Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:03, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как:
-понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- законодательное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-порядок оформление бухгалтерской отчетности;
- характеристика Международных стандартов финансовой отчетности.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ В РОССИИ, ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ.
1.1 Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности…………………………….4
1.2 Документальное оформление бухгалтерской отчетности………………….5-9
1.3 Законодательное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности……………………………………………………………………..10-13
Глава 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ.
2.1 Трансформация бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности……………………...14-19
2.2 Принципы составления и общая характеристика международных стандартов финансовой отчетности……………………………………………..20-25
Заключение………………………………………………………………………. 26-28
Список литературы………………………………
Примечания к рисунку:
БУ ≠ НУ – область несоответствия бухгалтерского и налогового учета (в части норм российского бухгалтерского учета, повторяющих положения МСФО);
БУ≠МСФО – область несоответствия норм российского бухгалтерского учета положениям МСФО (отсутствие нормативных актах специальных положений, содержащихся в МСФО, несоответствие норм бухгалтерского учета и отчетности требованиям МСФО);
1, 2 – характер несоответствия между российскими системой бухгалтерского учета и требованиями налогового законодательства определяется следующими видами различий: 1 – временные расхождения в признании активов, обязательств, доходов и расходов в целях бухгалтерского учета и налогообложения; 2 – различия в принятии отдельных видов активов, доходов и расходов целях бухгалтерского учета и налогообложения (стоимостное выражение).
3, 4, 5, 6 – характер несоответствия российской системы бухгалтерского учета МСФО определяется следующими видами различий: 3 – различия в понятийном аппарате, определяющие расхождение в признании активов, обязательств, доходов и расходов в целях бухгалтерского учета для формирования отчетности; 4 – различия в подходах к оценке отдельных видов активов, обязательств, капитала, доходов и расходов; 5 – различие в подходах к денежному измерению активов, обязательств, доходов и расходов в России и системе МСФО; 6 – различия в возможности использования аналитических методов, призванных уточнить оценку активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов.
Таким образом, следует принимать во внимание шесть видов корректировок, необходимых для осуществления полноценной трансформации российской отчетности в соответствии с международными стандартами.
Основные этапы трансформации российской бухгалтерской отчетности в формат МСФО:
- получение данных бухгалтерского учета и отчетности организации, имеющее аудиторское заключение;
- предварительная группировка статей российской бухгалтерской отчетности в соответствии с форматами отчетности по МСФО (МСФО 1)
- анализ видов расхождений и перегруппировка активов, обязательств, доходов и расходов организации в соответствии с требованиями МСФО;
- формирование корректировочных записей в результате оценки активов организации соответствии с МСФО;
- формирование корректировочных записей в результате пересчета доходов и расходов организации в соответствии с периодом признания для целей финансовой отчетности по МСФО;
- формирование корректировочных записей в результате пересчета активов, обязательств, капитала, доходов и расходов с учетом инфляции с МСФО 29;
- составление сводного журнала трансформационных записей, корректирующих показатели бухгалтерского баланса;
- формирование показателей бухгалтерского баланса на основе трансформационных записей (с учетом инфляции);
- формирование показателей отчета о прибылях и убытках, расчет чистого финансового результата (чистая прибыль / чистый убыток), уточнение величины компонентов капитала организации с учетом инфляции;
- пересчет показателей бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках в иностранную валюту, в которой будет представлен финансовый отчет в соответствии с МСФО 21;
- пересчет показателей отчета о движении денежных средств в иностранную валюту, в которой будет представлен финансовый отчет в соответствии с МСФО 21;
- завершение процесса формирования финансовой отчетности по МСФО;
- анализ требований к раскрытию дополнительной информации и формирование комментариев к финансовой отчетности.
2.2 Принципы составления и общая характеристика международных стандартов финансовой отчетности.
Конец XX столетия ознаменовался становлением глобальной мировой экономики и усилением международной конкуренции. По данным ООН за период с 1970 г. по начало 90-х годов количество транснациональных корпораций увеличилось с 7 до 40 тысяч; в настоящее время они контролируют деятельность более 150 тысяч компаний в различных странах мира. Усилилось влияние на интеграционные процессы региональных финансовых рынков, особенно в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Современный уровень развития глобальных информационных сетей позволяет обеспечить мгновенную передачу финансовой информации, в том числе данных бухгалтерской отчетности, любому заинтересованному пользователю. Все эти факторы стали оказывать влияние на системы бухгалтерского учета каждой страны. Как отмечалось на XV Всемирном конгрессе бухгалтеров (Париж, 1997 г.), в настоящее время в мире действует свыше 80 национальных систем бухгалтерского учета. В условиях свободы движения рабочей силы и капитала, конвертируемости национальных валют потребовалась разработка единых подходов к формированию экономических показателей, которые адекватно отражали бы, с одной стороны, состояние экономики той или иной страны, с другой - финансовое состояние и результаты деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
Работу по созданию нормативных документов, раскрывающих требования к содержанию бухгалтерской информации и методологию получения важнейших учетных характеристик на основе гармонизации национальных стандартов экономически развитых стран, возглавил созданный в 1973 г. в рамках ООН Международный комитет по стандартам финансовой отчетности, который в дальнейшем стал называться Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Документы, разрабатываемые КМСФО, носят название международных стандартов финансовой отчетности (International Accounting Standards, IAS русская аббревиатура — МСФО). В 1977 г. в Женеве была учреждена Международная федерация бухгалтеров (МФБ), основным направлением деятельности которой является установление единых профессиональных требований к бухгалтерской деятельности (в области образования, бухгалтерской этики), а также адаптация МСФО к применению в государственном секторе экономики. Все профессиональные бухгалтерские организации, являющиеся членами МФБ, одновременно являются и членами КМСФО.
