Налог на добавленную стоимость: его сущность и регулирующая роль
Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 16:18, реферат
Краткое описание
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования любого государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России закономерно обусловили формирование системы налогов. Российская налоговая реформа 1991-1992 годах. учитывала, что на пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений
Оглавление
Введение Сущность НДС. Основные элементы Регулирующая роль. Заключение Список использованных источников
Московский государственный
университет технологий и управления
имени К. Г. Разумовского
РЕФЕРАТ
на тему:
Налог на добавленную
стоимость: его сущность и регулирующая
роль.
Выполнила:
Студентка 2 курса, группа 080200, ПМ
Колосова Анна Геннадьевна
Москва, 2013
Содержание
Введение
Сущность
НДС. Основные элементы
Регулирующая
роль.
Заключение
Список использованных источников
Введение
Взимание налогов - древнейшая
функция и одно из основных условий существования
любого государства, развития общества
на пути к экономическому и социальному
процветанию. Экономические преобразования
в современной России закономерно обусловили
формирование системы налогов. Российская
налоговая реформа 1991-1992 годах. учитывала,
что на пути к рыночной экономике налоги
становятся наиболее действенным инструментом
регулирования новых экономических отношений.
Они призваны формировать основу доходной
части бюджета, ограничивать стихийность
рыночных процессов, воздействовать на
формирование производственной и социальной
инфраструктуры, укрощать инфляцию и т.д.
Кроме того, создание рациональной налоговой
системы, обеспечивающей соблюдение социальной
справедливости, законодательной ответственности,
прав налогоплательщиков, а также повышение
эффективности производительной деятельности
- одно из ключевых условий преодоления
кризиса российской экономики.
Основную роль в российской
налоговой системе играют косвенные налоги,
к которым относятся НДС, акцизы, налог
с продаж и таможенные пошлины, занимающие
определяющее место в доходах бюджета.
Наиболее существенным из применяемых
в России косвенных налогов является налог
на добавленную стоимость. НДС - один из
самых молодых налогов (предложен экономистом
М. Лоре в 1954 году). Необходимость применения
такого показателя как добавленная стоимость
в качестве объекта налогообложения в
европейских странах была обусловлена
построением общего рынка.
.
Сущность
НДС. Основные элементы.
Налог на добавленную стоимость
является важнейшим источником пополнения
государственных бюджетов большинства
европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый
налог, фактически оплачиваемый потребителем.
Представляет собой форму изъятия в бюджет
части прироста стоимости, которая создается
на всех стадиях производства и реализации
от сырья до предметов потребления.
Налог классифицирован как
федеральный. Этот налог взимался при
реализации большинства товаров, работ
и услуг и определяется как разница между
суммой начисленной добавленной стоимости
и суммой НДС, уплаченной поставщикам
за материальные ресурсы (включая импортируемые).
Образно можно выразить, что предприятие
не только покупает товары и услуги, но
покупает вместе с ними заявку в налоговое
ведомство, оформленную в форме счета-фактуры,
которая уменьшает его будущую задолженность
перед бюджетом по НДС. Отсюда и вытекает
та высокая требовательность в правилах
оформления счетов-фактур, ибо этот документ
фактически служит ценной бумагой, по
которой налогоплательщик может получить
обратно часть суммы производственных
материальных издержек. Существующий
порядок исчисления налога позволяет
бюджету извлечь дополнительную выгоду,
например, если в цепочке производителей
хотя бы одно лицо освобождено от уплаты
НДС. Ведь, несмотря на уплату налога в
бюджет всеми прежними производителями,
затраты покупателя по приобретению продукции
у предприятия, пользующегося льготами,
не будут квалифицированы как зачетные
по НДС и при их последующей продаже повторно
обложены налогом с полного объема.
Налогоплательщики.
Налогоплательщиками признаются
организации, индивидуальные предприниматели,
реализующие товары и услуги на территории
РФ. К ним также причисляются декларанты,
перемещающие импортируемые товары через
таможенную границу РФ. Существует ряд
особенностей налогообложения по железнодорожным,
авиационным, морским и речным перевозкам,
когда в качестве плательщиков выступают
управления дорог, производственные объединения
по совокупности за все свои структурные
подразделения. Организации и индивидуальные
предприниматели могут быть освобождены
от исполнения обязанности налогоплательщика,
если в течение трех предшествующих месяцев
их налоговая база не превысила 2 млн. руб.
Освобождение от исполнения обязанностей
налогоплательщика производится на 12
последовательных месяцев. По истечении
этого срока организации и индивидуальные
предприниматели должны вновь подавать
заявление. В случае если в течение периода
выручка от реализации товаров (работ,
услуг) превысит лимит, то, начиная с 1-го
числа месяца, в котором было это превышение,
и до окончания периода освобождения налогоплательщики
утрачивают право на освобождение и уплачивают
налог на общих основаниях.
Объект налогообложения.
Объектами налогообложения
признаются следующие операции: реализация
на территории РФ товаров, выполненных
работ и оказанных услуг, в том числе реализация
предметов залога и передача товаров по
соглашению о предоставлении отступного
или новации (передача права собственности
на товары, результатов выполненных работ,
оказание услуг на безвозмездной основе
также признается реализацией); передача
товаров (выполнение работ, оказание услуг)
для собственных нужд, расходы на которые
не относятся на себестоимость продукции,
выполнение строительно-монтажных работ
для собственного потребления; ввоз товаров
на таможенную территорию РФ.
