Нематериальные активы и их учет в бюджетных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности непроизведенных и нематериальных активов, их учета в бюджетных учреждениях, а также своевременности отражения в регистрах бюджетного учета.
Исходя из намеченных целей, необходимо решить следующие основные задачи:
1. Раскрыть законодательную базу возникновения нематериальных активов в бюджетном учете.
2. Рассмотреть процессы формирования учетных действий непроизведенных активов.
3. Дать общую характеристику и оценку нематериальным и непроизведенным активам.
4. Изучить контроль за движением нематериальных и непроизведенных активов в бюджетных учреждениях.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы и особенности возникновения нематериальных и непроизведенных активов в бюджетных учреждениях
1.1 Законодательная база возникновения нематериальных активов
1.2 Процессы формирования учетных действий непроизведенных активов
Глава 2. Основные характеристики и организация учета нематериальных и непроизведенных активов
2.1 Экономическая сущность и оценка нематериальных активов
2.2 Синтетический и аналитический учет нематериальных активов
2.3 Учет амортизации нематериальных активов
Глава 3. Контроль за движением нематериальных активов
3.1 Документальное оформление движения нематериальных активов
3.2 Порядок оформления нематериальных активов в регистрах бюджетного учета
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 34.70 Кб (Скачать)

Курсовая работа: нематериальные активы и их учет в  бюджетных учреждениях

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы и особенности возникновения  нематериальных и непроизведенных  активов в бюджетных учреждениях

1.1 Законодательная база  возникновения нематериальных активов

1.2 Процессы  формирования учетных действий  непроизведенных активов

Глава 2. Основные характеристики и организация учета нематериальных и непроизведенных активов

2.1 Экономическая сущность  и оценка нематериальных активов

2.2 Синтетический и аналитический  учет нематериальных активов

2.3 Учет амортизации нематериальных  активов

Глава 3. Контроль за движением нематериальных активов

3.1 Документальное оформление  движения нематериальных активов

3.2 Порядок оформления  нематериальных активов в регистрах  бюджетного учета

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Нематериальные активы в  отечественной практике появились  в 1988 году, но только для предприятий  с иностранным участием. В июле 1990 года использование нематериальных активов было разрешено только для  акционерных обществ и обществ  с ограниченной ответственностью. Эти  нововведения были вызваны тем, что  новым законодательством СССР было предусмотрено внесение объектов нематериальных собственности в счет вкладов  в уставный капитал.

Однако проблемы соответствия российского учета требованиям  международных стандартов сохраняются. Для того чтобы изучить сущность проблемы в отношении учета нематериальных активов, необходимо изучить особенности  их учета.

Нематериальные активы –  это объекты долгосрочного пользования (свыше одного года), не имеющие материально  – вещественной формы, но имеющие  стоимостную оценку и приносящие доход.

В настоящее время трудно представить жизнь без нематериальных активов, а именно программы для  компьютерного обеспечения, товарные знаки, знаки обслуживания и другие. Они имеют глобальное значение в  жизни современного общества. Каждое учреждение стремится к эффективной  и качественной работе, но для этого  нужно создать необходимые условия.

Нематериальные и непроизведенные  активы расположены в разделе I Плана  счетов бюджетного учета «Нефинансовые  активы».

Целью данной курсовой работы является исследование сущности непроизведенных  и нематериальных активов, их учета  в бюджетных учреждениях, а также  своевременности отражения в  регистрах бюджетного учета.

Объектом изучения являются нематериальные и непроизведенные  активы в бюджетных учреждениях.

Предметом исследования являются законодательный и инструктивный  материал, при помощи которого происходит изучение объекта.

Исходя из намеченных целей, необходимо решить следующие основные задачи:

1.  Раскрыть законодательную базу возникновения нематериальных активов в бюджетном учете.

2.  Рассмотреть процессы формирования учетных действий непроизведенных активов.

3.  Дать общую характеристику и оценку нематериальным и непроизведенным активам.

4.  Изучить контроль за движением нематериальных и непроизведенных активов в бюджетных учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы и особенности возникновения  нематериальных и непроизведенных  активов в бюджетных учреждениях

1.1  Законодательная база возникновения нематериальных активов

Объект нематериальных активов  может возникнуть в результате создания непосредственно собственными силами.

Применительно к авторскому праву возможны следующие варианты:

-  создания объекта нематериальных активов оформляется договором заказа на создание произведения;

-  приобретение объекта нематериальных активов оформляется договором на использование произведения.

Применительно к договору на объекты интеллектуальной собственности, охраняемые патентным правом, возможны следующие варианты:

-  создание объекта нематериальных активов оформляется договором подряда на выполнение научно – исследовательских и опытно - конструкторских работ, результатом которого и будет объект вновь созданной интеллектуальной собственности;

-  приобретение нематериального актива у патентообладателя на основании лицензионного договора в качестве уступки прав.