На начало 2000 г. в этих международных организациях насчитывалось 153 члена из 112 стран (в 1973 г. учредителями КМСФО выступили представители лишь 9 стран: Австралии, Великобритании, Германий, Канады, Мексики, Нидерландов, США, Франции и Японии).
В 2001 г. КМСФО был преобразован в Управление по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Board, IASB), которое приступило к работе в составе экспертов в области бизнеса, бухгалтерского учета, инвестиций, образования. Управление имеет статус независимого негосударственного органа, его штаб-квартира находится в Лондоне. Принято решение изменить название стандартов на английском языке. Все новые стандарты обозначаются аббревиатурой IFRS - International Financial Reporting Standards, при этом в российской практике сохраняется употребление первоначального названия — Международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards). Необходимость широкого использования международных стандартов обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО - это важное условие приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует полной открытости организации перед инвесторами. Если иностранный инвестор не в состоянии проследить с помощью финансовой отчетности, как используется предоставленный им капитал, любая страна останется зоной повышенного риска, что для фирм — резидентов этой страны выразится в увеличении стоимости предоставляемых им финансовых ресурсов с международных рынков.
Во-вторых, отчетность, подготовленная по МСФО, рассматривается как один из важнейших элементов корпоративного управления. При разработке МСФО во главу угла поставлены информационные потребности конкретных пользователей, в первую очередь акционеров (собственников) и инвесторов. При выборе в рамках стандартов определенного методического подхода для раскрытия организацией учетных данных предпочтение должно быть отдано тому из них, который позволит сформировать полезную для принятия экономических решений информацию.
В-третьих, использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для совершенствования национальных систем учета. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они представляют собой результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров-практиков и ученых, представителей различных научных школ. Стандарты учитывают опыт работы с отчетностью бирж и организаций, регулирующих обращение ценных бумаг, финансовых институтов, профсоюзных федераций и межправительственных органов, представители которых с 1991 г. образуют Консультативную группу в рамках КМСФО. '
В-четвертых, применение МСФО существенно расширяет возможности национальных систем учета. Крылатое выражение «бухгалтерский учет - язык бизнеса» обретает интернациональный смысл, поскольку отчетность, сформированная в соответствии с МСФО, становится понятной представителям деловых кругов самых разных стран. В свою очередь, общество в целом приходит к осознанию значения бухгалтерской профессии для устойчивого развития экономики, расширения мирохозяйственных связей. Таким образом, становится очевидной роль МСФО как фактора повышения эффективности работы отдельных компаний и рыночной экономики в целом, стимулирования экономического роста и развития международных финансовых рынков.
Распространение МСФО сталкивается с определенными трудностями, которые носят объективный характер. Прежде всего, МСФО используются в основном развивающимися странами, где экономика особенно сильно зависит от иностранного капитала. Ведущие мировые державы с исторически сложившимися национальными системами бухгалтерского учета отдают предпочтение своим внутренним стандартам, отражающим специфику и обычаи делового оборота конкретной страны.
В России, несмотря на принятое Правительством постановление «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 06.03,98 г. № 283, процесс совершенствования порядка ведения учета и отчетности нельзя считать завершенным. Интересы государства как пользователя финансовой отчетности до сих пор преобладают над интересами частных инвесторов, сказываются и российские учетные традиции, среди которых: ориентация на единый План счетов и унифицированные формы бухгалтерской отчетности, стремление использовать результаты финансового учета в основном для целей налогообложения, неразвитость профессиональных общественных объединений бухгалтеров.
Таблица 2.1
Список МСФО (по состоянию на 1 апреля 2002 г.)
