Общая аудиторская проверка расчетных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:23, реферат

Краткое описание

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству России.
Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности способствует большему доверию к этой отчетности со стороны заинтересованных пользователей.

Оглавление

Введение
1. Аудиторская проверка расчетных операций: нормативно-правовая база и этапы проверки
1.1 Цели, задачи и нормативно-правовая база аудита расчетных операций: понятие дебиторской и кредиторской задолженности
1.2 Этапы проведения аудиторской проверки расчетных операций
2. Теоретические аспекты плана и программы аудиторской проверки расчетных операций в различных сферах экономики
2.1 Программа и вопросы тестирования расчетных операций при аудиторской проверке, типичные ошибки
2.2 Особенности аудита в различных сферах экономики: аудит расчетных операций в коммерческом банке
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по аудиту. Бородиной Т., 51 Бух.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

   Тесты групп однотипных операций остатков на бухгалтерских счетах учета расчетов с дебиторами, кредиторами по предпосылкам, сделанным руководством аудируемого  лица в финансовой отчетности включают в себя рассмотрение следующих вопросов.

   1. Существование  и возникновение:

   · задолженность  возникла по фактически приобретенным, реализованным активам, полученным, предоставленным услугам;

   · отсутствуют  факты фиктивных, несостоявшихся сделок;

   · кредиторская, дебиторская задолженность подтверждена инвентаризацией;

   · имеются  первичные учетные документы, подтверждающие возникновение расчетных операций (акты сверок, накладные на отпуск готовой  продукции покупателям, приходные  ордера на поступившие материальные ценности от поставщиков), которые оформлены в соответствии с законодательством России;

   · расчетные  операции, имевшие место в отчетном периоде, относятся к деятельности аудируемого лица.

   2. Права  и обязанности:

   · задолженность  реальна и возникла в результате законных сделок;

   · задолженность, отраженная в финансовой отчетности, принадлежит экономическому субъекту на законных основаниях;

   · все  записи в учете по возникновению, прекращению обязательств подтверждены соответствующими документами.

   3. Стоимостная  оценка:

   · оценка задолженности, представленной в финансовой отчетности, выполнена в соответствии с законодательством России;

   · правильно  ли определена сумма дебиторской, кредиторской задолженности, подлежащей списанию.

   4. Полнота:

   · сумма  дебиторской, кредиторской задолженности в финансовой отчетности представляют полный объем реальной задолженности;

   · в  учете отражены в полном объеме операции, в результате которых возникла задолженность;

   · результаты инвентаризации дебиторской, кредиторской задолженности отражены в учете в полном объеме;

   · при  подготовке финансовой отчетности соблюдается  тождественности аналитического, синтетического учета, Главной книги.

   5. Точное  измерение:

   · при  подготовке документов, отражении записей  в регистрах по учету дебиторской, кредиторской задолженности, финансовой отчетности соблюдается арифметическая точность;

   · доходы и расходы, связанные с расчетными операциями, отражены в соответствующий  временной период.

   6. Представление  и раскрытие:

   · дебиторская, кредиторская задолженности правильно  классифицированы по срокам погашения, реальности взыскания;

   · в  финансовой отчетности представлены информация о состоянии забалансового счета  по списанной в убыток задолженности  неплатежеспособных дебиторов [35, с.191].

   В учете операций с денежными средствами встречаются следующие типичные ошибки:

   · отсутствие договоров счетов-фактур, книг покупок, продаж, других документов либо их оформление с нарушениями;

   · неполное, несвоевременное отражение задолженности  в учете, финансовой отчетности;

   · необоснованное списание задолженности;

   · несвоевременное  предъявление претензий поставщикам;

   · отсутствие аналитического учета по дебиторам, кредиторам;

   · неправильное отражение расчетных операций в  учете;

   · неправильный расчет суммы резерва по сомнительным долгам;

   · формирование резерва по сомнительным долгам в  нарушение учетной политики;

   · отсутствие учета списанной дебиторской  задолженности на забалансовом счете 007 “Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов”;

   · непроведение инвентаризации задолженности перед  составлением финансовой отчетности.

   Существенные  недостатки, выявленные по результатам проверки расчетов с дебиторами, кредиторами, должны быть отражены в рабочих документах аудитора и представлены руководителю аудируемого лица. Аудитору необходимо оценить их влияние на достоверность финансовой отчетности.

   2.2 Особенности аудита в различных сферах экономики: аудит расчетных операций в коммерческом банке

   При осуществлении аудиторских проверок на арендных, малых и кооперативных  предприятиях необходимо установить правильность: определения категорий для отнесения к малым предприятиям - это определяется путем проверки фактической численности работающих на предприятии, совместителей, а также лиц, не состоящих в штате предприятия; отнесения малого предприятия к соответствующему профилю, который определяется по наибольшей доле продукции в объеме ее реализации; ведение бухгалтерского учета на малом предприятии [34, с.61].

   Малое предприятие самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета. При  этом предприятия могут самостоятельно приспосабливать принимаемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей деятельности, однако при этом должны соблюдаться общие методологические принципы, установленные Положением о бухгалтерском учете и отчетности в России. Малые предприятия могут использовать сокращенный рабочий план счетов бухгалтерского учета и упрощенную форму учета. При этом хозяйственные операции должны отражаться в учете в соответствии с типовой корреспонденцией счетов.

   В соответствии с законодательством  малые предприятия имеют право  вести бухгалтерский учет с применением следующих регистров: единой журнально-ордерной формы счетоводства; журнально-ордерных форм счетоводства для небольших предприятий; формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предприятий; простых форм бухгалтерского учета без использования регистров учета имущества малых предприятий; форм бухгалтерского учета с использованием электронно-вычислительных машин.

