реализации товаров (работ,
услуг), приобретенных на стороне и учитываемых
с НДС реализации сельскохозяйственной
продукции и продуктов ее переработки,
закупленной у физических лиц.
Регулирующая роль НДС.
Регулирующая функция НДС имеет
первостепенную значимость по своему
воздействию на национальную экономику.
Трудно представить себе нерегулируемую
государством экономическую систему.
Налоговое регулирование представляет
собой комплекс мероприятий, направленных
на вмешательство государства в рыночную
экономику в соответствии с концепцией
развития. Регулирующую роль играет сама
система налогообложения, избранная
правительством. Через налоги власти воздействуют
на общественное воспроизводство, т.е.
любые процессы в экономике страны, а также
социально-экономические процессы в обществе.
Регулирующая функция НДС осуществляется
путем применения отлаженной системы
налогообложения, выделения из бюджета
капитальных вложений и дотаций, государственных
закупок и осуществления народнохозяйственных
программ, выплаты пособий и т.п. При
помощи налогов можно поощрять или сдерживать
определенные виды деятельности (повышая
или понижая налоги), направлять
развитие тех или иных отраслей промышленности,
воздействовать на экономическую активность
предпринимателей, сбалансировать платежеспособный
спрос и предложение, регулировать количество
денег в обращении. Так предоставление
налоговых льгот отраслям промышленности
или отдельным предприятиям стимулирует
их подъём и развитие. Назначая более высокие
налоги на сверхприбыль, государство контролирует
движение цен на товары и услуги.
Предоставляя льготы, государство
решает серьезные, порой стратегические
задачи. Например, не облагая налогами
часть прибыли, идущую на внедрение новой
техники, оно поощряет технический прогресс.
А, не облагая налогами часть прибыли,
идущей на благотворительную деятельность,
государство привлекает предприятия к
решению социальных проблем.
Таким образом, здесь ярко выражена
стимулирующая направленность функции,
которая реализуется через систему льгот,
исключений, преференций. Стимулирование
может проявляться в изменении объема
налогообложения, уменьшении налогооблагаемой
базы, снижении налоговой ставки или в
полном освобождении от налогов.
Налогом можно и ограничивать
деловую активность, а, следовательно,
развитие тех или иных отраслей деятельности.
Налогом на добавленную стоимость можно
создать предпосылки для снижения издержек
производства, повысить конкурентоспособность
предприятий, проводить протекционистскую
политику.
Еще одна направленность
регулирующей функции - социальная функция
– поддержание социального равновесия
путём изменения соотношения
между доходами отдельных социальных
групп с целью сглаживания
неравенства между ними. Самыми
социально несправедливыми являются
косвенные налоги, так как они
перекладываются через цены
на потребляемые товары в
одинаковой степени на лиц с
высокими и низкими доходами.
В целях смягчения социального
неравенства государственные органы
предоставляют отдельным группам
населения налоговые льготы. Особое
место занимает воспроизводственное назначение,
которое направлено на компенсацию и возмещение
потребляемых ресурсов. Такую нагрузку
несут в себе плата за воду, пользование
природными ресурсами, отчисления на производство
материально-сырьевой базы, в дорожные
фонды. По мнению, крупного английского
экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют
в обществе исключительно для регулирования
экономических отношений.
Регулирующая функция НДС направлена
на достижение посредством налоговых
механизмов тех или иных задач налоговой
политики государства. Эта функция имеет
три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую
и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция направлена
на поддержку развития тех или иных экономических
процессов. Они реализуются через систему
льгот и освобождений от налогов. Нынешняя
система налогообложения представляет
широкий набор налоговых льгот малым предприятиям,
предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным
производителям, организациям, осуществляющим
капитальные вложения в производство
и благотворительную деятельность, и т.д.
Дестимулирующая подфункция,
напротив, направлена на установление
через налоговое бремя препятствий для
развития каких-либо экономических процессов.
Это осуществляется путем введения повышенных
ставок налогов (так, для казино до 2001 года
была установлена ставка налога на прибыль
в размере 90%), установления налога на вывоз
капитала, повышенных таможенных пошлин,
налога на имущество, акцизов и других.
Воспроизводственная подфункция
предназначена для аккумуляции средств
на восстановление используемых ресурсов.
Эту подфункцию выполняют отчисления
на воспроизводство минерально-сырьевой
базы, плата за воду. Нужно отметить, что
налоговое стимулирование инвестиций,
сельского хозяйства и других отраслей
народного хозяйства в отрыве от прочих
экономических факторов не приносит желаемого
результата, поскольку инвестиционные
процессы обусловлены не налоговыми льготами,
а потребностями развития производства
и расширения бизнеса.
В то же время регулирующая
функция НДС действует сразу и непосредственно
при дестимулирующем налоговом подходе.