№ | Название | Вступление в силу | Статус |
МСФО 1 | Представление финансовой отчётности | 01.01.75г | Пересмотрен в 1997 г., редакция в силе с 01.07.98г, заменил МСФО 5 и МСФО 13 |
МСФО 2 | Запасы | 01.01.76г | Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 01.01.95г |
МСФО 3 | Консолидированная финансовая отчётность | 01.01.77г | Заменён на МСФО 27 и МСФО 28 |
МСФО 4 | Учёт амортизации | 01.01.77г | Частично заменён на МСФО 16 и МСФО IAS 38 |
МСФО 5 | Информация, подлежащая раскрытию в финансовой отчётности | 01.01.77г | Заменён на МСФО 1 |
МСФО 6 | Учёт и отчётность в связи с ценовыми изменениями | 01.01.78г | Заменён на МСФО 15 |
МСФО 7 | Отчёты о движении денежных средств | 01.01.79г | Пересмотрен в 1992 г., редакция в силе с 01.01.94г |
МСФО 8 | Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учётной политике | 01.01.79г | Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 01.01.95г, частично заменён на МСФО 35 |
МСФО 9 | Затраты на исследования и разработки | 01.01.80г | Заменён на МСФО 38 |
МСФО 10 | Условные события и события, произошедшие после отчётной даты | 01.01.80г | Пересмотрен в 1999 г, частично заменён на МСФО 37 |
МСФО 11 | Договоры подряда | 01.01.80г | Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 01.01.95г |
МСФО 12 | Налоги на прибыль | 01.01.81г | Пересмотрен в 1996 г., редакция в силе с 1.1.98 |
МСФО 13 | Представление отчётности об оборотных средствах и краткосрочных пассивах | 01.01.81г | Заменён на МСФО 1 |
МСФО 14 | Сегментная отчётность | 01.01.83г | Пересмотрен в 1997 г., редакция в силе с 01.07.98 |
МСФО 15 | Информация, отражающая влияние изменения цен | 01.01.83г | Внесены незначительные изменения в 1989 г., заменил МСФО 6 |
МСФО 16 | Основные средства | 01.01.83г | Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 01.01.95 |
МСФО 17 | Аренда | 01.01.83г | Пересмотрен в 1997 г., редакция в силе с 01.01.99 |
МСФО 18 | Выручка | 01.01.84г | Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 01.01.95г |
МСФО 19 | Вознаграждения работникам | 01.01.85г | Пересмотрен в 1998 г., редакция в силе с 01.01.99г |
МСФО 20 | Учёт правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи | 01.01.84г |
|
МСФО 21 | Влияние изменений валютных курсов | 01.01.85г | Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 01.01.95г |
МСФО 22 | Объединение компаний | 01.01.85г | Пересмотрен в 1998 г., редакция в силе с 01.07.99г |
МСФО 23 | Затраты по займам | 01.01.86г | Пересмотрен в 1993 г., редакция в силе с 01.01.95г |
МСФО 24 | Раскрытие информации о связанных сторонах | 01.01.86г |
|
МСФО 25 | Учёт инвестиций | 01.01.87г | Частично заменён на МСФО 39 и МСФО 40, аннулирован МСФО 40 |
МСФО 26 | Учёт и отчётность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам) | 01.01.88г |
|
МСФО 27 | Сводная отчётность | 01.01.90г | Скорректирован в соответствии с МСФО 39 |
МСФО 28 | Учёт инвестиций в ассоциированные компании | 01.01.90г | Частично заменён на МСФО 36 и МСФО 39 |
МСФО 29 | Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции | 01.01.90г |
|
МСФО 30 | Раскрытие информации в финансовой отчётности банков и аналогичных финансовых институтов | 01.01.91г | Пересмотрен в 1998 г., редакция в силе с 01.01.01г |
МСФО 31 | Финансовая отчётность об участии в совместной деятельности | 01.01.92г | Скорректирован в соответствии с МСФО 36 и МСФО 39 |
МСФО 32 | Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации | 01.01.96г | Пересмотрен в 1999 г., редакция в силе с 01.01.01г |
МСФО 33 | Прибыль на акцию | 01.01.98г |
|
МСФО 34 | Промежуточная финансовая отчётность | 01.01.99г |
|
МСФО 35 | Прекращаемая финансовая отчётность | 01.01.99г |
|
МСФО 36 | Обесценение активов | 01.07.99г | Частично заменяет положения МСФО 16 и МСФО 22 |
МСФО 37 | Резервы, условные обязательства и условные активы | 01.07.99г |
|
МСФО 38 | Нематериальные активы | 01.07.99г | Заменил МСФО 9 |
МСФО 39 | Финансовые инструменты: признание и оценка | 01.01.01г |
|
МСФО 40 | Инвестиционная собственность* | 01.01.01г | Аннулировал МСФО 25 |
МСФО 41 | Учет в сельском хозяйстве | 01.01.02г |
|
Информация о работе Международные стандарты бухгалтерской финансовой отчетности