Возможны и другие варианты поступления нематериальных активов:

-  в качестве вклада сторон вклада в уставный капитал согласно учредительному договору;

-  на основании договора дарения (если как минимум один из участников договора не является коммерческой организацией) и другие.

Однако во всех случаях  возникновения объектов нематериальных активов должен зарегистрированный в полномочном государственном  органе либо патент Российской Федерации (РФ) на полезную модель, товарный знак, право пользования наименования места происхождения товара, либо лицензионный договор на уступку  ответствующих прав.

Свои особенности имеются  у объектов нематериальных активов, регулируемых Законом «Об авторском  праве и смежных правах». Согласно данному Закону авторское право  на произведения литературы, науки  и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения  и осуществления авторского права не требуется регистрация произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами изготовителю исключительных прав на воспроизведение. распространение, публичное исполнение, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия права на аудиовизуальное произведение.

 

 

 

 

1.2 Процессы формирования учетных  действий непроизведенных активов

Бюджетный учет осуществляется в соответствии Федеральным  законом (ФЗ) «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, Инструкцией  по бюджетному учету и иными нормативно – правовыми актами РФ.

Отражение операций при ведении бюджетного учета  осуществляется в соответствии с  Планом счетов бюджетного учета.

С принятием  Инструкции №70н у бюджетных учреждений появился новый объект учета –  непроизведенные активы.

В План счетов введен новый счет 010200000 «Непроизведенные активы». Счет предназначен для учета  непроизведенных активов, используемых в процессе производства, права собственности, на которые должны быть установлены  и законодательно закреплены.

Для более  детализированного учета непроизведенных  активов к счету 010200000 открыты  три аналитических счета: 010201000 «Земля», 010202000 «Ресурсы недр», 010203000 «Прочие  непроизведенные активы».

Каждому объекту  непроизведенных активов независимого от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается  уникальный порядковый инвентарный  номер, который используется в регистрах  бюджетного учета и не ставится на объект.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, приказом Министерства финансов РФ от10.02.2006 г. №25н  утверждена другая Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Министерства финансов от 01.01.2006 г. №70н утратила силу.

Действия  приказа распространены на отношения, возникши с 01.01.2006 г. Учет непроизведенных  активов, используемых в процессе деятельности учреждения, ведется на счете 010300000.

В настоящее  время на основании статьи 165 Бюджетного кодекса РФ, в целях установления Плана счетов бюджетного учета и  единого порядка ведения бюджетного учета в органах государственной  власти, органах управлении государственных  внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных  внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной  системы РФ, а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение их бюджетов, приказом Министерством финансов РФ от 30.12.2008 г. №148н утверждена новая Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 10.02.2006г. №25н утратила силу. Действия приказа распространены на отношения, возникшие с 01.01.2009г. Учет непроизведенных активов, используемых в процессе деятельности учреждения, ведется на счете 010300000.

Инструкция  устанавливает единый порядок ведения  бюджетного учета. Для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются  регистры. содержащие обязательные реквизиты и показатели. Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а также правила их ведения, утверждаются финансовым органом. Финансовым органом, органам казначейства и учреждениям разрешается введение в код аналитического учета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации необходимой внутренним пользованием.

нематериальный непроизведенный актив учет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные характеристики и организация учета  нематериальных и непроизведенных  активов

2.1 Экономическая  сущность и оценка нематериальных  активов

Пунктом 24 Инструкции №148н  установлен порядок отнесения объектов к нематериальным активам. К нематериальным активам, по определению, относятся  объекты, которые одновременно удовлетворяют  следующим требованиям:

-  отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

-  возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

-  использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения;

-  использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

-  не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

-  наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.) или права учреждения на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).

В состав объектов нематериальных активов не включаются:

-  не давшие положительного результата научно – исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

-  незаконченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

-  материальные объекты (материальные носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства.

Объекты нематериальных активов  принимаются к бюджетному учету  по первоначальной стоимости, то есть по стоимости фактических вложений на их приобретение (изготовление), с  учетом сумм налога на добавленную  стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме  их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой налогом на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено налоговым  законодательством Российской Федерации).

Стоимость приобретения (изготовления) нематериальных активов включает в  себя:

-  суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);

-  суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объектов нематериальных активов;

-  таможенные пошлины, регистрационные сборы, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, связанные с уступкой (приобретением) исключительных (имущественных) прав правообладателя;

-  вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены объекты нематериальных активов, в соответствии с условиями договора;

-  иные расходы, непосредственно связанные с приобретением объектов нематериальных активов и доведением их до состояния, пригодного к использованию в установленных целях;

-  расходы по изготовлению (израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на оплату труда, услуги сторонних организаций и так далее).

Информация о работе Нематериальные активы и их учет в бюджетных учреждениях