В Целях главы 21 НК РФ не признаются
объектом налогообложения:
операции, указанные в пункте
3 статьи 39 НК РФ;
передача на безвозмездной
основе жилых домов, детских садов, клубов,
санаториев и других объектов социально-культурного
и жилищно-коммунального назначения, а
также дорог, электрических сетей, подстанций,
газовых сетей, водозаборных сооружений
и других подобных объектов органам государственной
власти и органам местного самоуправления
(или по решению указанных органов, специализированным
организациям, осуществляющим использование
или эксплуатацию указанных объектов
по их назначению);
передача имущества государственных
и муниципальных предприятий, выкупаемого
в порядке приватизации;
выполнение работ (оказание
услуг) органами, входящими в систему органов
государственной власти и органов местного
самоуправления, в рамках выполнения возложенных
на них исключительных полномочий в определенной
сфере деятельности в случае, если обязательность
выполнения указанных работ (оказания
услуг) установлена законодательством
Российской Федерации, законодательством
субъектов Российской Федерации, актами
органов местного самоуправления;
передача на безвозмездной
основе объектов основных средств органам
государственной власти и управления
и органам местного самоуправления, а
также бюджетным учреждениям, государственным
и муниципальным унитарным предприятиям;
операции по реализации земельных
участков (долей в них);
передача имущественных прав
организации ее правопреемнику (правопреемникам).
3. Не признается реализацией
товаров, работ или услуг:
осуществление операций, связанных
с обращением российской или иностранной
валюты (за исключением целей нумизматики);
передача основных средств,
нематериальных активов и (или) иного имущества
организации ее правопреемнику (правопреемникам)
при реорганизации этой организации;
передача основных средств,
нематериальных активов и (или) иного имущества
некоммерческим организациям на осуществление
основной уставной деятельности, не связанной
с предпринимательской деятельностью;
4) передача имущества, если такая
передача носит инвестиционный характер
(в частности, вклады в уставный (складочный)капитал
хозяйственных обществ и товариществ,
вклады по договору простого товарищества
(договору о совместной деятельности),
паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
5) передача имущества в пределах
первоначального взноса участнику хозяйственного
общества или товарищества (его правопреемнику
или наследнику) при выходе (выбытии) из
хозяйственного общества или товарищества,
а также при распределении имущества ликвидируемого
хозяйственного общества или товарищества
между его участниками;
6) передача имущества в пределах
первоначального взноса участнику договора
простого товарищества (договора о совместной
деятельности) или его правопреемнику
в случае выдела его доли из имущества,
находящегося в общей собственности участников
договора, или раздела такого имущества;
7) передача жилых помещений
физическим лицам в домах государственного
или муниципального жилищного фонда при
проведении приватизации;
8) изъятие имущества путем конфискации,
наследование имущества, а также обращение
в собственность иных лиц бесхозяйных
и брошенных вещей, бесхозяйных животных,
находки, клада в соответствии с нормами
Гражданского кодекса Российской Федерации;
9) иные операции в случаях, предусмотренных
Налоговым кодексом РФ.
Налоговая база.
1. При применении налогоплательщиками
при реализации товаров (работ, услуг)
различных налоговых ставок налоговая
база определяется отдельно по
каждому виду товаров (работ, услуг),
облагаемых по разным ставкам.
При применении одинаковых ставок
налога налоговая база определяется
суммарно по всем видам операций,
облагаемых по этой ставке. В
общем случае представляет собой
стоимость реализуемых товаров (работ,
услуг), исчисленную исходя из
цен, определяемых в соответствии
со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов
(для подакцизных товаров и
подакцизного минерального сырья)
и без включения в них НДС
и налога с продаж.
При определении налоговой
базы выручка от реализации товаров (работ,
услуг) определяется исходя из всех доходов
налогоплательщика, связанных с расчетами
по оплате указанных товаров (работ, услуг),
полученных им в денежной или натуральной
формах, включая оплату ценными бумагами.
При определении налоговой
базы выручка (расходы) налогоплательщика
в иностранной валюте пересчитывается
в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно
на дату реализации товаров (работ, услуг)
или на дату фактического осуществления
расходов.
При определении налоговой
базы учитываются:
авансовые или иные платежи,
полученные в счет предстоящих поставок
товаров, выполнения работ или оказания
услуг;
суммы, полученные за реализованные
товары (работы, услуги) в виде финансовой
помощи, на пополнение фондов специального
назначения, в счет увеличения доходов
либо иначе связанные с оплатой реализованных
товаров (работ, услуг);
суммы, полученные в виде процента
(дисконта) по полученным в счет оплаты
за реализованные товары (работы, услуги)
облигациям и векселям, процента по товарному
кредиту в части, превышающей размер процента,
рассчитанного в соответствии со ставками
рефинансирования ЦБ РФ, действовавшими
в периодах, за которые производится расчет
процента;
суммы страховых выплат, полученные
по договорам страхования риска неисполнения
договорных обязательств контрагентом
страхователя-кредитора (учитываются,
если страхуемые договорные обязательства
предусматривают поставку страхователем
товаров (работ, услуг), реализация которых
признается объектом налогообложения).
Ставки налога.
По ставке 0 процентов облагаются
экспортируемые товары, а так же ряд
работ и услуг, связанных непосредственно
с транспортировкой товаров через таможенную
границу.
По ставке 10 процентов облагаются
некоторые продовольственные товары и
товары для детей по перечню, установленному
правительством РФ.
Остальные товары (работы, услуги)
облагаются по ставке 18 процентов.
Расчетные ставки (соответственно
9,09 % и 15,25 %) применяются при:
получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг);