Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 01:31, курсовая работа
Задачами курсовой работы будут ознакомиться с различными моделями учета затрат на производстве, их классификацией и структурой, и с моделями учета результатов хозяйственной деятельности. В современных рыночных отношениях цель любого предприятия – это получение максимальной прибыли с наименьшими затратами на производство продукта.
Теоретическая часть
Введение 3
1. Понятие о системе учета затрат на производство
2. Основные модели учета затрат на производство
2. 1 Основные принципы калькулирования 8
2.2 Позаказный метод учёта затрат. 8
2.3 Попередельный метод учёта затрат на производство. 9
2.4 Нормативный метод учета затрат. 10
2. 5 Системы учета затрат в мировой практике. 14
3. Модели учета затрат результатов хозяйственной деятельности 17
4. Модель учета затрат на примере. 24
Заключение. 29
Список литературы 30
Практическая часть
2.2 Позаказный метод учёта затрат.
Позаказный метод учёта затрат и калькуляция себестоимости продукции применяются в индивидуальном и мелкосерийном производствах, а также в экспериментальных, ремонтных, инструментальных и других вспомогательных производствах всех отраслей промышленности. Производственные затраты собираются вначале по цехам, затем суммируются по предприятию в целом и производят расчёт себестоимости единицы продукции по сумме затрат всех цехов. При позаказном методе объектом учёта и калькулирования является отдельный производственный заказ. В аналитическом учете производственные затраты группируются по заказу в размере установленных статей калькуляции.
Особо важным документом для выполнения работ является договор между заказчиком и производителем. В нём конкретизируется объём работ, сроки, количество, качество, договорная цена, особые условия (индексация затрат при изменении цен на сырьё и т. д.).
Кроме
того, существуют и внутрипроизводственные
заказы, когда один цех изготовляет
продукцию для другого цеха или
отдела. Внутризаводские заказы открывают
единичные и годовые (сквозные по
ремонту оборудования). Отчётную калькуляцию
при позаказном методе составляют после
того, как работы по заказу будут
полностью выполнены. Если заказ
частично выпустился, то себестоимость
рассчитывается на основании плановой
или фактической калькуляции
адекватного изделия.
2.3 Попередельный метод учёта затрат на
производство.
Этот
метод применяется в таких
отраслях промышленности, в которых
обрабатываемое сырьё последовательно
проходит несколько отдельных
Чаще
всего этот метод применяют в
металлургии, в технической промышленности,
деревообрабатывающей, для которых
характерно разделение технологического
процесса на отдельные фазы обработки
исходного материала. Затраты на
изготовление продукции этих производств
учитывают по видам однородных изделий,
статьям калькуляции и
Порядок
учёта затрат и калькулирования
на различных предприятиях по переделам
неодинаков. На отдельных предприятиях
прямые затраты в бухгалтерском
учёте отражаются по каждому переделу
в отдельности, а стоимость исходного
сырья включается в себестоимость
продукции только первого передела.
Себестоимость конечного
2.4 Нормативный метод учета затрат.
Задачами нормативного метода учёта затрат на производство являются своевременное предупреждение рационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в хозяйстве, содействие выявлению имеющихся в производстве резервов и результатов внутрихозяйственного хозрасчёта. В основе своей он содержит технически обоснованные расчётные величины затрат рабочего времени, материальные и денежные ресурсы на единицу продукции, работ, услуг. Нормы производственных затрат – важнейшее орудие управления производством. Они отражают технический и организационный уровень развития предприятия, влияют на его экономику и на конечный результат деятельности. Следует различать нормы и зависимости от длительности их действия и времени расчета – текущие и плановые.
Составление сменных планов работ, отпуск материалов на рабочие места, оплата труда рабочих за выполненные работы производятся на основе текущих или действующих в настоящее время норм. Ежемесячно составляются нормативные калькуляции по деталям, узлам, изделиям. Плановые нормы предусматриваются квартальными и годовыми планами, рассчитываются на основе ожидаемых на планируемый период норм с учётом эффективности от внедрения организационно-технических мероприятий.
При сопоставлении фактически произведённых затрат с утверждёнными текущими нормативами осуществляется анализ хозяйственной деятельности предприятия, выявляются внутрипроизводственные резервы, намечаются пути их использования, разрабатываются новые нормативы затрат на следующий отчётный период. В связи с этим появляется необходимость в организации учёта изменения текущих норм затрат на единицу продукции. Они могут изменяться при внедрении новой технологии, реализации рационализаторских предложений. Эти факты фиксируются в специальных документах (извещениях об изменении норм) с указанием причин и виновников (инициаторов) изменений, статей затрат, цехов, номеров технологических операций, узлов, изделий, процентного или денежного их выражения.
Правильный
и своевременный учёт изменений
норм позволяет руководителям
Извещения об изменениях норм должны оформляться:
а) технологическим отделом – по расходу материалов;
б) отделом – по изменению цен на материальные ресурсы;
в) отделом труда и заработной платы – по изменениям норм времени, выработки, обслуживания и расценок;
г) конструкторским отделом – по изменениям применяемости деталей, узлов и полуфабрикатов;
д) службой главного энергетика – по изменениям норм расхода топлива и энергии.
