Обязательный аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:36, реферат

Краткое описание

В России создана соответствующая правовая база аудиторской деятелыиости, определилась система его нормативного регулирования, проводится работа по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности, осуществляемой по установленным государством правилам
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям – для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Оглавление

Ведение ……………………………………………………………………………3
1. Обязательный аудит……………………………………………………………6
2. Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту……………7
3. Виды обязательного аудита и причины его проведения………………...…12
4. Обязательства сторон, участников обязательного аудита…………...….....13
5. Особенности обязательного аудита по поручению государственных и правоохранительных органов……...……………………………………………14
6. Обязательный аудит на основе критериев, установленных правительством РФ……………………………………………………………...………………….17
7. Ответственность экономических субъектов за уклонение от обязательного аудита……………………………………………………………………..………20
Список используемой литературы……………………………..……………….23

Файлы: 1 файл

аудит.docx

— 46.81 Кб (Скачать)

2) устанавливая  обязательность подтверждения отчетности  предприятий, имеющих большие объем выручки от реализации, размеры имущества, государство в лице аудитора контролирует деятельность этих предприятий как крупных налогоплательщиков.

 

4. Обязательства сторон-участников обязательного аудита

 

На аудиторскую организацию, проводящую обязательную аудиторскую проверку, налагаются определенные обязательства:

1) обязательная аудиторская проверка в отличие от проверки по специальному аудиторскому заданию может быть только комплексной, охватывающей все сферы деятельности предприятия, все разделы и счета бyxгaлтерского учета, все виды имущества, оценку деятельности всех филиалов, подразделений и представительств экономического субъекта;

2) обязательная аудиторская проверка требует от аудитора однозначности выводов - можно ли и в какой степени полагаться на информацию, содержащуюся в представленной бухгалтерской отчетности;

3) при  обязательной аудиторской проверке необходимо применение (соблюдение) всех правил (стандартов) аудита, определяющих действия аудиторов в конкретных ситуациях, возникающих при проведении аудита.

Обязательства, налагаемые на руководство экономического субъекта, подлежащего обязательному аудиту:

1) в отличие  от проверки по специальному аудиторскому заданию, когда заказчик в лице руководителя экономического субъекта может сам определить круг вопросов, по которым он нуждается в помощи аудитора, при обязательной аудиторской проверке не может быть никаких ограничений тематики проверки;

2) получив аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки, руководство экономического субъекта не может не ознакомить c его итоговой частью всех желающих;

3) получив перечень ошибок и нарушений, выявленных аудитором в ходе проведения обязательной аудиторской проверки, a также рекомендации по их устранению, руководство экономического субъекта не может ограничиться принятием их к сведению, оно обязано принять меры по их исправлению.

 

5. Особенности обязательного аудита по поручению государственных и правоохранительных органов

 

Орган дознания, следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный, суд вправе в соответствии c процессуальным законодательством Российской Федерации поручить аудитору или, аудиторской фирме провести аудиторскую проверку экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов:

  • возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела;
  • принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела;
  • дела, подведомственного арбитражному суду.

Будут ли аудиторы содействовать правоохранительным органам?

Использование аудита правоохранительными органами предполагает, прежде всего, оказание содействия судьям, органам дознания, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию  по конкретному делу, посредством  разрешения вопросов, требующих специальных  знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Это, в  частности, объясняется тем, что  одним из квалификационных требований к аудитору является наличие документа  о высшем экономическом и (или) юридическом  образовании и наличие стажа  по экономической или юридической  специальности (ч. 2 ст. 15 Закона № 119-ФЗ).

Привлечение правоохранительными органами аудитора в качестве специалиста обусловлено, прежде всего, наличием у него специальных  экономических знаний, т.к. юридическими знаниями и практическим стажем в  большей мере обладают сами дознаватели, следователи, прокуроры и судьи.

Несмотря  на то, что аудитор в соответствии со своей квалификацией может приглашаться как специалист в области бухгалтерского учета, его положение не соответствует квалификации эксперта-бухгалтера, который проходит не только специальную подготовку, получает соответствующую квалификацию эксперта-бухгалтера, но и обладает более широкими познаниями в области как процессуального, так и специального законодательства. (Положение об организации подготовки и повышении квалификации государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ, утвержденное Приказом Минюста России от 15 июня 2004 г. № 112).

Аудит как  форма использования специальных  бухгалтерских знаний может использоваться в правоприменительной практике, и такие возможности вытекают из действующего законодательства.

Так, органам  расследования преступлений, совершаемых  в сфере экономики, необходимо иметь  в виду, что одним из источников информации об обстоятельствах совершенного преступления все же могут служить  результаты аудиторской деятельности (аудиторские заключения), которые  являются неотъемлемой частью финансово-хозяйственной  деятельности организаций.

