Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:23, реферат
Краткое описание
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству России. Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности способствует большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных пользователей.
Оглавление
Введение 1. Аудиторская проверка расчетных операций: нормативно-правовая база и этапы проверки 1.1 Цели, задачи и нормативно-правовая база аудита расчетных операций: понятие дебиторской и кредиторской задолженности 1.2 Этапы проведения аудиторской проверки расчетных операций 2. Теоретические аспекты плана и программы аудиторской проверки расчетных операций в различных сферах экономики 2.1 Программа и вопросы тестирования расчетных операций при аудиторской проверке, типичные ошибки 2.2 Особенности аудита в различных сферах экономики: аудит расчетных операций в коммерческом банке Заключение Список использованной литературы
Не
принимаются к оплате реестры
счетов без указания в них: даты отгрузки,
номеров счетов-фактур и других документов. Выплата
с аккредитива наличными не допускается.
Банки не несут ответственность за последствия
задержки или утерю в пути документов.
При
аудиторской проверке используются:
выписки из балансовых счетов; первичные
документы; баланс. Все претензии
к поставщику, кроме возникших
по вине банка, рассматриваются без
участия банка.
Платежное
требование выписывается поставщиком
и вместе с документами направляется в
банк покупателя в 3-х экземплярах. Банк
передает требование плательщику, а отгрузочные
документы оставляет в картотеке к счету
плательщика. Плательщик либо дает согласие
на оплату, либо в течение трех дней представляет
в банк заявление об отказе от акцепта.
Если заявление не поступило, то документ
считается акцептованным. Получив согласие
на оплату, банк списывает средства со
счета покупателя и отсылает документ
в банк поставщика.
При
проверке инкассовой формы расчетов
используются документы: приходно-расходные
ордера по внебалансовым счетам 911 “Документы
и ценности по иностранным операциям”;
регистрационные журналы; баланс.
Применение
инкассовой формы расчетов регулируется
специальным документом - унифицированным
правилам по инкассо.
Принятые
инкассовые поручения регистрируются
уполномоченными банками в регистрационном
журнале и приходуются на внебалансовом
счете 911 “Документы и ценности по иностранным
операциям”. При поступлении кредитового
авизо от иностранного банка они списываются
в расход.
При
проверке данных операций особое внимание
следует обратить на соответствие фактических
сроков оплаты инкассо, указанным в инкассовом
поручении, кредитовыми авизо банков-корреспондентов.
Аудитор
выявляет ошибки при проверке кредитных
операций. К ним относятся: отсутствие
кредитного договора; отсутствие выписок
банка с ссудного счета; отсутствие
дополнительных соглашений к кредитному
договору, изменяющих процентную ставку
по кредиту, срока возврата кредита, других
условий кредитного договора; ряд нарушений,
связанных с включением в себестоимость
продукции процентов по кредитам, которые
не могут быть в нее включены; ошибки, связанные
с нарушением принципов оценки имущества
[34, с.63].
Следовательно,
аудитор обращает внимание на специфику
проверки кредитных организаций, выявляет
типические ошибки.
Заключение
Целью
аудита состояния расчетов является
исследование договорной и расчетной
дисциплины, соблюдения платежной дисциплины,
состояния дебиторской и кредиторской
задолженности организации.
Исходя
из цели проверки, можно выделить следующие
задачи аудита расчетных операций:
проверка законности совершенных сделок;
установление соответствия заключенных
договоров требованиям законодательства
РФ; оценка состояния синтетического и
аналитического учета расчетов с поставщиками
и подрядчиками; оценка полноты и правильности
отражении хозяйственных операций в бухгалтерском
учете и отчетности.
В
зависимости от принятой в организации
учетной политики организации бухгалтерского
учета аудитор может использовать
в работе соответствующие источники
информации. При применении в организации
журнально-ордерной формы учета
источниками информации являются: бухгалтерский
баланс; журналы-ордера; оборотные ведомости;
карточки аналитического учета; материалы
инвентаризации расчетов; первичные документы.
При
аудите расчетов аудитору необходимо
проверить: заключены ли договоры поставки
продукции; реальность задолженности
покупателей, что должно быть подтверждено
актами инвентаризации счетов; правильность
ведения аналитического учета счета 62
“Расчеты с покупателями и заказчиками”;
правильность составления бухгалтерских
проводок по счету 62; соответствие записей
аналитического учета по счету 62 записям
в журнале-ордере № 11, Главной книге и
балансе.
Особое
внимание должно быть обращено на задолженность
с истекшим сроком исковой давности.