Изменения норм вносятся в технологическую и техническую документацию в момент поступления извещения, а в нормативные калькуляции – на начало следующего после получения извещений месяца. Причины изменений кодируются в разрезе основных групп технико-экономических факторов, применяемых при расчёте заданий по снижению себестоимости продукции:
– повышение технического уровня производства;
– улучшение организации производства и труда;
– изменение объёма и структуры производства;
– улучшение использования природных ресурсов;
– развитие производства.
Для
разработки нормативных калькуляций
на предприятиях создаётся нормативное
бюро (группа) при планово-экономическом
отделе. Сюда поступают от соответствующих
подразделений нормы и
Пример. При следующих показателях: нормативная себестоимость единицы продукции – 12 000 руб., выпуск – 500 ед.; затраты отчетного месяца составили перерасход в сумме 12 000 руб., экономия – в сумме 9000 руб.; незавершенное производство на начало месяца – 100 ед. с нормативной себестоимостью за 1 ед. 1220 руб.
Требуется
определить фактическую себестоимость
всего выпуска и единицы
1. Нормативная себестоимость – 600 000 руб. (1200 руб. ´ 500 ед).
2. Отклонения от норм: экономия – 9000 руб., перерасход + 12000 руб.
3. Изменение норм составляет + 2000 руб., так как стоимость незавершенного производства по старым нормам – 122 000 руб. (1220 руб. ´ ´ 100 ед.), а по новым нормам – 120 000 руб. (1200 руб. ´ 100 ед.).
4. Таким образом, фактическая себестоимость выпуска составила: 605 000 руб. (600 000 + 12000 – 9000 + 2000).
Для расчета
фактической себестоимости
Индекс (%) =
Индекс экономии (-) 1,5% .
Индекс перерасхода (+) 2%
Индекс изменения (+) 0,33%
Фактическая
себестоимость единицы
2. 5 Системы учета затрат в мировой
практике.
В мировой практике выработана четкая система управленческих данных, направленных на решение стандартных управленческих задач (к ним относятся управление логистикой, планирование и прогнозирование деятельности, финансовый учет и анализ), и поддерживающей их сбор и контроль документации. В западных компаниях подразделения, выполняющие функции контроллинга ( контроллинг – это совокупность подсистем управленческого учета, анализа финансового-хозяйственной деятельности и подсистемы принятия решений), присутствуют практически на каждом предприятии независимо от сферы его деятельности. Как правило, к элементам управленческого учета, составляющим функционал контроллинговых подразделений в иностранных компаниях, относят следующие области:
a) расчеты затрат и объемов деятельности;
b) инвестиционные расчеты;
c) финансовые расчеты.
Методы управления затратами могут быть
построены как на классических системах
расчета затрат (таблица 1), так и на современном
методе процессно-ориентированной калькуляции
затрат, который считают следующим шагом
в развитии управленческих технологий.
На основе данных управленческого учета
затрат и объемов деятельности компании
выстраивают тактику поддержания продуктового
портфеля на уровне допустимой рентабельности,
принимают решения о прекращении/сокращении
выпуска нерентабельных или недостаточно
рентабельных продуктов, передаче части
цепочки добавленной стоимости во внешний
аутсорсинг.
Таблица
1. Классические системы расчета
затрат.
Объем
отнесения
затрат / |
Расчет фактических затрат | Расчет нормативных затрат | Расчет плановых затрат |
Расчет полных затрат | Расчет фактических затрат на базе полных затрат | Расчет нормативных затрат на базе полных затрат | Расчет плановых
затрат на базе полных затрат |
Расчет частичных затрат | Расчет фактических затрат на базе частичных затрат | Расчет нормативных затрат на базе частичных затрат | Расчет плановых затрат на базе частичных затрат |
На основе данных управленческого учета
затрат и объемов деятельности компании
выстраивают тактику поддержания продуктового
портфеля на уровне допустимой рентабельности,
принимают решения о прекращении/сокращении
выпуска нерентабельных или недостаточно
рентабельных продуктов, передаче части
цепочки добавленной стоимости во внешний
аутсорсинг. Управленческий учет поставляет
информацию для управления затратами,
на его данных основываются решения об
оптимизации численности персонала, вопросы
управления ценообразованием, каналами
сбыта и пр.
Следующий элемент – инвестиционные расчеты. Они могут базироваться на статических или динамических методах сравнения инвестиционных проектов:
Первые
4 метода относят к статическим
методам, ориентированным на конкретный
период сопоставления инвестиционных
проектов, последние три метода ориентированы
на жизненный цикл проекта. Выбор
конкретного метода зависит от объекта
инвестиций и целей. И, наконец, финансовые
расчеты интегрируют процессы бюджетирования
и управленческого учета в
компании, поскольку основаны на ключевых
бюджетах компании. К важнейшим (но
не исчерпывающим) видам финансовых
расчетов относятся формирование отчета
о движении денежных средств, дополняющего
баланс, и отчет о прибылях и
убытках. На основе финансовых расчетов
многие компании строят оперативное
управление ликвидностью, решая задачи
синхронизации по объемам и срокам
поступлений и выбытий денежных
средств на счета компании. Ежедневные
финансовые расчеты, построенные на
данных управленческого учета, предназначены
для поддержки функции
Информация о работе Модели учета затрат на производство и результатов хозяйственной деятельности