Создание непомерного налогового бремени
практически всегда влечет спад производства
из-за потери его эффективности. Так, например,
непомерный налоговый гнет на российское
крестьянство в 30-х годах XX века (под видом
классовой борьбы с кулачеством) привел
к его ликвидации за несколько лет. В наше
время введение 70%-ного налога на прибыль
от деятельности, связанной с видеопоказом,
привело к исчезновению видеосалонов,
пользовавшихся большой популярностью
у населения в конце 80-х - начале 90-х годов.
Дестимулирование импорта путем установления
повышенных пошлин (политика протекционизма)
также влечет за собой резкое сокращение
ввоза тех или иных товаров.
Заключение.
Налог на добавленную стоимость
является одним из широко распространенных
косвенных налогов во многих странах с
рыночной экономикой. В отечественную
налоговую систему НДС был введен в 1992
году. По экономическому содержанию - это
часть добавленной стоимости, которая
изымается в государственный бюджет. Добавленная
стоимость создается на всех стадиях производства
и определяется как разница между стоимостью
реализованной продукции, работ, услуг
и стоимостью материальных затрат, отнесенных
на издержки производства и обращения.
Первая внесла изменение в структуру
косвенных налогов Франция, которая в
1954 году провела замену использовавшегося
ранее налога с оборота на НДС. Соответствующая
замена базировалась на идее, что НДС,
сохраняя достоинства других косвенных
налогов, свободен от их основных недостатков.
Во-первых, НДС, как и налог с оборота, многократен,
поскольку также взимается на каждой стадии
производства и обращения и соответственно
в отличие от налога на продажи сохраняет
возможность воздействия государства
на все стадии воспроизводства. Во-вторых,
поскольку НДС облагается не вся стоимость
оборота каждой стадии, а только лишь добавленная
стоимость, он оказывается в прямой зависимости
от реального вклада каждой стадии в стоимость
конечного продукта (равную сумме добавленных
стоимостей всех стадий оборота производства
и обращения).
НДС в России стал одним из самых
существенных доходных источников бюджета.
Однако, этот налог оказывает также
влияние на состояние оборотных средств
налогоплательщиков. Несовершенство и
запутанность действующего законодательства
вызвало множество нареканий и конфликтных
ситуаций между работниками налоговых
инспекций и разными категориями плательщиков
НДС. Большинство действующих недостатков
были учтены и эти изменения нашли свое
отражение в проекте Налогового кодекса.
Преимущества НДС:
- НДС выступает фактором, регулирующим
размер цены;
- налог является постоянно
поступающим и стабильным доходом государства;
- НДС отличается простотой
взимания;
- НДС выступает фактором, который
заставляет ликвидировать лишние звенья
хозяйствования;
- налог обладает механизмом
взаимной проверки плательщиками налоговых
обязательств.
Недостатки НДС:
- налог является фактором,
сдерживающим развитие производство;
- НДС является фактором, стимулирующим
инфляцию;
- НДС – социально несправедливый
налог, т. к. он не зависит от платежеспособности плательщика.
В целом же мировой опыт свидетельствует,
что налоговая система, построенная на
базе НДС, обеспечивает высокую стабильность
поступлений в бюджет и незначительную
зависимость его от характера экономической
конъюнктуры. Однако меры по увеличению
НДС могут сыграть серьезную и долговременную
положительную роль лишь в том случае,
если полученные в результате этих мер
дополнительные финансовые средства будут
использованы как база для параллельного
проведения в рамках активной промышленной
политики серьезных налоговых ограничений
в целях стимулирования экономического
роста.
Список использованных источников:
1. Налоговый кодекс Российской
Федерации
2. Абрамов М.Д. Налог на добавленную
стоимость - налог на ВВП предприятия//Финансовые
и бухгалтерские консультации. - № 5. - 2007
г.
3. Блошенко Т. Зарубежный опыт
взимания НДС//Партнер РЕГИОН. 2009. № 11.
4. Бюджетная система России:
учеб. для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. -
М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009г.
5. Борисов А.Н. Налог на добавленную
стоимость. Постатейный комментарий к
главе 21 части второй Налогового кодекса
РФ. – М.: 2007.
6. Демин А.В. Налоговое право
России: Учебное пособие. – М.: РУМЦ, 2008.
7. Кулаева Н.С. Налог на добавленную
стоимость//Налоги (газета). 2009. № 26.
8. Комментарий к части второй
Налогового кодекса РФ (поглавный)./Под
ред. А.А. Ялбулганова) - ООО "Новая правовая
культура", 2008 г.
9. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение
в Российской Федерации. - М.: Издательский
Дом "МЦФЭР", 2006 г.
10. Черник Д. Налоги и налогообложение.
Учебник. М.: Инфра-М. 2008г.
11. Миляков Н.В. Налоги
и налогообложение: электронный учебник.
– М.: КНОРУС, 2009. CD гриф