Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:03, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как:
-понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- законодательное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-порядок оформление бухгалтерской отчетности;
- характеристика Международных стандартов финансовой отчетности.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ В РОССИИ, ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ.
1.1 Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности…………………………….4
1.2 Документальное оформление бухгалтерской отчетности………………….5-9
1.3 Законодательное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности……………………………………………………………………..10-13
Глава 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ.
2.1 Трансформация бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности……………………...14-19
2.2 Принципы составления и общая характеристика международных стандартов финансовой отчетности……………………………………………..20-25
Заключение………………………………………………………………………. 26-28
Список литературы………………………………
Третий уровень включает документы, на основе которых, по существу, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К ним относятся методические рекомендации, инструкции, приказы Минфина России: «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации», раскрывающий особенности формирования бухгалтерской отчетности в случае реорганизации и ликвидации организации от 28.07.95 г. № 81; «О порядке публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» от 28.11.96 г. № 101; «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» от 30.12.96 г. № 112; приказ Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н (ред. от 18.09.2006)"О формах бухгалтерской отчетности организаций". Приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» предусмотрены три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчетности - упрощенный, стандартный и расширенный. Кроме того, на практике используется четвертый вариант - организация составляет отчетность в полном соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и не формирует ее параллельно по российским правилам.
Необходимость выделения вариантов формирования отчетности связана с тем, что разные группы организаций в зависимости от поставленных задач должны по-разному решать проблемы прозрачности при раскрытии итоговой бухгалтерской информации. Можно выделить три группы организаций: первая группа - открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке; вторая группа – организации, формирующие бухгалтерскую отчетность по расширенному варианту оставшиеся акционерные общества, а также федеральные и крупные муниципальные государственные унитарные предприятия; третья группа – закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.
Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментной отчетности, как для внешних пользователей, так и для внутренних целей. Основным, нормативным документом при формировании организацией бухгалтерской отчетности, является Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) “Бухгалтерская отчетность организации”.
В данном Положении устанавливается состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ.
Трансформация (от лат. trans - сквозь, через formation - образование) означает процесс перехода из одного состояния в другое, преобразование.
В отношении бухгалтерской отчетности трансформация представляет процесс перевода (трансляции) статей российской бухгалтерской отчетности в формат финансовой отчетности в соответствии с другими бухгалтерскими стандартами, отличными от российских норм бухгалтерского учета и отчетности.
Трансформацию отчетности следует отличать от организации параллельного бухгалтерского учета в нескольких системах бухгалтерского учета. Трансформация затрагивает исключительно статьи бухгалтерской отчетности, а параллельное ведение бухгалтерского учета обеспечивает формирование финансовой отчетности по МСФО на основе соответствующих бухгалтерских записей, сделанных в течение всего отчетного периода. Следовательно, трансформация предусматривает преобразование российской бухгалтерской отчетности в финансовую отчетность по МСФО только по состоянию на отчетную дату.
В настоящее время большое количество российских организаций проводят или собираются проводить трансформацию бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Многие из этих организаций имеют специальные подразделения, занимающиеся трансформацией отчетности, некоторые - заняты ведением параллельного российскому бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Увеличение количества организаций, осуществляющих трансформацию бухгалтерской отчетности, привело к появлению различных методик по трансформации.
Рассмотрим основные подходы к организации и проведению трансформации российской бухгалтерской отчетности в формат МСФО. Для этого необходимо:
- раскрыть различия между форматами и содержанием бухгалтерских отчетов, используемых в России и в системе МСФО;
- рассмотреть различия в расчете показателей отчетности между российскими стандартами и МСФО (оценка статей, момент признания и др.);
- рассмотреть подходы к трансформации показателей российской бухгалтерской отчетности в формат МСФО.
Различия между форматами и содержанием бухгалтерских отчетов, используемых в России и в системе МСФО, представлены в табл. 2.2
Таблица 2.2
Различия представления информации в российской бухгалтерской отчетности и финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
№ | Различие | Россия | МСФО |
1 | Количество форм бухгалтерской (финансовой) отчетности | бухгалтерский баланс Отчет о прибылях и убытках Отчет об изменениях капитала Отчет о движении денежных средств Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) Пояснительная записка | Бухгалтерский баланс Отчет о прибылях и убытках Отчет об изменениях капитала Отчет о движении денежных потоков Комментарии к финансовой отчетности
|
2 | Рекомендуемое представление бухгалтерского баланса | Информация приводится в агрегированной форме только при условии несущественности агрегируемых статей бухгалтерского баланса | Информация приводится в агрегированной форме (путем приведения итоговых сумм по группам статей баланса) |
3 | Рекомендуемое представление отчета о прибылях и убытках | Показатели отчета представляются по функциональному составу. Допускается представление показателей в разбивке по видам деятельности (текущей, финансовой, инвестиционной) | Показатели отчета могут раскрываться как по функциональному составу, так и в разрезе доходов и расходов по экономическому содержанию (например, расходы раскрываются по элементам затрат)
|