Аудитору следует выяснить причины
ее возникновения; уточнить, были ли приняты
меры к взысканию задолженности. Аудит
состояния расчетов следует начинать
с анализа материалов инвентаризации
и актов сверок взаиморасчетов, что позволяет
выяснить реальное положение дел с дебиторской
и кредиторской задолженностью.
При
аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками,
дебиторами и кредиторами необходимо
выяснить документальную обоснованность
произведенных операций, убедиться в подлинности
документов и правильности их оформления.
При
проверке аудитор должен обратить внимание
на следующее:
· имеются
ли договоры на поставку продукции
и правильно ли они оформлены;
при наличии дебиторской и
кредиторской задолженности необходимо
установить дату возникновения и
причину образования; имеется ли
задолженность с истекшим сроком
исковой давности, принимаются ли меры
к ее взысканию; обоснованность получения
авансов; уплачен ли налог на добавленную
стоимость с суммы авансовых платежей,
поступивших в счет предстоящих поставок
товаров или выполнения работ на расчетный
счет, или полученных в порядке частичной
оплаты по расчетным документам реализованных
товаров;
· правильность
ведения аналитического учета и
составления бухгалтерских проводок
по счету 60; соответствие записей аналитического
учета записям в журнале-ордере
№ 8, Главной книге и балансе; правильность
учета авансов, полученных в иностранной
валюте;
· при
поступлении товарно-материальных
ценностей, на которые не получены расчетные
документы, необходимо проверить, не исчисляется
ли поступившие ценности как оплаченные,
но находящиеся в пути или не вывезенные
со складов поставщиков, и не числится
ли стоимость этих ценностей как дебиторская
задолженность; осуществлялась или инвентаризация
расчетов; полноту оприходования материальных
ценностей [29, с. 181].
Следует
уточнить, как ведется учет курсовых,
суммовых разниц и как эти разницы списывались,
а также выяснить, приводится ли пересчет
остатков по счету 60 на 1-е число соответствующего
периода.
При
аудите расчетов по претензиям аудитору
необходимо проверить: обоснованность,
своевременность и правильность
оформления документов; обоснованность
претензий, предъявляемых к проверяемому
предприятию; правильность ведения аналитического
учета, а также соответствие записей аналитического
учета записям в журнале-ордере № 8, Главной
книге и балансе; правильность составления
бухгалтерских проводок по субсчету 76-2
“Расчеты по претензиям”.
При
аудите расчетов с прочими дебиторами
и кредиторами аудитору необходимо
установить: правомерность использования
счета 76 для выполнения расчетов; правильность
и обоснованность удержаний по исполнительным
листам в пользу других предприятий и
лиц, а также своевременность перечисления
удержанных сумм получателю; правильность
ведения аналитического учета по счетам
73, 76; соответствие записей аналитического
учета по счету 76 записям в журнале-ордере
№ 8, Главной книге и балансе.
Следует
установить, по каким платежам и
налогам организация ведет расчеты
с бюджетом. При проверке по каждому
налогу необходимо определить: правильность
начисления налогооблагаемой базы; правильность
применения ставки налогов и платежей;
правильность арифметических подсчетов
при начислении сумм налогов; законность
применения льгот при расчете и уплате
налогов; полноту и своевременность уплаты
платежей в бюджет; правильность составления
бухгалтерских проводок по начислению
и уплате налогов и платежей; правильность
и своевременность представления в налоговую
инспекцию отчетности по видам налогов
и платежей; правильность ведения аналитического
и синтетического учета по счету 68 “Расчеты
по налогам и сборам”.
Нужно
обратить внимание на правильность отражения
в бухгалтерском учете сумм штрафных санкций,
взыскиваемых в бюджет за нарушение налогового
законодательства. Следует знать, что
часть платежей в бюджет включается в
состав затрат по производству и реализации
продукции, выполненных работ и предоставленных
услуг; часть относится на финансовые
результаты, а часть осуществляется за
счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении
предприятия.
Список
используемой литературы
1. Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая)
от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ [текст] (ред. от 17.07.2009)
// Собрание законодательства РФ, 2006, №
3. Ст.282 // Справочно-правовая система «Консультант
Плюс» / Компания «Консультант Плюс». [Электронный
ресурс]. Послед. обновл. 24.09.2009.
2. Налоговый кодекс
Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ
[текст] (ред. от 17.07.2009), ч.1 // Российская
газета. 06.08.1998. № 148-149 // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс» / Компания
«Консультант Плюс». [Электронный ресурс].
Послед. обновл. 24.09.2009.
