Международные стандарты бухгалтерской финансовой отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как:
-понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- законодательное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-порядок оформление бухгалтерской отчетности;
- характеристика Международных стандартов финансовой отчетности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ В РОССИИ, ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ.
1.1 Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности…………………………….4
1.2 Документальное оформление бухгалтерской отчетности………………….5-9
1.3 Законодательное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности……………………………………………………………………..10-13
Глава 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ.
2.1 Трансформация бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности……………………...14-19
2.2 Принципы составления и общая характеристика международных стандартов финансовой отчетности……………………………………………..20-25
Заключение………………………………………………………………………. 26-28
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

бух фин.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

Третий уровень включает документы, на основе которых, по существу, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К ним относятся методические рекомендации, инструкции, приказы Минфина России: «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации», раскрывающий особенности формирования бухгалтерской отчетности в случае реорганизации и ликвидации организации от 28.07.95 г. № 81; «О порядке публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» от 28.11.96 г. № 101; «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» от 30.12.96 г. № 112; приказ Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н (ред. от 18.09.2006)"О формах бухгалтерской отчетности организаций". Приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» предусмотрены три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчетности - упрощенный, стандартный и расширенный. Кроме того, на практике используется четвертый вариант - организация составляет отчетность в полном соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и не формирует       ее параллельно по российским правилам.

Необходимость выделения вариантов формирования отчетности связана с тем, что разные группы организаций в зависимости от поставленных задач должны по-разному решать проблемы прозрачности    при раскрытии итоговой бухгалтерской информации. Можно выделить три группы организаций: первая группа - открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке; вторая группа – организации, формирующие бухгалтерскую отчетность по расширенному варианту оставшиеся акционерные общества, а также федеральные и крупные муниципальные государственные унитарные предприятия; третья группа – закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.

Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает указания, инструкции и другие документы в рамках учетной политики самих хозяйствующих субъектов по составу, формам, адресам и срокам представления сегментной отчетности, как для внешних пользователей, так и для внутренних целей. Основным, нормативным документом при формировании организацией бухгалтерской отчетности, является Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) “Бухгалтерская отчетность организации”.

В данном Положении устанавливается состав, содержание и мето­дические основы формирования бухгалтерской отчетности организа­ций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.

 

ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ.

2.1              Трансформация бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности

Трансформация (от лат. trans - сквозь, через formation - образование) означает процесс перехода из одного состояния в другое, преобразование.

В отношении бухгалтерской отчетности трансформация представляет процесс перевода (трансляции) статей российской бухгалтерской отчетности в формат финансовой отчетности в соответствии с другими бухгалтерскими стандартами, отличными от российских норм бухгалтерского учета и отчетности.

Трансформацию отчетности следует отличать от организации параллельного бухгалтерского учета в нескольких системах бухгалтерского учета. Трансформация затрагивает исключительно статьи бухгалтерской отчетности, а параллельное ведение бухгалтерского учета обеспечивает формирование финансовой отчетности по МСФО на основе соответствующих бухгалтерских записей, сделанных в течение всего отчетного периода. Следовательно, трансформация предусматривает преобразование российской бухгалтерской отчетности в финансовую отчетность по МСФО только по состоянию на отчетную дату.

В настоящее время большое количество российских организаций проводят или собираются проводить трансформацию бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Многие из этих организаций имеют специальные подразделения, занимающиеся трансформацией отчетности, некоторые - заняты ведением параллельного российскому бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Увеличение количества организаций, осуществляющих трансформацию бухгалтерской отчетности, привело к появлению различных методик по трансформации.

Рассмотрим основные подходы к организации и проведению трансформации российской бухгалтерской отчетности в формат  МСФО. Для этого необходимо:

- раскрыть различия между форматами и содержанием бухгалтерских отчетов, используемых в России и в системе МСФО;

- рассмотреть различия в расчете показателей отчетности между российскими стандартами и МСФО (оценка статей, момент признания и др.);

- рассмотреть подходы к трансформации показателей российской бухгалтерской отчетности в формат МСФО.

Различия между форматами и содержанием бухгалтерских отчетов, используемых в России и в системе МСФО, представлены в табл. 2.2

Таблица 2.2

Различия представления информации в российской бухгалтерской отчетности и финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

Различие

Россия

МСФО

1

Количество форм бухгалтерской (финансовой) отчетности

бухгалтерский баланс Отчет о прибылях и убытках Отчет об изменениях капитала Отчет о движении денежных средств Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) Пояснительная записка

Бухгалтерский баланс Отчет о прибылях и убытках Отчет об изменениях капитала Отчет о движении денежных потоков Комментарии к финансовой отчетности

 

2

Рекомендуемое представление бухгалтерского баланса

Информация приводится в агрегированной форме только при условии несущественности агрегируемых статей бухгалтерского баланса

Информация приводится в агрегированной форме (путем приведения итоговых сумм по группам статей баланса)

3

Рекомендуемое представление отчета о прибылях и убытках

Показатели отчета представляются по функциональному составу. Допускается представление показателей в разбивке по видам деятельности (текущей, финансовой, инвестиционной)

Показатели отчета могут раскрываться как по функциональному составу, так и в разрезе доходов и расходов по экономическому содержанию (например, расходы раскрываются по элементам затрат)

 

4

Рекомендуемое представление отчета об изменениях капитала

Рекомендуемый формат не предусматривает системного представления информации об отнесении произошедших изменений к определенному компоненту капитала (например, к добавочному капиталу)

Не предусмотрена корректировка входящего остатка капитала (на начало года) на влияние изменений учетной политики

