права и обязанности опекунов (попечителей). В семейном законодательстве различным формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (в т. ч. опеке и попечительству), посвящен весь четвертый раздел (ст. 47-155 СК РФ).
Под опекой федеральное законодательство подразумевает вид правовой помощи, устанавливаемой в целях защиты интересов несовершеннолетних либо граждан, признанных в судебном порядке недееспособными вследствие психического расстройства. При этом назначенный опекун (физическое лицо) является законным представителем подопечного и может совершать от его имени все юридически значимые действия. Попечительство отличается от опеки более мягкой формой воздействия. Это вид правовой помощи несовершеннолетним (в возрасте от 14 до 18 лет), а также гражданам, ограниченным судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечитель (физическое лицо) оказывает гражданам, находящимся на попечении, содействие в осуществлении своих прав и исполнении обязанностей, а также в охране их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Деятельность
органов опеки и
Суть данных изменений сводится к следующему: с 1 января 2008 г. полномочие по осуществлению опеки и попечительства переводится в разряд государственных и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ.
Для органов местного самоуправления всех типов вводится единая правовая конструкция органы местного самоуправления, имеют право на "участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству".
В области гражданских правоотношений органы опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) имеют право:
Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. К таким несовершеннолетним закон относит детей-сирот, у которых умерли оба или единственный родитель, детей, которые остались без попечения единственного обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением либо ограничением их в родительских правах; признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными); нахождением их в лечебных учреждениях; объявлением умершими; пребыванием в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке (п.3 ст.31 ГК, п.1 ст.121 Семейного кодекса, ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Информация о работе Опека и попечительство как институт гражданского общества