3. Федеральный
закон РФ от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской
деятельности» [текст] // Российская газета,
№ 267, 31.12.2008 // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс» / Компания «Консультант
Плюс». [Электронный ресурс] - Режим доступа
http://base.consultant.ru. Послед. обновл. 24.09.2009.
4. Федеральный
закон РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете» (ред. от 3.11.2006) [текст] // Собрание
законодательства РФ. 25.11.1996, № 48. Ст.5369
// Справочно-правовая система «Консультант
Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед.
обновл. 24.09.2009.
5. Постановление
Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах
государственного регулирования аудиторской
деятельности в Российской Федерации»
[текст] // СЗ РФ, 11.02.2002, № 6. Ст.583 // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс» / Компания
«Консультант Плюс». [Электронный ресурс]
- Режим доступа http://base.consultant.ru. Послед.
обновл. 24.09.2009.
6. Постановление
Правительства РФ «Об утверждении федеральных
правил (стандартов) аудиторской деятельности»
от 23.09.2002 г. № 696 [текст] (ред. от 19.11.2008) //
СЗ РФ, 30.09.2002, № 39. Ст.3797 // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс» / Компания
«Консультант Плюс». [Электронный ресурс]
- Режим доступа http://base.consultant.ru. Послед.
обновл. 24.09.2009.
7. Приказ Минфина
от 06.05.1999 № 33-н «Об утверждении Положения
по бухгалтерскому учету «Расходы организации»
(ПБУ 10/99) (ред. от 27.11.2006) [текст] // Российская
газета, 22.06.1999, № 116 // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс» / Компания
«Консультант Плюс». Послед. обновл. 24.09.2009
/ [Электронный ресурс] - режим доступа
http://base.consultant.ru.
8. Приказ Минфина
РФ от 29.07.1998 № 34-н «Об утверждении Положения
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации» (ред.
от 24.03.2000, с изм. от 23.08.2000 г.) [текст] // Бюллетень
нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти, 14.09.1998, № 23 // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс» / Компания
«Консультант Плюс». Послед. обновл. 24.09.2009
/ [Электронный ресурс] - режим доступа http://nalog.consultant.ru.
9. Приказ Минфина
РФ от 06.05.1999 г. № 32-н «Об утверждении Положения
по бухгалтерскому учету «Доходы организации»
(ПБУ 9/99) (ред. от 27.11.2006) [текст] // Российская
газета, 22.06.1999, № 116 // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс» / Компания
«Консультант Плюс». Послед. обновл. 24.09.2009
/ [Электронный ресурс] - режим доступа http://base.consultant.ru.
10. Приказ Минфина
от 06.07.1999 № 43-н «Об утверждении Положения
по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская
отчетность организации» (ПБУ 4/99) (ред.
от 18.09.2006) [текст] // Финансовая газета,
1999, № 34 // Справочно-правовая система «Консультант
Плюс» / Компания «Консультант Плюс». Послед.
обновл. 24.09.2009 / [Электронный ресурс] - режим
доступа http://base.consultant.ru.
11. Приказ Минфина
от 06.10.2008 № 106-н «Об утверждении Положения
по бухгалтерскому учету «Учетная политика
организации» (ПБУ 1/2008) [текст] // Бюллетень
нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти, 03.11.2008, № 44 // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс» / Компания
«Консультант Плюс». Послед. обновл. 24.09.2009
/ [Электронный ресурс] - режим доступаhttp://base.consultant.ru.
12. Приказ Минфина
РФ от 31 октября 2000 г. № 94-н «Об утверждении
Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций и Инструкции
по его применению» (в ред. от 07.05.2003 № 38-Н,
от 18.09.2006 № 115-н) [текст] // Финансовая газета,
2000, № 46-47 // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс» / Компания «Консультант
Плюс». Послед. обновл. 24.09.2009 / [Электронный
ресурс] - режим доступа http://base.consultant.ru.
13. Приказ Минфина
Российской Федерации от 21 января 2005 г.
№ 5-н «Об утверждении Инструкции о порядке
составления и предоставления годовой,
квартальной и месячной бюджетной отчетности»
// Финансовая газета, 2005, № 3 // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс» / Компания
«Консультант Плюс». Послед. обновл. 24.09.2009
/ [Электронный ресурс] - режим доступаhttp://base.consultant.ru.
14. Приказ Минфина
РФ от 23.09.2005 № 123-н «Об утверждении форм
регистров бюджетного учета» [текст] //
Финансовая газета. 2005. № 45 // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс» / Компания
«Консультант Плюс». Послед. обновл. 24.09.2009
/ [Электронный ресурс] - режим доступаhttp://base.consultant.ru.