Движение компонентов собственного капитала раскрывается в более наглядной (матричной) форме, Предусмотрен альтернативный вариант раскрытия изменения в капитале в виде отчета о признанных прибылях и убытках

Предусмотрена корректировка входящего остатка капитала на влияние изменений учетной политики

 

5

Рекомендуемое представление отчета о движении денежных средств

Предусмотрено использование как прямого, так и косвенного методов движения денежных средств

Возможно дополнительное раскрытие движения денежных потоков по сегментам

6

Раскрытие пояснений к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках могут раскрываться в приложениях к указанным формам отчетности, а также в рамках приложения к бухгалтерскому балансу (Форма № 5)

Пояснения к показателям форм отчетности раскрываются в виде расшифровок и текстовых комментариев

 

7

Информация о забалансовых статьях

Предусмотрена справка о наличии забалансовых ценностей, однако информация раскрывается без логической привязки к соответствующим балансовым статьям

Формат раскрытия информации забалансовых статей не предусмотрен, однако существуют требования о логически связанном раскрытии забалансовых статей и активов (обязательств)

 

8

Различия в составе показателей бухгалтерского баланса

Показатель «Отложенный налоговый актив» («Отложенное налоговое обязательство») не предусмотрен

Включается показатель «Отложенный налоговый актив» («Отложенное налоговое обязательство») в актив и соответственно в обязательства баланса

9

Различия в составе показателей отчета о прибылях и убытках

Включение в отчет показателя «Амортизация» не предусмотрено

Рекомендуется выделять амортизацию в отдельную строку отчета о прибылях и убытках

 

 

Существуют значительные различия в расчете показателей российской бухгалтерской отчетности и финансовой отчетности по МСФО. Несмотря на незначительные внешние отличия форм российской бухгалтерской отчетности от рекомендуемых форматов МСФО, в порядке расчета показателей, включаемых в отчетные формы. Эти различия можно классифицировать как:

- различия в понятийном аппарате, определяющие расхождения в признании активов, обязательств, доходов и расходов в целях бухгалтерского учета, для формирования отчетности;

- различия в подходах к оценке отдельных видов активов, обязательств, капитала, доходов и расходов (в том числе учет справедливой стоимости);

- различия в подходах к денежному измерению активов, обязательств, доходов и расходов в России и в системе МСФО (учет инфляционных процессов);

- различия в возможности использования аналитических методов (например, дисконтирование), призванных уточнить оценку активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов.

Различия в понятийном аппарате должны рассматриваться с точки зрения концептуального различия практики российского бухгалтерского учета и требований международных стандартов.  При этом следует учитывать, что определения доходов и расходов в российской системе регулирования бухгалтерского учета и МСФО отличаются несущественно. Основное концептуальное различие заключается в том, что записи на счетах в российском учете вносятся на основе оправдательных (юридических) документов, а в системе МСФО - на основе экономически обоснованного профессионального суждения. Учитывая сохранившуюся тесную привязку текущего бухгалтерского учета и форм российской отчетности, сложно предположить возможность российской отчетности отвечать требованию приоритета содержания. Отсутствие же определения активов, обязательств и капитала в российской системе бухгалтерского учета создает дополнительные трудности при трансформации. Затрудняет трансформацию и несоответствие практики российского бухгалтерского учета нормативным актам, выпускаемым по Программе реформирования системы бухгалтерского учета в России. В большинстве случаев бухгалтерский учет ведется в соответствии с налоговым законодательством, а не рекомендациями Министерства финансов РФ.

Во многих случаях требования налогового законодательства и рекомендаций в виде Положений по бухгалтерскому учету существенно различаются.

Назовем только отдельные области несоответствия:

-  учет основных средств и амортизации;

-  учет нематериальных активов;

-  учет материалов;

-  учет незавершенного производства;

-  учет готовой продукции.

При существующих различиях между бухгалтерским и налоговым учетом при трансформации российской отчетности требуется и большое число корректировок, поскольку российские ПБУ тесно связаны с нормами МСФО.  Различия в подходах к оценке отдельных видов активов, обязательств, капитала, доходов и расходов связаны прежде всего с неразвитостью российской системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Хотя в отдельных случаях методические рекомендации Минфина РФ и ПБУ предусматривают подход к оценке учетных объектов, соответствующий МСФО, Однако на практике выполнение этих рекомендаций затруднено. Различия в денежной оценке учетных объектов в российской практике и МСФО объясняются тем, что в России нет должного учета инфляции и влияния изменения цен. В системе МСФО указанным проблемам посвящены три стандарта: МСФО 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен», МСФО 21 «Влияние изменений валютных ресурсов», МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции». Все указанные стандарты в разной степени используются при трансформации бухгалтерской отчетности в формат МСФО. Наибольшее влияние на динамику показателей российской отчетности оказывает применение МСФО 29.

Подходы к трансформации показателей российской бухгалтерской отчетности в формат МСФО. Существует широкая практика трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО. Мы рассмотрим только основные направления и последовательность трансформационных процедур.

Перед началом трансформации бухгалтерской отчетности необходимо выявить различия между российской практикой бухгалтерского учета, нормативными актами по бухгалтерскому учету и требованиями международных стандартов.

Схематично эти различия представлены на рисунке.

Рисунок 2.1.  «Схема различий, трансформаций российской отчетности в соответствии с МСФО»

 

 

 

БУ ≠   МСФО

3, 4, 5, 6

Нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности Минфина РФ

 

 

 

БУ ≠ НУ

1, 2

 

 

 

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)

 

Требования налогового законодательства (НК РФ)

Информация о работе Международные стандарты бухгалтерской финансовой отчетности