4 | Рекомендуемое представление отчета об изменениях капитала | Рекомендуемый формат не предусматривает системного представления информации об отнесении произошедших изменений к определенному компоненту капитала (например, к добавочному капиталу) Не предусмотрена корректировка входящего остатка капитала (на начало года) на влияние изменений учетной политики | Движение компонентов собственного капитала раскрывается в более наглядной (матричной) форме, Предусмотрен альтернативный вариант раскрытия изменения в капитале в виде отчета о признанных прибылях и убытках Предусмотрена корректировка входящего остатка капитала на влияние изменений учетной политики
|
5 | Рекомендуемое представление отчета о движении денежных средств | Предусмотрено использование как прямого, так и косвенного методов движения денежных средств | Возможно дополнительное раскрытие движения денежных потоков по сегментам |
6 | Раскрытие пояснений к бухгалтерской (финансовой) отчетности | Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках могут раскрываться в приложениях к указанным формам отчетности, а также в рамках приложения к бухгалтерскому балансу (Форма № 5) | Пояснения к показателям форм отчетности раскрываются в виде расшифровок и текстовых комментариев
|
7 | Информация о забалансовых статьях | Предусмотрена справка о наличии забалансовых ценностей, однако информация раскрывается без логической привязки к соответствующим балансовым статьям | Формат раскрытия информации забалансовых статей не предусмотрен, однако существуют требования о логически связанном раскрытии забалансовых статей и активов (обязательств)
|
8 | Различия в составе показателей бухгалтерского баланса | Показатель «Отложенный налоговый актив» («Отложенное налоговое обязательство») не предусмотрен | Включается показатель «Отложенный налоговый актив» («Отложенное налоговое обязательство») в актив и соответственно в обязательства баланса |
9 | Различия в составе показателей отчета о прибылях и убытках | Включение в отчет показателя «Амортизация» не предусмотрено | Рекомендуется выделять амортизацию в отдельную строку отчета о прибылях и убытках
|
Существуют значительные различия в расчете показателей российской бухгалтерской отчетности и финансовой отчетности по МСФО. Несмотря на незначительные внешние отличия форм российской бухгалтерской отчетности от рекомендуемых форматов МСФО, в порядке расчета показателей, включаемых в отчетные формы. Эти различия можно классифицировать как:
- различия в понятийном аппарате, определяющие расхождения в признании активов, обязательств, доходов и расходов в целях бухгалтерского учета, для формирования отчетности;
- различия в подходах к оценке отдельных видов активов, обязательств, капитала, доходов и расходов (в том числе учет справедливой стоимости);
- различия в подходах к денежному измерению активов, обязательств, доходов и расходов в России и в системе МСФО (учет инфляционных процессов);
- различия в возможности использования аналитических методов (например, дисконтирование), призванных уточнить оценку активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов.
Различия в понятийном аппарате должны рассматриваться с точки зрения концептуального различия практики российского бухгалтерского учета и требований международных стандартов. При этом следует учитывать, что определения доходов и расходов в российской системе регулирования бухгалтерского учета и МСФО отличаются несущественно. Основное концептуальное различие заключается в том, что записи на счетах в российском учете вносятся на основе оправдательных (юридических) документов, а в системе МСФО - на основе экономически обоснованного профессионального суждения. Учитывая сохранившуюся тесную привязку текущего бухгалтерского учета и форм российской отчетности, сложно предположить возможность российской отчетности отвечать требованию приоритета содержания. Отсутствие же определения активов, обязательств и капитала в российской системе бухгалтерского учета создает дополнительные трудности при трансформации. Затрудняет трансформацию и несоответствие практики российского бухгалтерского учета нормативным актам, выпускаемым по Программе реформирования системы бухгалтерского учета в России. В большинстве случаев бухгалтерский учет ведется в соответствии с налоговым законодательством, а не рекомендациями Министерства финансов РФ.
Во многих случаях требования налогового законодательства и рекомендаций в виде Положений по бухгалтерскому учету существенно различаются.
Назовем только отдельные области несоответствия:
- учет основных средств и амортизации;
- учет нематериальных активов;
- учет материалов;
- учет незавершенного производства;
- учет готовой продукции.
При существующих различиях между бухгалтерским и налоговым учетом при трансформации российской отчетности требуется и большое число корректировок, поскольку российские ПБУ тесно связаны с нормами МСФО. Различия в подходах к оценке отдельных видов активов, обязательств, капитала, доходов и расходов связаны прежде всего с неразвитостью российской системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Хотя в отдельных случаях методические рекомендации Минфина РФ и ПБУ предусматривают подход к оценке учетных объектов, соответствующий МСФО, Однако на практике выполнение этих рекомендаций затруднено. Различия в денежной оценке учетных объектов в российской практике и МСФО объясняются тем, что в России нет должного учета инфляции и влияния изменения цен. В системе МСФО указанным проблемам посвящены три стандарта: МСФО 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен», МСФО 21 «Влияние изменений валютных ресурсов», МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции». Все указанные стандарты в разной степени используются при трансформации бухгалтерской отчетности в формат МСФО. Наибольшее влияние на динамику показателей российской отчетности оказывает применение МСФО 29.
Подходы к трансформации показателей российской бухгалтерской отчетности в формат МСФО. Существует широкая практика трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО. Мы рассмотрим только основные направления и последовательность трансформационных процедур.
Перед началом трансформации бухгалтерской отчетности необходимо выявить различия между российской практикой бухгалтерского учета, нормативными актами по бухгалтерскому учету и требованиями международных стандартов.
Схематично эти различия представлены на рисунке.
Рисунок 2.1. «Схема различий, трансформаций российской отчетности в соответствии с МСФО»
БУ ≠ МСФО 3, 4, 5, 6 | Нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности Минфина РФ |
БУ ≠ НУ 1, 2 |
|
|
|
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) |
| Требования налогового законодательства (НК РФ) |
Информация о работе Международные стандарты бухгалтерской финансовой отчетности