Закон № 119-ФЗ регламентирует проведение обязательного ежегодного аудита (ст. 7). Данное обстоятельство может помочь правоохранительным органам при сборе документальной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, с которой были связаны противоправные деяния подследственных лиц.

При этом органу расследования, кроме информации, полученной из контролирующих органов, следует произвести выемку документов (аудиторское заключение, приложения к нему, рабочую документацию), относящихся  к расследуемому периоду, в аудиторской  организации или у индивидуального  аудитора, которые обязаны их хранить.

В соответствии с ч. 3 ст. 183 УПК РФ выемка предметов  и документов, содержащих аудиторскую  тайну, производится органом расследования  с санкции прокурора.

 

 

6. Обязательный аудит на основе критериев, установленных Правительством Российской Федерации

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2005 г. № 706

 

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ  ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА

 

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской  деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить  прилагаемые Правила проведения  открытого конкурса по отбору  аудиторской организации для  осуществления обязательного ежегодного  аудита организации, доля государственной  собственности или собственности  субъекта Российской Федерации  в уставном (складочном) капитале  которой составляет не менее  25 процентов.

2. Федеральным  органам исполнительной власти  в пределах своей компетенции  представлять ежегодно, до 1 августа,  в Министерство финансов Российской  Федерации информацию о нарушении  требований законодательства Российской  Федерации о проведении обязательного  аудита.

3. Рекомендовать  Центральному банку Российской  Федерации представлять в Министерство  финансов Российской Федерации  информацию о нарушении требований  законодательства Российской Федерации  о проведении обязательного аудита  кредитными организациями, в том  числе головными кредитными организациями  банковских (консолидированных) групп  при проведении аудита консолидированной  отчетности, а также о примененных  к кредитным организациям (в том  числе к головным кредитным  организациям банковских групп)  мерах ответственности за нарушение  законодательства Российской Федерации  о проведении обязательного аудита и случаях, когда головные организации (управляющие компании) банковских холдингов не проводили аудит консолидированной отчетности банковских холдингов.

4. Федеральному  агентству по управлению федеральным  имуществом представлять ежегодно, до 15 января и до 15 июля, в Министерство  финансов Российской Федерации,  осуществляющее методическое руководство  проведением открытых конкурсов  по отбору аудиторских организаций  для осуществления ежегодного  обязательного аудита, обзорную  информацию о результатах проведения  в предшествующие 6 месяцев указанных  открытых конкурсов.

5. Признать  утратившим силу Постановление  Правительства Российской Федерации  от 12 июня 2002 г. № 409 "О мерах  по обеспечению проведения обязательного  аудита" (Собрание законодательства  Российской Федерации, 2002, № 25, ст. 2447).

Председатель  Правительства

Российской  Федерации

М.ФРАДКОВ

 

Постановлением  Правительства Российской Федерации № 1355 от 07.12.94 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подбежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» c последующими изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ № 408 от 25.04.95, установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке по следующим критериям (системе показателей).

Организационно-правовая форма экономического субъекта. Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала.

Вид деятельности экономического субъекта. По этому критерию обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат:

  • банки и другие кредитные учреждения,
  • страховые организации и общества взаимного страхования,
  • товарные и фондовые биржи,
  • инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании),
  • внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами,
  • благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц,
  • другие экономические субъекты, обязательная ежегодная аудиторская проверка которых по виду их деятельности предусмотрена федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Источники формирования уставного капитала (уставного фонда) экономического субъекта. Экономические субъекты подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

Финансовые покaзатeли деятельности экономического субъекта. Экономические субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности.

  • объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда,
  • сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Поссийской Федерации минимальный размер оплаты труда.

Для определения указанных финансовых показателей установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда принимается в среднегодовом исчислении за отчетный год.

 

7. Ответственность экономических субъектов за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки

 

В соответствии со ст. 21 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" № 119-ФЗ аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и данным Федеральным законом.

Однако  в настоящее время ответственность  за непроведение обязательного аудита законодательно не установлена.

При этом надо обратить внимание на то, что в  соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ организация обязана  представлять в налоговый орган  по месту учета бухгалтерскую  отчетность в соответствии с Федеральным  законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете". В соответствии со ст. 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных  организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных  подразделений, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), должна состоять из:

- бухгалтерского  баланса;

- отчета  о прибылях и убытках;

- приложений  к ним, предусмотренных нормативными  актами;

- аудиторского  заключения, подтверждающего достоверность  бухгалтерской отчетности организации,  если она в соответствии с  федеральными законами подлежит  обязательному аудиту; пояснительной  записки.

Информация о работе Обязательный аудит