   Источниками информации для аудиторской проверки кредитных организаций (банков) являются: учетная политика предприятия; регистры синтетического и аналитического учета; бухгалтерская отчетность; первичные документы по разделу учета.

   При аудиторской проверке кредитных  организаций проводится анализ учредительных  документов: соответствие их законодательству; законность внесения в них изменений; наличие решений собрания пайщиков, совета и правления банка по вопросам, регулирующим деятельность кредитной организации; правомочность их решений, соответствие действующему законодательству и уставу банка.

   Важное  место при проверке занимает аудит собственного капитала банков. Аудитор проверяет формирование, изменения и отражения в учете уставного капитала банка, резервного капитала и других фондов.

   Главное внимание уделяется уставному капиталу банка, который определяется учредительным договором, уставом банка. Учитываются особенности формирования уставного капитала. Далее оценивается организационная структура кредитной организации. Осуществляется также проверка расчетных операций: активных операций банка и других операций.

   При организации проверки расчетных  операций в коммерческом банке выделяют: проверку процедуры открытия расчетных  и текущих счетов; проверку порядка  использования счета при организации  безналичных расчетов. Аудиторы должны обратить особое внимание на систему безопасности и защиты документооборота, а также проникновения в него подложных и фальшивых документов.

   Основные  стандарты аудита при проверке организации  безналичных расчетов исходят из действующих положений о формах расчетов. Поступление и списание средств с расчетного счета клиента осуществляется строго по распоряжению владельца счета в порядке определенной очередности.

   Расчетные стандарты предусматривают: подачу жалоб при существовании претензий  к банку; предъявление иска к учреждению банка, задерживающему расчеты и допускающему нарушения. Соблюдение этих норм может быть проверено путем выборочного обследования расчетных документов.

   Аудиторы  могут определить размер упущенной  выгоды и недополучения прибыли  по всем неправильно и несвоевременно зачисленным или списанным суммам в пользу клиента, по которым не был востребован штраф [31, с.40].

   Юридическое оформление открытия расчетных счетов клиентам проверяется в ходе аудита путем анализа соблюдения банком установленного порядка открытия счетов и ведения операций по ним. Юридические дела клиентов должны храниться в отдельных сейфах в порядке возрастания номеров их счетов. Аудитор обязан проверить достоверность всех документов на открытие счета.

   Аудитор должен выявить меры, которые принимает  банк в целях защиты от открытия счетов фиктивным фирмам и проникновения в банковский документооборот фальшивых документов.

   Необходимо  уделить внимание своевременности  передачи клиентам выписок из счетов, включая приложенные документы.

   Особое  место должны занять проверки своевременности оформления документов и проводки их по счетам клиентов, проведения внутреннего аудита за денежно-валютными операциями по счетам клиентов, ответственности банков перед клиентами за их замедление. Платежное поручение представляется в банк в определенной форме и действует в течение 10 дней, не считая дня выписки. Списание средств со счетов осуществляется только по первому экземпляру.

   В ходе аудита ведутся: визуальная проверка; документальный анализ; проверка правильности ведения бухгалтерского учета.

   В процессе аудита должны быть проверены  все этапы документооборота и  контроля в банке по выдаче и оплате чеков, их соответствия принятым нормам, а также все первичные документы  по оформлению чеков.

   В чеке должны быть указаны: наименование банка, выдавшего чек; номер чека; номер лицевого счета чекодателя; наименование чекодателя; номер счета чекодателя; предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек.

   Бухгалтерская запись по кредиту счета продавца и по дебету корреспондентского счета  совершатся только после списания денег со счета банка плательщика.

   Наиболее  часто встречающиеся нарушения:

   · банки  выявляют фальшивые чеки на этапе  приема их от поставщиков и составления  реестра, поскольку в тот момент может быть обнаружен несуществующий банк, проводимый как банк плательщика;

   · банки, обслуживающие покупателя, проводят списание средств со счета чекодателя на основе поступившего от расчетно-кассового  центра реестра чеков. Сами чеки остаются в расчетно-кассовых центрах, а их копии могут быть затребованы по мере необходимости; контрольным моментом в документообороте является и проверка чека предприятием, принимающим его к оплате;

   · убытки, возникающие в результате оплаты банком плательщика утраченного  или похищенного чека, несет чекодатель, если не будет доказано, что чек был оплачен вследствие умысла или неосторожности;

   · убытки, возникшие в результате оплаты чека, который выписан на сумму большую, чем лимит, а также при расхождении  номера счета чекодателя, возмещает  предприятие, принявшее чек;

   · при установлении фактов нарушения порядка учета, хранения и использования бланков чеков банки могут лишаться лицензии, поэтому в ходе аудита необходимо тщательно проверять соблюдение банками данного законодательства [31, с. 41].

   Аккредитив  может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчета по аккредитиву устанавливаются в договоре между плательщиком и поставщиком, в котором указываются: наименование банка-эмитента; вид аккредитива и способ его исполнения; способ извещения поставщика об открытии аккредитива; полный перечень и полная характеристика документов, представленных для получения средств по аккредитиву; сроки представления документов после отгрузки товаров, требования к оформлению. Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товар, представляет реестр счетов, отгрузочные документы в обслуживающий банк. Документы, подтверждающие выплаты по аккредитиву, должны быть представлены поставщиком банку по истечении срока аккредитива и подтверждать выполнение всех условий аккредитива. При нарушении хотя бы одного из условий выплаты по аккредитиву не ведутся.

   При выплате по аккредитиву банк поставщика обязан проверить соблюдение поставщиком  всех условий аккредитива, а также  правильность оформления реестра счетов, соответствие подписи и печати поставщика.

Информация о работе Общая аудиторская проверка расчетных операций